Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Политкорректная история?

17.12.2013

Первого декабря Президенту РФ на согласование была отправлена историко-культурная концепция, на основе которой в самое ближайшее время будет написан новый учебник истории. О том, что ныне существующие учебники требуют не только корректировки содержания, но и сокращения их количества, начали говорить еще несколько лет назад. Но только в этом году приступили к реализации задуманного. Какие изменения претерпела история Отечества в процессе создания концепции, рассказал «ОВ» главный редактор журнала «Родина» Юрий Борисенок.

Вынужденная мера

– Юрий Аркадьевич, в связи с чем возникла необходимость переписать учебник истории?

– Дело в том, что с начала 90-х годов появилось большое количество всевозможных учебников истории. Практически любой желающий автор мог, заручившись поддержкой издательства, опубликовать свою книгу по данной тематике. Теперь у нас их несколько десятков. Вот, собственно, поэтому-то и было решено разработать единый историко-культурный стандарт. Данный документ, разработанный под чутким руководством Всероссийского исторического общества, уже готов и отправлен президенту на утверждение. На основании имеющегося стандарта будут написаны несколько линеек учебников по истории. Хотя сама идея навести порядок в этой сфере не нова. Только в XXI веке было зафиксировано как минимум две серьезные попытки сделать это. Идеи были хорошими, подкачала их реализация.

– Значит, учебников все-таки будет несколько?

– Да. К сожалению, очень многие ошибочно полагают, что работа ведется над созданием своеобразного краткого курса истории. Это не так. Хотя меня сейчас беспокоит больше другое: как долго в школах задержатся старые учебники. Поверьте, этот процесс может затянуться. Никто пока даже не знает, как лучше организовать и провести замену старого на новое. К тому же, новое появится не раньше следующего года, а в школах и того позже – к 2015–2016 годам. Создать концепцию, написать учебник – это одно дело, а вот довести его до школьников – совершенно другое.

 

От перемены мест слагаемых

– Юрий Аркадьевич, а как по-новому будет изложена история нашего Отечества?

– Перемены, которых так опасаются, коснутся некоторых деталей, не более. Вот пара примеров. Наши коллеги в Татарстане очень обижаются, когда говорят о татаро-монгольском иге. Поэтому «татаро-монгольское» решено заменить на более нейтральное прилагательное – «ордынское». Это никого не обидит, так как объявлять себя наследником Золотой Орды пока никто не спешит.

Вот другой пример. Через четыре года мы с вами столкнемся с таким явлением, как столетие со дня событий 1917 года. Сейчас авторы историко-культурного стандарта предложили рассматривать эти исторические явления обобщенно и, по аналогии с Великой французской революцией, назвать те самые события Великой российской революцией 1917 года. В историческом контексте сюда войдут и события февраля и октября, и то, что было между этими двумя революционными вспышками.

– В чем же смысл новых формулировок?

– Собственно, суть этих, казалось бы, незначительных деталей, в том, чтобы несколько сгладить политическую составляющую истории. Конечно, нынешние дети имеют возможность самостоятельно разобраться в некоторых событиях, исторических параллелях. Сейчас в Интернете, помимо фальсификаций, достаточно подлинных исторических источников. Не так давно Федеральное архивное агентство запустило проект, где практически весь архивный фонд Сталина оказался в свободном доступе. При желании любой может заняться изучением данных документов. Информация доступна, главное – сформировать свое к ней отношение и не потеряться в фактах.

Это один пример, исходя из которого можно сказать: новый учебник должен стать путеводителем по истории, без навязывания жестких политизированных оценок и без крайностей, когда остается либо хорошее, либо плохое. Остальное замалчивается, как это уже было и во времена Российской империи, да и Советского Союза тоже.

– Юрий Аркадьевич, не слишком ли уж история для школьников получится «политкорректной»?

– Вряд ли. Хотя многое будет зависеть от точки зрения автора или же авторов учебников. Но есть один нюанс, которой мне лично очень нравится. К написанию учебников истории будут привлечены люди, хорошо владеющие русским языком, чтобы книгу было легко и интересно читать детям и подросткам. Хотя, опять же, как все получится в итоге, нам еще только предстоит узнать.

 

Переоценка прошлых лет

– На чем будут сделаны основные акценты в новом учебнике?

– На двух вещах. Во-первых, это ключевые события в истории России. И, во-вторых, так называемые трудные вопросы. Это те моменты, которые должны быть с особой тщательностью и вниманием прописаны в учебнике. Ведь по большинству из них исторические споры не утихают до сих пор. Тут и личность Ивана Грозного, и реформы Петра I, и масса событий, связанных с двумя последними столетиями и особенно с прошлым, XX веком. При этом без резкой политизированности у авторов учебников появится возможность высказать свое отношение к историческим событиям и людям прошлого столетия. В общей сложности в процессе работы над концепцией был составлен целый список из 31 такого вопроса, сейчас он сузился до 20.

– С чем связано такое большое количество трудных вопросов, касающихся российских реформ разных лет? С их переосмыслением?

– С некоторых пор реформы – любимая тема большинства учебных пособий. К примеру, сейчас очень много разговоров о реформах Александра II, еще больше – о столыпинских. Одно время нам казалось, что если досконально изучить их, у нас самих дела пойдут лучше. Но в действительности то, что происходило в истории, и то, что происходит на практике, несколько отличается. Ведь за столько лет российские реалии достаточно серьезно изменились. И хотя новое поколение реформаторов может снова и снова наступать на одни и те же грабли, этих граблей становится все больше и больше…

В новых учебниках акценты как раз будут расставлены иначе. Не на величии реформ Александра II и не на величии самого Столыпина, а на том, чем все это в итоге закончилось. На последствиях, а не на замыслах.

– Юрий Аркадьевич, в чем особенность новой подборки исторических фактов?

– Во время работы над концепцией соотношение тех или иных фактов менялось, что-то добавлялось, что-то убиралось. За этим было очень интересно наблюдать. В результате основа, имеющаяся во всех без исключения учебниках, останется без изменений. Сейчас мы уже подошли к осмыслению того, что не стоит так сильно давить на сознание ребенка, перегружая учебники огромным количеством исторических фактов. Ведь, как бы ни старались, узнать абсолютно все из одних только учебников невозможно. Поэтому вся особенность будет заключена в интерпретации.

– Изменится ли у подрастающего поколения осмысление истории Отечества на основе нового учебника?

– Я не думаю, что новый учебник что-то коренным образом изменит. Достучаться до нового поколения с помощью бумажной книги или даже каких-то материалов, расположенных в виртуальной реальности, довольно сложная задача. У всех нас разные стартовые позиции. Одно дело – поколение, выросшее на книгах и библиотеках, и совсем другое – дети, которые с двух-трех лет разбираются в современных гаджетах.

Но если все-таки задача по созданию хорошего, добротного учебника в нескольких вариантах будет решена, то дальше нам будет значительно легче работать.

– И все же, стоит ли перекраивать историю на новый лад? Ведь даже мнения ученых на этот счет разделились.

– Здесь, как в одном известном фильме, «все украдено до нас». И новая концепция подразумевает адаптацию исторического материала под уровень учащихся, то есть под их возраст и возможности анализировать исторический процесс. Что касается разделения исторического мнения, тут все понятно: тот, кто думает, что окажется непричастен к написанию нового учебника, по сути, выступает против. И наоборот.

Биография

Юрий Аркадьевич Борисенок

Родился 

В 1966 году в Полоцке Витебской области, Белоруссия.

Образование

1987 год – окончил исторический факультет МГУ.

1991 год – на историческом факультете МГУ защитил кандидатскую диссертацию.

Работа

1991 год – начал работать в журнале «Родина».

С 2005 года – работает в МГУ.

С 2008 года – главный редактор журнала «Родина». 

Катерина Григорьева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям