Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики

Записки путешественника

«После поездки в Непал я стал иначе относиться к России»

16.12.2015

Фотограф-фрилансер Алексей Бородин рассказал о Непале, горных восхождениях и непальских маршрутках.

Как все начиналось

Где-то в середине двухтысячных разные знакомые были в Непале и рассказывали о том, что там очень здорово. Там красиво, там все такие доброжелательные… Беззаботность какая-то там.

И когда наконец-то появились финансовые возможности, мы с женой просто взяли и поехали туда. Поехали мы в общем-то спонтанно. Долго не готовились.

Никаких сложностей с визой или перелетом не было. Самое главное было рассчитать маршрут. Летели мы из Киева через Дубай. Это было дешевле. Правда, в Дубае пришлось надолго задержаться – мы проторчали там почти сутки.

Оттуда, наконец, прилетели в Катманду. Ночь, дождь идет, народу тьма. Запахи совершенно другие. Все другое.

По дорогам хиппи

Такое туристическое направление выглядит нетрадиционно только для России. Для Европы это нормально. В Непале – весь мир. Когда идешь по Катманду, слышишь речь на всех языках. Очень приятная атмосфера, никакой агрессии. Все варятся в одном котле.

Нас пугали какой-то преступностью в Катманду. Не знаю. По-моему, у нас в центре Орла опасней. Мы жили, правда, в туристическом районе.

Этот маршрут появился еще в пятидесятых годах прошлого века, когда из Европы люди ехали в Азию, в Индию, в Непал. Такой классический маршрут для хиппи.

Белые хуже неприкасаемых

Непал – страна, мягко говоря, небогатая. Люди хорошие, доброжелательные. Но белые для них хуже неприкасаемых. Они совершенно нормально общаются, улыбаются. Но… они нас в своем мире как бы не видят.

Если ты позволишь себя обмануть – обманут. Но и признаются в обмане легко.

У нас был такой случай. Мы поехали в горы, взяв автомашину через агентство. И водитель довез нас до половины дороги. Оказалось, что хозяин так и договорился с ним. Но нам об этом, конечно, никто заранее не сказал. Нам пришлось ругаться по телефону. Мы такой русской мафией прикинулись и объяснили, что когда мы вернемся, кому-то будет очень нехорошо. Хозяин пообещал вернуть деньги. И уже когда приехали обратно, хозяин молча, буквально ни слова не говоря, открыл сейф и отдал деньги. Мы все тоже забрали молча и ушли.

Про дороги

Правил дорожного движения в Катманду нет. Все едут туда, куда хотят. И, что характерно, нет аварий. И конфликтов нет, никто никому морды не бьет почему-то. Хотя все едут одновременно и поворачивают туда, куда им нужно. Они сигналят, кричат, в окна высовываются из машин – и едут.

Мы поздно поняли, что такси – довольно дорогая штука. Хотя дешевле наших раза в три. Но есть еще более дешевый транспорт – что-то вроде наших маршруток. Водители там такие же и тоже радио слушают всю дорогу. Но вот в чем сложность: номера и названия-то на непали (государственный язык Непала). Мы, соответственно, не понимали ничего.

Но есть, оказывается, одна хитрость. Нужно просто кричать, куда тебе надо. Тут обязательно подбегает мальчишка, которого нанимают водители, и загоняет публику в нужную маршрутку. На наши деньги маршрутка стоит рублей пять.

Один раз мы поехали на рикше ради экзотики. Рикши не знают адресов и очень плохо говорят по-английски. Не разбираются даже в том районе, где стоят. И по пути у всех спрашивают, куда ехать. Очень медленно. Даже пешком быстрее. Рикши – это наихудший вариант.

Рестораны и гостиницы

У них везде рестораны. Именно рестораны разных уровней, а не кафе. Если есть крыша, стены, столики и очаг – это уже ресторан. Еда дешевая. Цены начинаются буквально от пяти рублей за блюдо. При этом еда совершенно настоящая, все свежее, никаких полуфабрикатов. Пельмени есть такие продолговатые, называются «момо». Только начинка не мясная.

Номер на троих в гостинице стоит долларов восемь-десять за ночь. Можно даже дешевле найти хостел – два-три доллара за ночь. Но в гостиницах же никто не сидит, в Непал не за этим едут.

Лучше гор только горы

В Непал мы попали в конце сезона дождей – в конце сентября. Утром жара, в 11–12 часов начинается дождь и идет примерно до четырех дня.

В горы мы вышли 2 октября. Высоты там серьезные, это Гималаи все-таки, а опыта у нас почти не было. Горные маршруты по степени сложности делятся на легкие, средние и тяжелые. Тяжелые – это, например, восхождение на Эверест. Полтора месяца восхождения, и общие траты на уровне 120 тысяч долларов на человека. Мы поднялись – не на Эверест, конечно – на высоту 3950 метров. Дальше было уже очень тяжело. Альпинисты про это знают: можно раз в год по тысяче метров прибавлять. Не быстрее. А наш опыт до этого был где-то 1300 метров в Крыму. Мы дошли до границы зелени и камней. Дальше – ледники.

Сложно рассказывать про горы. Там надо просто побывать.

Все изменилось

Когда ты за границу едешь, тебе кажется, там все хорошо. Там лучший мир. А там то же самое. Ямы на дорогах, мусор. Совершенно такая же ситуация, как и у нас.

Я стал по-другому относиться к тому месту, где живу. К Орлу. Вообще к России. Раньше мы дергались, хотелось куда-то переехать. Здесь плохо, где-то должно быть лучше. Сравнивал что-то. А теперь какое-то спокойствие пришло. И вообще: бессмысленно сравнивать страны и города. Плохое и хорошее можно найти везде. И эти внутренние ощущения перевозить из одного места в другое. Здесь не нравится – там тоже будет все не нравиться. И когда вдруг внутри появилось какое-то согласие – стало все хорошо. Да, я вижу плохое. Я понимаю, что оно есть. Но я не все внутрь себя впускаю.

Записал Денис Яковлев, фото Алексея Бородина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.