Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

По прекрасным законам архитектуры

08.09.2016
Каждый город в Италии имеет свое лицо, чьи яркие и запоминающиеся черты складывались веками. Но своей четкости, определенности и неповторимости, которые так впечатляют и врезаются в память, они достигли в эпоху Ренессанса, которая уравняла архитектуру с другими видами искусства. Когда с необычайной силой проявилась воля художника-творца, влюбленного в красоту мира. И, путешествуя по родине Рафаэля, Микеланджело, Тициана, проникаешься художественными откровениями и идеалами ушедших эпох.
 
Цветущая Флоренция
У Флоренции, этой древней столицы Тосканы, ни с чем не сравнимая атмосфера. Ее краски создают естественные пейзажи (желтоватые воды реки Арно, зеленеющие холмы с кипарисами) и многочисленные здания эпохи Возрождения. Дома и возвышенности проступают так стройно на фоне неба, словно вы просматриваете картины флорентийских живописцев.
У зодчего Филиппо Брунеллески, пораженного совершенством построек в Риме, очарованного видами античных памятников, зарождается замысел вернуть в современный ему мир добротную архитектуру и возвести купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Вероятно, ориентиром служил древнеримский Пантеон. Кажется, что купол вырастает из самого собора и возносится ввысь как торжество тогдашней Флорентийской республики. Этот собор – архитектурная доминанта города: в просвете узких улиц или со смотровой площадки громада этого купола предстает перед тобой и взмывает в небо. Брунеллески работал над объемным куполом шестнадцать лет (завершил его в 1436 году). Когда осматриваешь собор снаружи и поднимаешься на купол, чувствуешь, что в каменной громаде таится творческая мощь и тот порыв вдохновения, которые посетили автора. Он же спроектировал площадь Сантиссима Аннунциата и Воспитательный дом для подкидышей с арочной галереей.
Чтобы осмотреть собор, в том числе подняться на купол, а также расположенную рядом колокольню Джотто (продается единый билет), мне понадобилось не меньше двух часов. Более 400 ступеней пришлось преодолеть на подъеме в каждое сооружение. Но оно того однозначно стоило: усталость улетучилась под напором красоты.
Перед грозой мне довелось пройтись по самому старому из десяти мостов во Флоренции – трехарочному мосту Понте Веккьо (построен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти). По обеим сторонам моста – дома, а в центре пролетов есть открытая площадка. Изначально на мосту находились лавки мясников, а в наши дни располагаются ювелирные магазины и ведется бойкая торговля сувенирами.
По приказу Козимо I Медичи был построен «коридор Вазари». Это крытый переход, идущий поверх моста Понте Веккьо и соединяющий галерею Уффици с палаццо Питти, которым пользовались исключительно представители двора. Вдоль коридора проделаны странные маленькие круглые окошки с решетками: по приказу правителя здесь подслушивали, о чем разговаривают люди внизу на мосту.
Предполагают, что в обиходе торговцев на мосту Понте Веккьо появилось слово «банкрот»: когда торговцу нечем было отдавать долги, прилавок, на котором он размещал свои товары, разбивала стража (bancorotto буквально означает «разбитый прилавок», «разоренный банк»).
Символом Флоренции считается цветок ирис. Здесь находится Ботанический сад, единственный в Европе, где выращивают ирисы: всего их 15 тысяч, цветение приходится на период с конца апреля по двадцатые числа мая. По пути в Ботанический сад я проходила мимо крепости Бельведер (она же крепость Святого Георгия, построена архитектором Бернардо Буонталенти по заказу Фердинанда I Медичи). Отсюда, с холма, открывается завораживающий вид на город. Но в саму крепость в дождь не пускают.
Туристическая Венеция
Путь в этот город, некогда разросшийся в государство, я также проложила по железной дороге.
Пока поезд-корабль причаливал к берегу, из водной синевы проступали очертания дворцов и башен, украшенных фасадов, опрокинутых в водной глади. Сто восемнадцать островов, разделенных ста шестьюдесятью каналами, через которые переброшено около четырехсот мостов… Что-то сказочное и нереальное во всем этом великолепии…
Главная артерия города – Гранд-канал. Он берет свое начало из Венецианской лагуны у моста, соединяющего город с материком, и заканчивается снова в лагуне. Все здания на этой «улице» построены на сваях из лиственниц и имеют выходы на сушу (внутренние фасады) и воду (внешние фасады). А сколько речного транспорта снует по каналу: речные трамвайчики (вапоретто), катера, гондолы, водные такси, грузовые суда!.. Каналы шумные, но чистые, с прозрачной водой.
Впечатление от стройных архитектурных форм города перебивается в районе Каннареджо. Здание вокзала Санта-Лючия, возведенное в середине прошлого века, смущает своим слишком современным видом. Зато обращает на себя внимание зеленый купол на правом берегу канала, напротив вокзала. Это храм Сан-Симеоне-Пикколо, который странным образом теряется под своим же куполом. Дело в том, что купол почти уравнен с объемом самой церкви, освященной во имя святого Симеона (стал одной из последних церквей, построенных в Венецианской республике, по проекту Джованни Скальфоротто). Как утверждают источники, взглянув на этот храм, Наполеон отметил: «Видел я церкви без куполов, но купола без церквей – никогда».
В Венеции тоже есть свой знаковый исторический мост. Каменный мост Риальто находится в самой узкой части Большого канала. Опорой мосту служат забитые на дне канала 12 тысяч свай. Сегодня здесь расположены многочисленные сувенирные магазины, а много веков назад совершались важные банковские и торговые сделки Венецианской республики.
Республика купцов, торговавших со всем миром, Венеция и сегодня не утратила своего сияния и роскошного блеска. Даже невозможно представить, сколько людей ежедневно наводняют узкие улочки, чтобы лицезреть пышность венецианских дворцов, оценить мастерство лавирующих по каналам гондольеров, запечатлеть на фото собственное восприятие известных всему миру достопримечательностей на площади Сан-Марко.
Если бы не развешенная на веревках, протянутых между домами, одежда да пришвартованные к входным дверям лодки, можно было бы решить, что здесь не осталось местных жителей…
Обстоятельства сложились так, что на осмотр города у меня было всего несколько часов. И все обязательные к просмотру места охватить взглядом оказалось задачей трудновыполнимой. Поэтому я решила не суетиться и считать это посещение первым знакомством с Венецией. И сосредоточилась на собственных ощущениях: прочувствовала запах города, попробовала взглянуть на него своими глазами, без оглядки на чужие впечатления и мнения. Определенно, в эту жемчужину Адриатики стоит вернуться.
Под чистым небом Италии
В Италии можно изучать историю искусств. Как сохранилось наследие Античности, каковы принципы архитектурной системы Ренессанса, что такое гармоничный, стройный и соразмерный силуэт – ответы на эти и другие вопросы находишь, когда погружаешься в атмосферу музеев на открытом воздухе, где собраны целые коллекции архитектурных подлинников мирового значения. Это не отдельные искусственные резервации с образцами зодчества. Старинные итальянские города сами по себе живые музеи – в их неповторимой архитектонике, в их величавом строении и наполненности уникальными архитектурными ансамблями. Не случайно художники времен великой эпохи итальянского искусства были и живописцами, и ваятелями, и зодчими. Словом, по натуре созидателями, приближающими к современникам античный идеал красоты, делая его человечным и осязаемым, рождая в людях любовь к красоте, воспитывая способность ее постигать. Творившими под чистым небом Италии. Вот бы нам поучиться сохранять и приумножать наше культурное наследие…
Ирина Крахмалева

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям