Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Жилищно-коммунальные хроники

Поправки в ЖК РФ, или Виртуозы манипуляций

09.11.2017

Государственная Дума приняла к рассмотрению очередную порцию поправок в Жилищный кодекс. Речь опять (в который уже раз!) идет о простейшей торговой операции: купле-продаже электроэнергии, воды, тепла, газа. Если очередные поправки будут приняты в том виде, в каком их подготовили авторы законопроекта, можно с уверенностью говорить: самые острые проблемы ЖКХ – проблемы неправильных начислений, долгов всех перед всеми – не будут решены. Дома будут продолжать ветшать, скандалов станет больше, а люди по-прежнему не будут понимать, за что и как им начисляют.

Неправильные правила

С момента принятия ЖК РФ в сфере жилищного законодательства приняты сотни правовых актов только федерального уровня, а региональных и муниципальных вообще не сосчитать. Далеко не каждый специалист знает даже реквизиты всех этих документов, не говоря уж об их содержании. Разумеется, большинство из нас не знает жилищного законодательства и подавно. Но что бы ни случилось, виноваты «коммунальщики» – так у нас традиционно называют управляющие организации и ТСЖ.

Граждане жалуются. Больше половины таких жалоб – на неправильно начисленные платежи. Казалось бы, чего уж проще, чем выставить верный счет за газ, свет, тепло и воду?! Нужна человеку электроэнергия – сколько израсходовал, за столько и заплати. Все ресурсы можно и нужно точно измерить счетчиками. Ан нет! Законодатель и правительство умудрились так запутать элементарную торговую операцию, что изложили ее самым невнятным способом на девяносто трех страницах убористого текста. С математическими формулами, иксами, игреками и ипсилонами. Назвали все это Правилами предоставления коммунальных услуг, в которых сам черт голову сломит. Эти правила мордуют граждан и вгоняют их в сильнейший стресс вот уже второй десяток лет.

Все эти годы клеймили позором управляющие компании за долги перед ресурсниками. Привлекали прокуратуру, жилищные инспекции, проводили тысячи совещаний и какими только карами не стращали работников управляющих организаций. В конце концов внезапно для правительства и Госдумы выяснилось: общий объем долгов жителей нашей страны за услуги жилищно-коммунального комплекса составляет потрясающую воображение сумму в полтора триллиона рублей. Дальше делать вид, что этой угрожающей всем нам проблемы нет, не получается. Надо что-то если не делать, то хотя бы имитировать деятельность.

Долги, в которых нет ничего нового, во время работы над бюджетом страны вызвали самую настоящую бурю как в депутатском корпусе, так и в придавленном «чудовищными» цифрами правительстве. Что, на наш непредвзятый взгляд, выглядит особенно забавно, ибо эти «недоимки» в ЖКХ так и болтаются как раз вокруг поразившего воображение депутатов и чиновников «триллиона с хвостиком» не только не первый день, но и даже не первый год. Тем не менее, в Государственной Думе заволновались и сразу потребовали довольно радикальных мер по борьбе не с долгами – с собственным населением.

В пояснительной записке к законопроекту фактически признаются экономически абсурдными правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. Вопрос о том, кто их узаконил, не исследуется. Будто бы жуликоватые управляющие организации сами присвоили себе роль посредников, а не Государственная Дума и правительство РФ вопреки здравому смыслу навязали им функцию так называемых исполнителей коммунальных услуг. Будто бы не сами законодатели не хотели и слышать голосов тех, кто на протяжении многих лет выступал против этой концепции абсурда, безответственности и воровства, против этой концепции «исполнителя коммунальных услуг».

Откуда что берется

Попытки наладить систему платежей, усиливая давление на управляющие компании, предпринимались неоднократно. Однако негативный образ управляющих организаций нисколько не способствует укреплению платежной дисциплины. Человек, уверенный, что деньги с него собирает вор, не горит желанием платить вору. Это не только множит неплатежи, но и порождает огромное недоверие к информации, предоставляемой управляющими организациями. А ведь именно они чаще всего стремятся довести до потребителей информацию о новых законах, об изменениях норм, правил и так далее. Это дошло даже до нашего дорогого правительства и до законодателей, и вот они разродились очередной инициативой.

Пояснительная записка законодателей заслуживает того, чтобы были процитированы ее основные положения. «Лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, в отношениях с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению коммунальных услуг выступают в качестве посредника собственников помещений в многоквартирных домах. Именно это позволяет ресурсоснабжающим организациям предъявлять к ним претензии по оплате за коммунальные услуги, а не к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах... При этом следует отметить, что, с одной стороны, лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, выполняя по сути несвойственную им функцию (они отвечают за надлежащее содержание инженерных сетей, а не за поставку воды, газа, тепла в квартиру), не получают какое-либо вознаграждение, с другой стороны, им приходится изыскивать средства (как правило, из статьи расходов «содержание общего имущества в многоквартирном доме») для покрытия не принадлежащих им долгов (то есть долгов конечных потребителей – собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах). В результате долги перед ресурсоснабжающими организациями могут привести к банкротству этих организаций.

Законопроект предусматривает изменение системы отношений по снабжению многоквартирных домов коммунальными ресурсами и обеспечению потребителей коммунальными услугами. В новой модели отношений договоры ресурсоснабжения будут заключаться ресурсоснабжающими организациями непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по типовой форме, утверждаемой правительством Российской Федерации, в случае если они примут такое решение на общем собрании».

При одном условии

На первый взгляд, отменно! Наконец-то! Каждый отвечает за свое и каждый делает свое дело. Однако, если более или менее вникнуть в предлагаемые поправки, поймешь: с этими ребятами играть на деньги не садись. У них все крапленое! Вот она, лукавая строка в законопроекте. Цитируем: статья 157.2, пункт 1. «Включение в повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопроса о принятии решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, возможно только при условии получения согласия ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми отходами на заключение соответствующего договора».

Одной строчкой, всего несколькими словами исхитряются полностью выхолостить из законопроекта все, что не в интересах коммунальных монополистов. Все, что может заставить их работать и нести хотя бы минимальную ответственность за свою работу. Какое виртуозное манипулирование смыслами! Будут вам прямые договоры с водоканалами, с «ИнтерРАО» и прочими монополистами. Но только в том случае, если водоканалы, «Интер РАО» и прочие монополисты разрешат.

Но даже если и позволят, это может лишь частично снять остроту проблем. Сама система учета ресурсов остается неизменной. В этом вся суть проблемы. Эти самые ОДН по-прежнему будут рассчитываться по формулам. Сумму показаний счетчиков в квартирах высчитывают из показаний общедомового прибора учета. Разница и есть ОДН. То есть никакого точного учета, кто сколько чего потребил, не предполагается. Будьте уверены: ресурсники в этих условиях своего не упустят. И даже чужого по привычке прихватят немалую толику.

Единственный выход

Самым эффективным и единственным инструментом для снижения размера платы и сокращения долгов является внедрение тотального учета и контроля – инструментального, с помощью современных приборов учета, а не через принятие различными чиновниками ограничительных решений. Кто такие эти «ИнтерРАО»? Вся энергетика страны существовала до них и без них. Они лишь подчинили себе все финансовые потоки электроэнергетики, что позволяет им жить безбедно, а верхушке погружаться в роскошь. Это ведь они рекрутируют в стане правительственных чиновников и в среде депутатов лоббистов, которые пробивают законопроекты, аналогичные поправкам, о которых речь идет в этой статье. Они наносят огромный вред экономике страны и усиливают социальную напряженность. Сегодня мы во многом платим не за коммунальные ресурсы, а за воровство и потери.

Господа депутаты не только Государственной Думы, но и нашего областного Совета. Обсудите ситуацию и вникните в нее! Примите, наконец, нормальный закон. Установите простой и всем понятный порядок учета и оплаты энергоресурсов. Ликвидируйте гарантирующих поставщиков – это порождение чубайсовского разорения единой энергосистемы страны. Передайте функции начисления и сбора платежей сетевым организациям, которые раньше без сучка и задоринки выполняли эту работу. Обяжите их выполнить требования принятого вами шесть лет назад Закона «Об энергетике». Пусть разработают инвестиционные программы и за три-пять лет установят в каждом доме, в каждой квартире автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов, которые исключают саму возможность неправильных начислений платежей. С точки зрения экономики – это благо для всей страны. С точки зрения социального самочувствия общества – это спокойствие и отсутствие сильно раздражающего фактора, который вот уже много лет портит всем нам кровь.

Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям