Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

По совету Общественной палаты

12.06.2013
Буквально на днях президент РФ Владимир Путин одобрил новые правила формирования общественных советов в большинстве федеральных структур исполнительной власти. Помимо этого на рассмотрение Кремля был внесен Законопроект «Об общественном контроле», готовившийся не один год. Эти и другие произошедшие события комментирует Иосиф Дискин – председатель комиссии Общественной палаты (ОП) по вопросам развития гражданского общества.

ОП повысили в роли

– Недавно подписан указ о порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, службах и агентствах. Отныне они формируются при участии Общественной палаты РФ. Что изменится с выходом в свет этого документа?

– Во-первых, общественные советы будут сформированы при всех федеральных органах власти, за редким исключением. Во-вторых, теперь министерства и ведомства не смогут сами формировать общественные советы, как это было ранее. Сейчас эта функция находится в руках общественности, а не исполнительной власти. Указ, по сути, повысил роль ОП в формировании советов. Палата станет оператором процедур по персональному отбору будущего состава общественных советов.

Нам удалось решить одну существенную коллизию – обеспечить квалифицированный состав общественных советов с тем, чтобы они имели отношение к предмету регулирования. Мы настаивали на том, чтобы персональные кандидатуры выбирали объединения и НКО, действующие в области предмета ведения федеральной организации.

– Указом вводится процедура рейтингового голосования пользователями Интернета. Как бороться с накручиванием голосов за того или иного кандидата?

– Заинтересованные граждане, наблюдая за интернет-голосованием, действительно высказывают свою позицию по персональному составу. Напомню, что аналогичная процедура была опробована при выборах нового состава Совета по правам человека и развитию гражданского общества (СПЧ)... А бороться очень просто. Общественной палате еще предстоит разработать методику голосования, предусматривающую идентификацию пользователей, с тем, чтобы это не были роботы, граждане иностранных государств и т.д. И мы это, безусловно, сделаем.

– Как этот указ отразится на уже действующих общественных советах? Им дадут доработать свои сроки или потребуется их роспуск для приведения составов в соответствие с новыми требованиями?

– В указе оговорены сроки полномочий советов. Это, если я не ошибаюсь, октябрь текущего года. После этого времени советы должны быть распущены и сформированы заново, при участии ОП, конечно.

Если долго мучиться…

– Уже не первый год длится история с Законопроектом «Об общественном контроле». Насколько мне известно, вы являетесь его соразработчиком. Это новая для России идея, в чем состоит ее суть?

– Вначале это был очень подробный законопроект, затем было решено его изменить и сделать базовым с названием «Об основах общественного контроля в РФ». В проекте закона вводятся абсолютно новые понятия, такие как «общественные интересы», «общественный контроль», «обязательная общественная экспертиза». Кроме того, в законе прописаны процедуры общественного контроля – мониторинг, слушания, экспертиза, а также общественная проверка и общественное расследование.

– С чем связаны проволочки при его внесении?

– Проволочек нет, просто идет очень трудная работа. Прошло общественное обсуждение по всей стране, итоги его учтены. После корректировки документ одобрен и направлен в администрацию президента с тем, чтобы уже там шла конкретная работа.

– Есть ли какие-либо сложности при согласовании этого документа? Насколько я понимаю, их не может не быть.

– Просто речь идет об очень непростом законопроекте. Он кардинально расширяет пространство общественности, но при этом есть серьезная проблема. Надо понимать, что законопроект является первым нормативным документом, реализующим положение Конституции РФ о праве граждан на непосредственное участие в управлении. С одной стороны, необходим общественный контроль с предоставлением значительных полномочий гражданскому обществу, с другой – этот закон, в случае его принятия, не должен привести к параличу системы государственного управления. Мы, конечно, не можем ограничивать права граждан на участие в общественном контроле. Но когда речь заходит о том, что граждане непосредственно напрямую будут участвовать в нем, мы имеем шанс получить «лекарство хуже болезни» – это откроет возможность для нелегального лоббирования, коррупции и т.д. Поэтому в идеале должен быть баланс сдержек и противовесов.

– Должна ли как-то оплачиваться работа, предусмотренная в законопроекте?

– Такого не предусмотрено. Даже близко таких норм нет. Это в другом законопроекте обсуждается вопрос о компенсациях – в Законе «Об Общественной палате». Но он находится еще в самой предварительной стадии обсуждения. Потому  что общеизвестно – в Общественной палате не могут работать люди бедные. Другой вопрос – допустима ли вообще какая-либо компенсация или гражданское общество это не примет?

– Каковы шансы, что Законопроект «Об основах общественного контроля» будет внесен в Государственную Думу до окончания весенней сессии?

– Уверенности такой нет, но надежда есть.

Рублевая поддержка московских НКО

– 30 марта Владимир Путин подписал распоряжение об увеличении господдержки в 2013 году социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО) в три раза. С чем это связано? Нет ли здесь каких-либо пересечений со вступлением в силу закона об НКО-иностранных агентах и намерением как-то активизировать деятельность «своих» общественных организаций?

– Никакой связи нет. Это объясняется вступлением в силу Закона «О поддержке социально ориентированных НКО». Это звучало и в майских указах, и в ходе своей прямой линии президент это упоминал.

– Будет ли соблюден паритет между московскими и региональными НКО при привлечении этих средств?

– Надо сказать, что приоритет региональных проектов всегда существовал. Другое дело, что проектов хороших не было. Это я вам говорю как член совета по грантам от Института проблем гражданского общества. Тратится много времени и сил на то, чтобы научить НКО делать хорошие проекты. Но, как правило, предоставляются же не хорошие проекты, а план мероприятий. И они хотят получить на это деньги… А когда не ясен ни конечный результат, ни эффект, какой же это проект? На это денег нельзя давать ни в коем случае. Придет Счетная палата, всех повяжет. И будет права, потому что деньги разбазариваются…

- Но из регионов переодичнски звучат жалобы на несправедливость выделения грантов...

– Да, не скрою, зачастую есть претензии к тому, что большинство грантов достается московским организациям, в то время как поддержка региональных НКО остается недостаточной. Это извечный конфликт между качеством и региональной составляющей. И лишь проведением учебно-методических семинаров проблему не решить. Сейчас ОП предстоит вести большую разъяснительную работу (в новом распоряжении президента РФ на нас такая функция как раз и возлагается), направленную на повышение качества заявок и обеспечение максимальной прозрачности конкурсов. Работа эта не простая, но мы постараемся ее выполнить.

 Наталья Балакирева

 

Биография

Дискин Иосиф Евгеньевич – член Совета Общественной палаты РФ. Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества. Сопредседатель Совета по национальной стратегии; профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ГУ-ВШЭ.

Родился:

10 июня 1948 года в Москве.

Учеба:

В 1971 году окончил Московский институт народного хозяйства (МИНХ) им. Г.В. Плеханова по специальности «экономист-математик». 

В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Использование методов распознавания образов в управлении организационными системами».

В 1990 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Социально-экономические проблемы культуры и средств массовой информации».

Работа:

В 1982 по 1988 год возглавлял отдел экономико-математического моделирования в научно-исследовательской лаборатории Государственного института «Гипротеатр» Министерства культуры СССР.

С 1988 года по настоящее время руководит лабораторией социально-экономических проблем культуры в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН.

В 2003–2007 годах научный руководитель ВЦИОМ, затем член научно-экспертного совета ВЦИОМ.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям