Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

«Пленительный и могучий волшебник слова»

06.07.2016

Какие удивительные явления предлагает нам природа! Ну вот, например, сейчас Санкт-Петербург украсили еще и белые ночи, о которых поэт сказал: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Можно с уверенностью предположить, что человеку и самому под силу сделать свою жизнь красочной и содержательной. Мы все находимся в ожидании юбилея родного города, но не успеет он отгреметь, как ему на смену придут мероприятия, связанные с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка Ивана Тургенева; и его 200-летие будет отмечаться уже по всей стране, ведь 2018 году присвоено имя писателя. Два года, отведенные для подготовки такого масштабного и ответственного праздника, – срок довольно скромный, а город, где Тургенев появился на свет, находится в зоне особых ожиданий и пристального внимания. Вот эта мысль и стала, пожалуй, лейтмотивом традиционных ХХIV Тургеневских чтений, прошедших, как и всегда, в музее И.С. Тургенева 23–24 июня. На этот раз они назывались «На рубеже двух миров: Тургенев и изобразительное искусство».

«Импрессионист» слова

Доклады отличались не только научной содержательностью, но и явной заинтересованностью выступающих в предмете беседы. Что бы иначе привело их в наш город из самых разных уголков страны? Замдиректора по научной работе Художественного музея им. А.Н. Радищева (Саратов) Людмила Пашкова осветила взаимоотношения Ивана Тургенева и художника Алексея Боголюбова, которому Полина Виардо передала после смерти писателя его личные вещи, позднее ставшие в музейных коллекциях ценными экспонатами. И путь каждого из них напоминает авантюрную историю: буйное порубежье зачастую девальвировало саму человеческую жизнь, а не то что мемориальные предметы. И все же трепетная забота современников Тургенева, его наследников дополнила бесценными штрихами портрет великого художника слова, чтобы потомки могли воссоздать его образ наиболее достоверно и детально.

В центре внимания гостьи из Пятигорска, учителя школы «Гармония» Светланы Мининой оказался творческий метод писателя, в котором явно обнаруживаются черты будущего импрессионизма, повлиявшего как на живопись, так и на искусство слова. Эти два вида искусства нераздельны, хотя и воплощают эстетические идеалы разными средствами. Тургенев внимательно следил за успехами молодых русских художников, оказывал им поддержку, его собственная коллекция картин состояла из великолепных пейзажей, а великие мастера кисти А.К. Саврасов и В.Д. Поленов гостили у него во Франции. Кстати, именно они стали наставниками Константина Коровина, зачинателя импрессионизма в России, на которого, в свою очередь, картины Жана Батиста Камиля Коро произвели такое впечатление, что он какое-то время подписывался «Коро-вин». И вот на чтениях собравшиеся узнали, что Тургенев, разбирая пейзажи успешного и плодовитого француза, в 1882 году замечал, как следует рисовать крону, какое расстояние между листьями, ветвями, стволами следует считать оптимальным. Не случайно же он брал уроки живописи!

Постоянный участник тургеневских мероприятий и добрый друг музея Ирина Тишина, председатель Тургеневского межрегионального общества при музее-заповеднике «Бежин луг», рассказала о художнике Николае Дронникове, с которым не так давно встречалась в Доме русского зарубежья в Москве и которого назвала летописцем русской эмиграции в Париже, ведь в этом городе он прожил более сорока лет и создал портреты многих культурных деятелей всех волн эмиграции. В тургеневскую орбиту его вовлекают и место рождения (Тульская область), и московские реалии, запечатленные на холстах, как в свое время писатель сохранил их в словесных образах. А самое главное связующее звено – это установка на консолидацию творческих сил, а не на их разобщение, сопряжение культурных эпох и вектор на синтез искусств.

Роль писателя в живописи

Своеобразный обзор картин тургеневской тематики в творчестве орловских художников сделала Татьяна Рымшина, ныне завкафедрой изобразительных искусств факультета дизайна и моды Института бизнеса и дизайна (Москва). При этом отмечалась самоотверженная деятельность специалистов, повлиявших на развитие культурных традиций в Орле и пропагандировавших плодотворный союз живописи и литературы: А.И. Курнакова, К.С. Аргунова, Г.В. Дышленко, М.С. Хабленко, В.А. Дудченко и других. В докладе подчеркивалась особая роль трехступенчатой системы образования, от художественных школ через училище к вузу, что позволяет сформировать истинно творческую личность с набором профессиональных и нравственных качеств.

Незабываемым можно назвать выступление орловского художника Андрея Мазина, который роль Тургенева в своей жизни проследил с самого детства. Вот уж действительно удивительные совпадения! Дело в том, что семилетний ученик уральской изостудии свою первую работу, попавшую на выставку, написал по мотивам романса «Утро туманное», поскольку был абсолютно уверен, что автор обрисовал знакомый ему заоконный пейзаж. Впоследствии, освоив профессию, он ощутил в лирических тургеневских пейзажах живописную мощь В.И. Сурикова и интеллигентность И.И. Левитана, был очарован «Стихотворениями в прозе» и стал иллюстратором многих произведений, ощущая в себе способность проникнуть в мировоззрение классика ХIХ века. С собравшимися Андрей Мазин поделился своей мечтой – сделать полноценную книгу с иллюстрациями Тургенева.

Уникальные факты

Доклады сменялись один другим, а внимание слушателей не рассеивалось. Да и как же иначе, если озвучивались совершенно уникальные факты, приподнималась завеса тайны над событиями, предметами, историческими личностями. Вот, например, старший научный сотрудник музея изобразительных искусств в Орле Валентина Василенко рассказала, какую кропотливую работу проделали реставраторы, искусствоведы, чтобы три портрета работы А.П. Струйского были представлены посетителям орловского музея во всей полноте их исторической значимости. Старший научный сотрудник музея Тургенева Людмила Балыкова ввела в научный оборот ранние рисунки Тургенева, оставленные на форзацах книги Н. Максимовича-Амбодика «Эмблемы и символы». Более того, в докладе прослеживалась эволюция изображений от детских к юношеским, а среди них собаки, птицы, виды дома и сцены рыбной ловли, а также портреты отца, матери, дяди. Заведующая музеем Елена Мельник предложила собравшимся своеобразный отчет о новейших научных изысканиях «Загадка одного имени. А. Скиргелло в коллекции музея И.С. Тургенева».

Новые задачи

Интеллектуальное напряжение в нужный момент сменилось эстетическим наслаждением, и участники чтений с удовольствием познакомились с выставкой «Триумф розы», увидели сцены из спектакля «Аленький цветочек» в исполнении детской театральной студии «Серебряная птица», смогли обменяться мнениями и впечатлениями.

А новый день принес новые задачи, имели они характер организационно-просветительский. Круглый стол «О ходе подготовки к празднованию 200-летия И.С. Тургенева» позволил наметить векторы юбилейных мероприятий. Среди них объединение тургеневских центров в Орле, Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Париже, Оксфорде, Буживале, Баден-Бадене и других городах, оцифровка собрания сочинений писателя для большей доступности его произведений, писем, а также литературоведческих материалов в Интернете, открытие памятника Тургенева в Москве в юбилейный год. В заинтересованном разговоре звучали голоса директора библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева в Москве Ромуальда Крылова-Иодко, председателя Тургеневского историко-литературного общества в Москве Татьяны Коробкиной, заместителя председателя орловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Нины Кирилловской, заместителя директора по научной работе орловского музея И.С. Тургенева Ларисы Дмитрюхиной.

Целый пакет предложений внесли наши музейные работники. Это и глобальный телемост, который может связать в день и час рождения писателя все Тургеневские общества мира, и проект «Читаем Тургенева вместе», и ряд передач на телевидении, и литературно-экологический проект «Превращения Маменькиного садика», и гастроли «Тургенев и народная песня», и премьеры студий «Серебряная птица» и «Ювента», и многое-многое другое, что сможет сделать юбилейный год незабываемым, а имя классика ХIХ века актуальным в веке ХХI. Мощным завершающим аккордом стал праздник в Рябиновом сквере «Люблю тебя, мой город!», собравший множество людей, неравнодушных к художественному слову, классической музыке, своей истории и культуре.

Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям