Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Резонанс

По ту сторону путей

05.05.2015

«Избушка-избушка, повернись ко мне передом», – повелевал Иван-царевич, чтобы домик на курьих ножках стал пред светлы очи парадной стороной. По-видимому, гости Орла (а в ближайшем будущем их ожидается много), сойдя с поездов ближнего и дальнего следования на нашем железнодорожном вокзале, будут эту сказочную присказку вспоминать. Со стороны Привокзальной площади здание главного транспортного узла региона пестреет триколорами, плакатами к 70-летию Победы, портретами ветеранов-железнодорожников и даже поздравлением городу, написанным белым по георгиевской ленте. Но по ту строну вокзала, которую и видят изначально гости города, отнюдь не парадная картина. И, кажется, никто над этим сильно не задумывается. Во всяком случае, своевременные и вполне бюджетные предложения поныне тонут в чиновничьих отписках.

Праздник к нам приходит

С 1 по 6 мая Орловщина станет ареной для Третьих молодежных Дельфийских игр, еще через несколько дней – 9 мая – мы будем отмечать 70-летие Великой Победы. 2016 год ознаменован 450-летним юбилеем Орла, 2018-й – 200-летием со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Участники, ветераны, сопровождающие, литераторы, туристы –  город для них начнется с перрона, как театр начинается с вешалки.

– Орловский железнодорожный вокзал должен отражать подвиг и славу советских воинов, тем более что перед глазами пример Курска, где в здании железнодорожного вокзала существует зал воинской славы как дань благодарности участникам Курской битвы. Там на постаменте установлена монументальная скульптура советского воина-победителя. Об ожесточенных боях летом 1943-го напоминает панно «Курская битва» с орденом Отечественной войны в обрамлении воинских знамен. Стены украшены барельефами, потолки – лепным декором. На телеэкране периодически демонстрируются кинохроника, фильмы о боевом и трудовом подвиге советского народа, – рассказывает один из членов инициативной группы по созданию зала воинской славы в Орле ветеран труда Станислав Земляков. – По такому образцу хотелось бы видеть зал воинской славы и в Орле. Несколько лет назад были подписаны соглашения между правительством области и ОАО «РЖД» о модернизации железнодорожного вокзала. Такая перспектива прекрасно сочеталась с инфраструктурными планами по подготовке к 450-летию Орла. Это и побудило нас в октябре 2013 года направить тогдашнему губернатору области Александру Козлову и заместителю начальника Московской железной дороги по Орловско-Курскому региону Юрию Кобзарю письма с просьбой рассмотреть вопрос о включении в проектное задание на реконструкцию вокзала и зала воинской славы.

Зал ожидания

Как писал в свое время «ОВ», год назад патриотичная идея общественников в умелых руках чиновников изменилась до неузнаваемости. Весной прошлого года члены инициативной группы получили воодушевляющий ответ из областного управления культуры. Мол, на совещании с представителями «РЖД – развитие вокзалов» была достигнута договоренность об установке к празднованию 9 Мая панно «Орел – город первого салюта» и «Орловская битва».

С помпой открытый лишь к 5 августа прошлого года так называемый зал славы на деле оказался тем же самым залом ожидания вокзала с привычными цветными витражами, только теперь здесь повесили два тематических стенда с подсветкой. Еще два стенда, посвященные в большей мере железнодорожникам и собственно вокзалу, появились на свет при спонсорской поддержке одного из депутатов Орловского горсовета, о чем не устают напоминать красные буквы: вот, мол, какой есть среди вас депутат и гражданин! Вот тебе и зал славы. Спрашивается, чьей…

В общем, ветераны войны и труда, которые в наше мирное время бьются за увековечивание памяти бойцов Красной Армии, за то, чтобы вокзал в Орле, городе первого салюта и воинской славы, выглядел достойно, остались таким «половинчатым» решением не удовлетворены. Ведь они не только предложили идею, но и указали, как любят говорить чиновники, источник финансирования. А именно: включить создание зала славы в проект реконструкции вокзала, затеянной в 2010 году – тогда говорили о 1,8 млрд рублей инвестиций в транспортный узел. Но, как пояснили в конце прошлого года «ОВ» в администрации вокзала, «нас никто из данной программы не исключал, однако сегодня инвестиционная программа РЖД ориентирована на другие объекты». Какие? Такие, которые приносят деньги, конечно. Судите сами: по программе реконструкции вокзалов были отреставрированы транспортные узлы во Владивостоке, Казани, Сочи.

– Нынешнее областное руководство было не в курсе соглашения, подписанного Александром Козловым с РЖД, – пояснили тогда же «ОВ» в пресс-службе правительства Орловской области. – Что касается внешнего вида вокзала… Мы намерены обратиться с просьбой, чтобы к 450-летию Орла железнодорожная компания провела хотя бы ремонт фасада.

Группы бывают разные

Однако в середине апреля в информационных лентах прошло сообщение о создании при правительстве Орловской области рабочей группы по реализации проекта «Реконструкция железнодорожного вокзала «Орел» со строительством транспортно-пересадочного узла и обустройством прилегающей территории». Возглавил ее заместитель председателя правительства по экономике и финансам Михаил Бабкин. В пояснительной записке так и сказано, что группа создана для реализации и выполнения соглашения от 8 июня 2010 года между правительством области и ОАО «РЖД». Неужели дело сдвинулось с мертвой точки? Неужели нашлись деньги на обещанную и широко разрекламированную реконструкцию, которая – а вдруг? – включит в себя и достойное увековечивание воинской славы нашего города.

Оказалось – показалось. Как пояснил «ОВ» один из потенциальных участников этой рабочей группы, по его сведениям, постановление о ее создании было всего лишь «обновлено». Мол, многие из тех, чьи фамилии упомянуты в предыдущей редакции документа, сегодня в списках действующих чиновников не значатся. Вот их и заменили.

«Помнишь, дядя, были годы…»

– 12 февраля из очередного ответа мы узнали, что возможность оформления зала воинской славы с установкой монументальных сооружений, аналогичных установленным на железнодорожном вокзале в Курске, может быть рассмотрена только в рамках реконструкции вокзала Орла при условии включения данных работ в инвестиционную программу ОАО «РЖД». А в связи с тяжелой экономической ситуацией вопрос о реконструкции вокзала Орла отложен, – рассказывает Станислав Земляков. – Я сам о войне и послевоенном периоде сужу не понаслышке. В мае 1941-го мне исполнилось десять лет. Помню, после освобождения Орла вокзал представлял собой почти полностью разрушенное закопченное здание. Уже современное было построено в 1949–1950-м. Сегодняшняя ситуация не такая уж трудная по сравнению с послевоенными годами.

Впрочем, у инициативной группы есть вполне бюджетное предложение, не требующее больших финансов. Да и времени для исполнения которого, к слову, осталось в обрез.

– Например, на главном фасаде здания со стороны привокзальной площади и платформ №1, 3, 5 предлагаем выполнить надпись «Орел – город первого салюта и воинской славы» и установить макет ордена Отечественной войны, которым награжден наш город. Такая же надпись предлагается и на фасаде со стороны платформ №2, 4, 6 над карнизом барельефа. Предложения самые малозатратные, но надписи будут бросаться в глаза каждому приезжающему в город, – озвучил Станислав Земляков новые предложения активистов.

Если кто-то из власть имущих или тех же «депутатов и гражданинов» услышит-таки это незамысловатое, но такое актуальное сегодня предложение ветеранов, возможно, мы еще успеем привести нашу «избушку» в парадный вид со всех сторон. Гости, как говорится, оценят. Да и самим не стыдно будет.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям