Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Экономика

Пошатнувшаяся Орловщина

22.05.2017
12 мая в Орле, в администрации региона, прошли Гайдаровские чтения. Эксперты рассуждали на тему устойчивого экономического роста и социально-политических предпосылок для эффективного развития России в целом и регионов в частности. Проанализировав всю информацию, вывод можно сделать один: Орловскую область, увы, с учетом нынешнего положения дел, ждет не самое светлое будущее. Печально, но факт: у нас куда больше оснований для «увядания», чем для стремительного роста. Почему, спросите вы? Я вам отвечу.
 
А у вас капитал утекает
Залогом устойчивого экономического роста страны являются частные инвестиции, открыто заявил в рамках своего доклада Владимир Мау, ректор РАНХиГС, профессор и доктор экономических наук. Успех России в целом зависит от успешной работы всех деталей пазла – регионов. Местным властям необходимо разработать программы роста, рассчитанные на привлечение капитала.

И здесь, по словам эксперта, на передовую выходит главный вопрос – способность регионального правительства создать для инвестора приемлемые условия, дать гарантии минимум на ближайшие десять лет. Придет или нет «вкладчик» в сектор промышленности или, например, в АПК, зависит от уровня доверия к власти и имеющимся рискам в регионах. Кстати, в этом вопросе Орловщину не раз приводили в качестве… плохого примера. Ведь из-за отсутствия гибкой политики инвесторы бегут от нас, как крысы с тонущего корабля, в сторону более лояльных соседей по ЦФО.

Не так давно «ОВ» сообщил о том, что московская компания «Русагрохолдинг» отказалась от планов построить во Мценском районе промышленный птицеводческий комплекс по производству мяса индейки и субпродуктов, а также тепличное хозяйство по выращиванию экологически чистых овощей. Реализацию проекта остановили из-за осторожности чиновников и неприемлемых для инвестора условий.

Сами чиновники закрывают глаза на собственную провальную инвестиционную деятельность, на каждом углу подчеркивая, что «на фоне экономического кризиса, территориальной жесткой конкуренции, а также вопреки негативному информационному фону инвестиционная деятельность в регионе развивается успешно».

Впрочем, независимые аналитические исследования говорят об обратном. Согласно данным АРСЭП, по итогам прошлого года наибольший объем инвестиций в основной капитал привлекли Московская, Воронежская, Белгородская, Липецкая и Тульская области. Хуже всех показатели у Ивановской, Костромской и Орловской областей. Мы оказались в числе регионов стратегического отставания и низкого уровня надежности. Так что стать оплотом эффективного развития страны нам уж точно не грозит.

Кстати, опытом развития Орловской области (предполагаю, «похвальным») в посткризисный период на Гайдаровских чтениях должен был поделиться глава региона Вадим Потомский. Но в силу не озвучиваемых широкой аудитории причин мероприятие не посетил. Зато 15 мая  на еженедельной планерке в областной администрации он устроил охоту на ведьм. Мол, во всем виноваты чиновники, возомнившие себя «большими начальниками», а по факту не способные использовать финансы, которые губернатор «выбивает».

– По ряду вопросов есть много нерешенных тем, пробуксовывает очень много. Вопросы есть в том числе и к правительству Орловской области. Я езжу и договариваюсь, но у вас не получается деньги использовать, которые я выбиваю, – возмущался губернатор.

И пригрозил «последним заседанием правительства» тем, «у кого не получается».

Случатся ли кадровые перестановки  и будет ли от этого хоть какой-то толк, покажет время. А пока до передового региона, и это не секрет уже ни для кого, мы не дотягиваем: не только по строке «инвестиции», но и по аспектам бюджетной политики.

Неэффективный бюджет
В частности, на Гайдаровских чтениях речь зашла о госдолге. В качестве позитивного аспекта собравшиеся отметили сокращающийся размер госдолга России. И рекомендовали регионами также снижать уровень задолженности.

Увы, но нам и здесь пока хвалиться нечем. Государственный долг Орловской области за год вырос на три миллиарда рублей. На сегодняшний день мы должны разным структурам около 15,4 миллиарда. Это свыше 90 процентов от объема налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет. По экспертным подсчетам, в 2016-м на один рубль дохода бюджета приходилось чуть больше 90 копеек госдолга. Общеизвестно, чем ниже соотношение доходов и долгов казны, тем более устойчивым в финансовом плане является субъект Федерации. Как показывают несложные подсчеты, в последние несколько лет объем госдолга Орловской области растет в среднем на два миллиарда в год. Для его погашения правительство региона периодически берет кредиты в коммерческих банках.

И это в условиях, когда, по словам Ильи Соколова, ведущего научного сотрудника института Гайдара, именно бюджет, наравне с частными инвестициями, является главным инструментом структурных преобразований в экономике. И ладно бы кредиты расходовались эффективно и приносили плоды (развитие промышленности, привлечение инвесторов, создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения), как, например, в Белгородской области, размер госдолга которой перевалил за 40 млрд рублей, а доходы – за 60 миллиардов. Но, увы и ах…

Основываясь на словах эксперта, отмечу, что бюджет Орловщины нельзя назвать бюджетом развития. Он сохраняет инертную структуру расходов, поскольку основной статьей продолжают оставаться непроизводительные расходы – доля социальных трат является преобладающей.

Впрочем, увеличить финансирование производственных направлений было бы вполне реально, если бы не одно «но» – неэффективное использование имеющихся в распоряжении чиновников средств. Так, по итогам проверки КСП выявлены многомиллионные нарушения в сфере управления казенными деньгами. В частности, начальная максимальная цена контрактов превышает средние цены по ЦФО, что больно бьет по экономии бюджетных средств в регионе.

- В ряде регионов, в том числе в Орловской области, отсутствует стратегия сокращения потерь в отраслях за счет бюджетных ассигнований. Например, сфера АПК у вас с трудом сохраняет свои позиции. Особенно на фоне закрывшегося крупнейшего молочного завода в регионе. Ни частных инвестиций, ни поддержки из казны, – такое мнение было озвучено одним из экспертов на Гайдаровских чтениях.

В каком направлении следует двигаться, чтобы не дать окончательно упасть экономике области, на что чиновникам следует сделать упор? Ведь, судя по имеющейся информации, рано или поздно «неугодные» регионы, на фоне сильных межобластных различий, попросту «сольют». И Орловщина с учетом всех озвученных аспектов явно будет идти в первых рядах на ликвидацию финансовой независимости путем присоединения к одному из макрорегионов…

На сильных и слабых рассчитайся
Постоянное усиление межрегиональных различий по уровню развития свидетельствует о неэффективности региональной политики и требует принятия серьезных мер. 

Поддержка органов власти становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Как отмечают аналитики, выход из пошатнувшегося состояния может оказаться весьма болезненным в том случае, если экономические процессы будут пущены на самотек. С этим согласна и  Ольга Изряднова, завлабораторией структурных проблем экономики ИЭП им. Е.Т. Гайдара. По ее словам, отсутствие четких приоритетов негативно отражается на эффективности применения на местах таких инструментов федерального влияния, как целевые программы, инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование.

В то же время преодоление кризиса может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. Власть должна четко их (преимущества) понимать. Но одновременно признавать имеющиеся проблемы. Не скрывать за красивыми докладами «экономические ямы». Принять провалы как неизбежное «созидательное разрушение», когда в условиях дефицита финансовых вливаний происходит перелив капиталов и работников из менее эффективных отраслей и производств в более эффективные.

Только осознав свои слабости, можно увидеть сильные стороны. Тогда мы сможем комплексно развивать область, делая упор на такие механизмы, как особые экономические зоны, территории опережающего развития, кластеры, городские агломерации. Но существовать они должны не только на бумаге или в качестве планов о дальнейших намерениях, а реально действовать на практике. Тогда и сформируется предсказуемая, благоприятная среда для планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса. А регион может начать расцветать...  Если, конечно, еще не поздно.

 Виталия Румянцева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям