Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 

Поэма о любви и России

19.05.2013

 В ОГАТ им. И.С. Тургенева состоялась встреча актеров театра и журналистов с легендарным российским режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Романом Виктюком. Многие постановки именитого режиссера уже знакомы орловскому зрителю. А сейчас Роман Григорьевич приглашен в наш город для работы над эксклюзивным спектаклем, получившим название «Глух он не мой».

Уже само название будущего спектакля говорит о том, что орловскому зрителю предстоит увидеть работу неординарную и интересную. Это подчеркнул и директор театра Валерий Сергеев во время первой встречи режиссера с артистами: «Эта литературно-драматургическая инсценировка заказана нашим театром и является эксклюзивной. Мы уже обговорили, что это будет наш родной материал. Концепция спектакля полностью готова: есть сценическое и сценографическое решения, подобрана музыка».

Читка с перевоплощениями

Дополнительно о зарождении идеи инсценировки рассказал сам Роман Григорьевич. Огромная работа, по словам автора спектакля, была проделана учеником режиссера Алексеем Бурыкиным.

Ответив на вопросы журналистов, Роман Виктюк перешел к самой инсценировке. Представление материала актерам и журналистам прошло в форме читки, которая заняла около двух часов. Многочисленные герои будущего спектакля предстали собравшимся благодаря мастерскому перевоплощению постановщика. С первых же страниц материал вызвал неподдельный интерес. Сюжетная канва инсценировки включает в себя не только историю Муму. В текст вплетены письма Тургенева Полине Виардо, малоизвестные, изданные несколько лет назад письма матери Ивана Сергеевича Варвары Петровны Лутовиновой сыну за границу, история внебрачной дочери писателя, а также отрывки из романа Жорж Санд «Консуэло», прототипом заглавной героини которого стала как раз муза нашего земляка Полина Виардо. Возникают здесь и гоголевские мотивы: приводится, например, размышление мужиков о колесе, которое не доедет до Казани, из первой главы «Мертвых душ». Цитируется и знаменитая статья Тургенева на смерть Н.В. Гоголя, спровоцировавшая его опалу. Таким образом перед зрителем возникает не только рассказ о глухонемом дворнике, но и история создания произведения, и едва ли не вся жизнь И.С. Тургенева. Любовь в будущем спектакле действительно занимает центральное место. Здесь показываются несколько видов любви, они пронизывают инсценировку и представляют нам жизнь во всем ее многообразии. Остается неизменной и основная мысль многих произведений классика: любовь немыслима без боли, но именно ею, любовью, и движется мир.

Любовь и одиночество 

Этой же мысли подчинена и сценография будущего спектакля, макет которой продемонстрировал художник Владимир Боер. Двойная сцена, декорации, которые способны подниматься и опускаться, изменяя место действия, световые эффекты, позволяющие зрителю увидеть на прозрачном пластике различные изображения (среднерусская березка – лишь один из многих примеров), – все это призвано объединить пространства и персонажей в стройную композицию, где найдется место для зрительского сопереживания каждому. Даже Эйфелева башня, несмотря на то, что возведена была позже, вливается в этот контекст. Режиссер хочет показать, что любовь неизменна не только в различных пространствах, но и во времени.

Еще одна тема, звучащая лейтмотивом, – одиночество. О нем говорят и рваные диалоги, и рассуждения учителя Консуэло, и белое пространство сцены, остающееся в итоге. Глухота Герасима перекликается с непониманием между людьми. А еще зачастую человек не может понять себя сам, свидетельство чему – образ авторского двойника. В итоге перед нами вся жизнь с ее болями и радостями.

Роман Виктюк пообещал, что и в этой его постановке не обойдется без «хулиганства», присущего всем спектаклям именитого режиссера. «Только хулиганы зажигают звезды, – заметил постановщик. – А здесь и сейчас это особенно важно. Я узнал, что близится 200-летний юбилей вашего земляка, но пока нигде ничего не запланировано по этому поводу. Значит, мы станем первыми ласточками».

Премьера спектакля, который режиссер называет «поэмой о любви и России», ожидается в конце театрального сезона, в июне.

Ирина Смирнова

Роман Виктюк, режиссер-постановщик 

Существует несколько инсценировок рассказа «Муму», но все они дословно передают текст Тургенева. Мне хотелось другого: рассказать зрителям о любви, ведь чувства здесь те же, что чувства там. Полина Виардо никогда не исчезала из жизни Тургенева, она всегда знала, что происходит с ним здесь. Их любовь перечеркивала все расстояния. Вот поэтому в сценографическом пространстве вы увидите и Россию, и Францию.

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям