Орелстрой
Свежий номер №16(1220) 17 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

По Нидерландам на двухколесном

17.08.2015

Идея отправиться в велопутешествие по Голландии пришла в голову моим друзьям из Твери. Собирались в поездку мы именно там. Заранее продумали веломаршрут и озаботились навигацией.

Со своим транспортным средством

После некоторых раздумий мы все же решили взять в поездку собственные двухколесные. Никаких проблем с прокатом велосипедов в Голландии, конечно, нет: стоимость аренды, по разным данным, колеблется от 9 до 15 евро в сутки. Но захотелось испытать все прелести и тяготы поездки в буквальном смысле на своих плечах – никто из нас прежде на велосипедах не путешествовал.

Итак, в Твери тщательно упаковали велосипеды. Подробную инструкцию приводить не стану: советы есть в Интернете. Замечу только, что сам процесс занял у нас несколько часов кряду, так как все были в этом деле новички. Из подручного материала для качественной упаковки понадобились пузырчатая пленка, гладкая пленка, листы плотного картона, скотч. Вес провозимого бесплатно багажа, как выяснилось в авиакомпании, стандартно не должен превышать 23 килограммов: в таковой, даже с небольшим запасом, мы уложились. Запакованные, словно мумии, велосипеды мы одели в велочехлы, поместив туда же все то, что не соответствовало стандартным правилам перевозки в ручной клади.

Заранее установили, что во все московские аэропорты тверских жителей может доставить микроавтобусом местная транспортная компания. Так что проблем с перемещением негабаритного груза с пересадками мы, к счастью, не испытали.

Летели мы из Москвы в Дюссельдорф немецкой авиакомпанией. В аэропорту на велочехлы прикрепили надписи на английском и немецком с просьбой аккуратно грузить наши велосипеды. Уже в Дюссельдорфе выяснилось, что надписи благополучно отвалились или были кем-то сорваны при транспортировке. Однако велосипеды были целехоньки.

Двухколесная Голландия

В аэропорту мы собрали велосипеды и неторопливо поехали на них к месту нашей ночевки. Велодорожки проложены не везде, поэтому периодически, избегая езды по тротуарам, приходилось вклиниваться в вереницу попутных автомобилей. Правда, это было совсем не страшно: водители демонстрировали аккуратность при маневрировании, а потока машин и уж тем более пробок или заторов из-за аварий на немецких, как и на голландских, дорогах мы не встречали.

Давно хотелось увидеть Рейн. Проехались вдоль берега. Благоустройством набережных и их облачением в «бетонный хайтек» здесь и не пахнет: естественно заросшие берега не обедняют красоту величавой реки, может, даже придают ей, полноводной, ежедневно провожающей и встречающей множество судов, особую привлекательность.

Поразил спиралевидный – для велосипедов и колясочных средств – въезд на автомобильный мост через Рейн. И удивили люди, непринужденно этот въезд преодолевавшие!..

В самой же Голландии, куда мы попали на следующий день, с инфраструктурой для велосипедов дела обстоят еще лучше. Кататься здесь безопасно: велодорожками расчерчена вся страна! Интересы велосипедистов уже не первое десятилетие охраняются государством: при аварии с участием велосипеда и автомобиля защищать будут, прежде всего, водителя двухколесного. Водители авто здесь вообще вежливо относятся к велосипедистам, охотно пропускают их. Зато в Амстердаме нам приходилось видеть выражение явного недовольства велосипедистов, которых не пропустил трамвай. Про голландских велосипедистов нередко говорят, что они самоуверенные и агрессивные. Отчасти это правда: в Гааге, к примеру, мало кто дожидался открытого сигнала светофора и колесил на красный при видимом отсутствии машин.

Несколько раз я чувствовала себя растерянной: например, в самом начале пути в Рурмонде, оказавшись на встречной велодорожке. Еще вспоминаются часы пик в Утрехте и Амстердаме: такого скопления велосипедов всех мастей, движущихся в обоих направлениях, словно это велогонка и дело идет к финишной прямой, я не видела никогда. Несколько раз приходилось публично извиняться за неповоротливость при маневрах. К счастью, обходилось без последствий. Надеюсь, местные были на нас не в обиде.

Постепенно привыкаешь к езде с обгонами, в плотном потоке, к тому, что по велодорожкам то и дело проносятся скутеристы. Входит в привычку и то, что велосипед всюду тебя сопровождает, оставаясь в одиночестве лишь на время твоего сна. А за плечами все время рюкзак с вещами, пусть и не слишком тяжелый.

Вероятно, распознать в нас туристов позволяла не столько манера езды, сколько солидный багаж и внешний вид самих велосипедов, отсутствие светоотражающей полоски на шинах (таковая есть у абсолютного большинства голландских двухколесных).

Велосипед как местный колорит

Классические, тандемы и лигерады, спортивные и шоссейные – каких только велосипедных модификаций мы не насмотрелись! Велосипед здесь не просто транспортное средство, но и способ выразить индивидуальный стиль.

В офис торопятся велосипедисты-клерки в дорогих костюмах. Ловкие, воздушные, словно бабочки, порхают на велосипедах девушки. Велосипеды нередко украшены цветочными гирляндами или национальной символикой, каковую голландцы вообще любят демонстрировать. На руле помещается эффектная корзинка, сам велосипед зачастую имеет оригинальную конфигурацию. Каждая массовая велопарковка (например, у центральных вокзалов) вообще напоминает выставку велосипедов любых видов и марок. Кстати, толстые шины, в которые были обуты наши железные кони, для велопарковок не подходят. Благо, возможность парковаться другим способом не возбраняется.

Велосипедисты здесь не спешиваются, даже когда заходят на паром и сходят с него. И мы проявили вольность: в городе Делфте въехали в здание вокзала на велосипеде, и это оказалось нормой. На вокзалах на платформы удобно перемещаться посредством лифтов, лестницы также оборудованы желобами для велосипедов.

Несколько раз нам приходилось добираться до нужного нам пункта поездом. Провести велосипед можно в вагонах второго класса, имеющих соответствующую маркировку. На деле это не веловагон, а обычный вагон, где в зоне откидных сидений, рядом с входом, есть место для примерно пяти велосипедов, немного тесновато и не везде есть возможность закрепить велосипед. Зато его не надо разбирать (складывать). Контролеры пояснили, что делать спецвагоны для железных коней нерентабельно. Провоз велосипеда в течение суток стоит 6 евро. 2,5 евро мы заплатили за перевозку на пароме. Отдельный билет двухколесному, как и себе, приобретаешь в кассе либо через автомат.

Спортивная страна

На велосипедах здесь ездят все, от мала до велика, включая беременных женщин и лиц прекрасного пола преклонного возраста, а также людей с ограниченными возможностями здоровья. Не вдавалась в тонкости вопроса относительно состояния здоровья населения страны, но то, что у большинства развита мускулатура, позволяющая без труда везти двоих детей на грузовом велосипеде (с деревянным коробом впереди), видно невооруженным глазом. Велосипеды для голландцев – все равно что лыжи для жителей Норвегии: кажется, и те, и другие с рождения получают свои первые транспортные средства, и на всю жизнь в них укореняется любовь к движению и спортивному образу жизни.

Пару раз, когда мы облачились в одежду оранжевого цвета, нас приняли за болельщиков голландских сборных по футболу и волейболу.

Где еще, как не в Голландии, могла стартовать знаменитая многодневная велогонка «Тур де Франс»?! Мы явились в Утрехт буквально за день до открытия состязания мирового уровня. Вся старая часть города была украшена гирляндами из флажков, по маршруту следования велогонщиков устраивались зоны для зрителей, устанавливались экраны. Волонтеры щедро раздавали информационные издания с программой предстоящего спортивного события и приглашали лицезреть оное, с лоточков торговали сувенирной символикой.

В воздухе витало восторженное настроение. Казалось бы, чего не видели искушенные ежедневными велотренировками голландцы?..

Наш приезд в Гаагу совпал с открытием национального кубка по пляжному волейболу. В непосредственной близости от исторического центра был организован праздничный концерт. Улицы были убраны в оранжевый цвет.

О том, сколько километров мы накатали, что увидели в дороге, какие объекты посетили преднамеренно и какими нашли местных жителей, читайте в следующем номере.

Ирина Крахмалева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям