Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
С точностью до копейки

Почем нынче Homo Sapiens?

27.09.2012

С наступлением Нового года всех перевозчиков независимо от вида транспорта (за исключением такси и метрополитена) обяжут застраховать свою ответственность за пассажира. На днях Минфин опубликовал размеры страховых премий за возможный причиненный ущерб каждой части тела человека. Почем Homo Sapiens для перевозчика, согласно расценкам Минфина, выяснял «ОВ».

Больше можно, меньше ни-ни?

Сейчас ответственность за личное страхование от несчастных случаев возложена на самого пассажира. При покупке билета страховой взнос включается в его стоимость. Однако человек может, например, отказаться от страховки, таким образом, снизив стоимость проездного документа.

С 1 января 2013 года ответственность за оплату страховки переложат на перевозчиков. Причем на каждом билете необходимо будет в обязательном порядке указывать, что ответственность перевозчика застрахована. В противном случае транспорт не выпустят на маршрут.

Говорить о том, как новшество скажется на стоимости проездных документов, владельцы транспортных компаний пока не готовы. Перефразировав слова госпожи Белладонны из одного известного мультфильма, предположим, что со стоимостью проезда в 2013-м произойдет следующая ситуация: «Больше можно, меньше ни-ни».

Риски и тарифы

Проект постановления правительства определяет три риска ответственности и максимальные страховые суммы по ним. За причинение вреда жизни потерпевшего выплата составит 2,025 млн рублей на одного пассажира; за причинение вреда здоровью потерпевшего – 2 млн рублей; по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего – 23 тыс. рублей.

В целом страховую премию по каждому из рисков определят из планируемого количества перевезенных пассажиров за год, страховой суммы по каждому риску и соответствующего страхового тарифа в процентах от страховой суммы.

В том случае, если число перевезенных пассажиров за год не совпадет с предполагаемым, то размер премии будет скорректирован. В случае превышения этого показателя перевозчика за страховку обяжут доплатить. Если пассажиропоток окажется меньше, сумму переплаты страховые компании должны будут вернуть транспортным компаниям.

По оценкам экспертов, за страховку перевозчики могут заплатить до 100 – 150 млн рублей. Планируется, что страховщики соберут при этом около 12 – 17 млрд рублей, что позволит пополнить российский бюджет за счет налогов предположительно на 100 – 120 млн рублей.

Исчислять страховой тариф для каждого перевозчика будут в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности и технического состояния транспортных средств. При этом Минфин установил максимальные и минимальные значения страховых тарифов.

Морской транспорт – самый дорогой

Так, самым дорогим оказался морской транспорт. Для него установлен самый высокий тариф – от 22,48 до 45,25 рубля на одного пассажира. Для воздушного транспорта этот показатель составит 9,8 – 19,8 рубля, для междугородных и международных автобусных перевозок - 9,1 – 18,4 рубля.

Тариф для пригородных поездов определен в размере от 7 до 15 копеек на пассажира, для перевозок пригородного сообщения – от 1,34 до 2,7 рубля, по городу – от 43 до 87 копеек. Аналогичные тарифы распространяются и на маршрутки.

Поскольку сейчас определены только минимальные и максимальные значения этих показателей, Минфин рассчитывает в течение двух недель получить предложения от страховщиков, перевозчиков и завершить работу над документом к октябрю, чтобы внести его на рассмотрение в правительство, сообщила агентству «Интерфакс-АФИ» заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.

Кроме этого, по мнению руководителя департамента СК МАКС Арсения Пояркова, минимальная ставка теоретически должна ограничивать демпинг на рынке, но на практике эта мера не работает, информирует «Коммерсант. Деньги». «Так получилось со страхованием опасных объектов: зафиксированный минимальный тариф привел к увеличению комиссий, которые страховщик зачастую неофициально возвращал страхователю. Порой они доходили до 60 – 70 процентов. Чтобы избежать развития «серого» оборота, в законе должна быть ограничена только максимальная планка по тарифам», уверен Арсений Поярков.

Что почем?

Так на какую же сумму в случае дорожно-транспортного или иного происшествия может рассчитывать пострадавший? Это будет легко определить самостоятельно, потому что, как мы уже сказали выше, на днях Минфин опубликовал подробную выплатную таблицу. В ней детально расписаны все категории возможных травм и повреждений. Кстати, в случае получения нескольких травм общий объем выплат суммируется. Дополнительно предусматривается компенсация за инвалидность.

При расчете суммы компенсаций учитывались цены в московских клиниках. Так, повреждение глаза оценено в 100 – 300 тысяч рублей, перелом носа – в 100 – 200 тысяч рублей. Потеря двух-трех зубов пассажира будет стоить страховщикам 100 тысяч рублей. Столько же составляет минимальная выплата за потерю языка, повреждение желудка, печени и почки.

Особый, но, наверное, естественный интерес Минфин проявил к выплатам по ампутации фаланг или полностью пальцев на руках. Так, потеря одного пальца или двух-трех фаланг оценена в 140 тысяч рублей. Утрата пассажиром двух-трех пальцев или большинства фаланг обойдется страховщикам в 400 тысяч. Для сравнения, повреждение головного мозга оценено в 60 – 500 тысяч рублей, а перелом бедра в 60 – 300 тысяч рублей.

Существенная выплата (1,4 млн рублей) предусмотрена за неизгладимое обезображивание лица.

За травматический шок можно будет получить 200 тысяч рублей.

При этом если на лечение была потрачена большая сумма, чем определил Минфин, то компенсация разницы возложена на страховую компанию.

Для того чтобы получить выплату от страховой компании, согласно проекту постановления, пострадавший должен собрать целый ряд документов. Он или его доверенное лицо обязаны предоставить страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, документ, удостоверяющий личность, документы, удостоверяющие родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся представителями выгодоприобретателя (-ей) (доверенность). Также потребуется документ о произошедшем событии и его обстоятельствах или справка о дорожно-транспортном происшествии, а также справка со станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи.

Осторожно: мошенники?

Официальное отношение орловских страховщиков к грядущим нововведениям, к сожалению, выяснить не удалось. Однако в частной беседе некоторые из них высказали опасения, что с 2013 года нажиться на новом законе захотят мошенники, выставляя себе «пострадавшими пассажирами». Как бороться с распространением такого явления, представители страховых компаний пока не знают.

P.S. «ОВ» будет следить за развитием ситуации.

Денис Цуканов

Это интересно

Страховщик может быть освобожден от выплаты возмещения в случае наступления страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям