Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

«Пишу – значит люблю»

23.01.2014
16 января 2014 года исполняется 60 лет со дня смерти одного из наиболее самобытных и гармоничных в своем мироощущении писателей – Михаила Михайловича Пришвина. А родился он 27 января (5 февраля) 1873 года недалеко от уездного города Ельца Орловской губернии.
«Кладовая солнца»
Вся жизнь Пришвина – путь к художественному слову, к радости бытия, к счастью. Этот путь был сложным и противоречивым, отражал жизнь и влияние века, но всегда оставался самостоятельным, насыщенным раздумьями о природе и человеке.
Наш земляк стал первым писателем, который поднял в своем творчестве экологическую тему. Все мы помним живые, проникновенные рассказы и очерки Пришвина, посвященные родной природе, совершенно по-новому открывающие нам удивительную жизнь растений и животных, населяющих наш край, – «Золотой луг», «Родники Берендея», «Журавлиная родина», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца».
Писатель утверждал, что человек как разумное существо, обладающее к тому же нравственным чувством, должен не просто брать у природы ее богатства, но и хранить их для будущих поколений, воспитывая тем самым гуманное отношение к этому неповторимому миру.
Ничто не могло помешать Пришвину в борьбе за радость и смысл жизни, открытые ему как дар. Поразительная способность удивления, больше того, восхищения перед, казалось бы, обыденными явлениями природы и людского быта, умение в обыкновенном «открывать небывалое» – эти черты были характерны для Пришвина с детства и до глубокой старости.
Но радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам их смысл и красоту – все это не было дано от рождения, а создано нравственной волей этого человека, его убежденностью в добре жизни.
 
«Из одиночества в люди»
Его трудный путь «из одиночества в люди» пролегал через острое детское чувство собственной исключительности и обиду на непонимание окружающих; через неудавшуюся юношескую любовь и обретение наконец-то своего «жизненного дела» – литературного творчества. «Я буду писать о той радости жизни, какая бывает последствием трагедии», – говорил Пришвин. Он с детства усвоил то интуитивное чувство прекрасного, которым впоследствии было пронизано все его творчество. «Мое чувство родины, – говорил Пришвин, – исходит от слова, которое унаследовал я через мать мою от русского народа, – это наследство и есть моя родина».
Пришвин далеко не сразу почувствовал и понял в себе силу таланта. Его путь в литературу был сложным и тернистым, призвание художника слова раскрывалось постепенно, встречая на своем пути множество препятствий. Но даже те десятилетия, которые предшествовали его писательской деятельности, не прошли для него даром. Тем более что Пришвин – автор, быть может, наиболее «личный» и индивидуальный, а все его произведения, продолжая друг друга, представляют собой как бы единый автобиографический роман.
Еще до начала писательства Пришвин серьезно занимался наукой, путешествовал, был избран почетным членом Императорского географического общества. Работая на опытных станциях после окончания агрономического отделения философского факультета Лейпцигского университета, он написал работу по сельскому хозяйству. Позже, когда Пришвин стал создавать очерки и рассказы о природе, в них сохранились точность и лаконизм его первых научных публикаций.
Михаил Михайлович верил, что размышления над собственными переживаниями найдут эмоциональный отклик у другого человека, ищущего ответы на вечные вопросы бытия. И не случайно он постоянно искал и находил «своего» читателя-друга.
 
Великая охота к жизни
Вспоминая впоследствии начало своего писательства, Пришвин говорил: «…как я мал был, когда оторвался от всего… цеплялся за росяной куст, за солнечный луч… я жил, получая кровь от матери-земли… В новой радости своей я прежде всего почувствовал выход в безграничную ширь и готовность служить… до последнего своего издыхания, не обойдя вниманием ни одного друга своего и даже ни одной травинки, ни одного колоска, ни пташки певчей, ни зверюшки. Весь мир моей родины в безграничном, неведомом мне пространстве заиграл во мне, зазвенел, зацветился, засиял…»
Вот об этой новой открытой для себя стране великой радости Пришвин стал писать и открывать ее читателям, сообщая всему живому лицо. Этот свой художественный метод он назовет «родственным вниманием». Отсюда родилась основная пришвинская тема, которую принято называть праздником природы и понимать как великое желание (охоту) к жизни. Так соединились у Пришвина любовь, родина, писательство. Любовь к родине повела его по пути странничества – он стал писать о природе и через нее о человеке.
Пришвина считают создателем особого литературного жанра – «путевого очерка». Однако для самого писателя странствия имели не только узкое научное, этнографическое или краеведческое значение. Они создавали основу для оригинальной и глубокой духовно-нравственной, этической концепции: «Путешествие ценно не так тем, что оно обогащает человека новым знанием, как тем, что открывает глаза на близкое. «Когда много ходишь, – пишет Пришвин, – пространство становится эфирным… и все вокруг становится, как будто слушаешь сказку мира: в некотором царстве, в некотором государстве…» Так он видел мир с того момента, как взялся за перо, когда понял необходимость целостной жизни на земле: «Нужно посмотреть на вещь своим глазом и как будто встретился с нею первый раз, пробил скорлупу интеллекта и просунул свой носик в мир. Это узнает художник, и первые слова его – сказка».
Постижение жизни в простом единстве возможно для сознания как святого, так и ребенка. Писатель был полностью захвачен идеей о способности детского удивления как источнике познания и творчества: «Сохраненное в себе дитя – вот мировой капитал человечества. Гениальный поэт в существе своем ребенок… Удивление покидает мир… Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление». Недаром свою задачу в искусстве Пришвин видел в стремлении «создать сказку в земном пространстве… чтобы жизненный случай действовал как перо Жар-птицы». Такая сказка рождается из фактов реальной действительности и не требует выдумки.
 
Мысль о человеке
Но о чем бы ни писал Пришвин, за каждой строчкой его произведений, написанных, казалось бы, исключительно о природе и животных, скрывается в то же время мысль о самом человеке – носителе богатейшего внутреннего мира. Поэтому, написав так много талантливых рассказов и очерков о живой природе, Пришвин говорил все же, что главное для него «искать и открывать  в природе прекрасные стороны души человеческой». «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, – пояснял он, – и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу», ведь «и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл».
В последние годы жизни, работая над романом «Осударева дорога», Пришвин окончательно осознает высшую закономерность бытия природы и человека. Следуя пушкинской традиции, он видит ее в непрерывной цепи рождений и смертей, поступательном гармоническом движении вперед: «Встречал на лавочке зарю наступающего дня, и «равнодушная природа» охватила наш человеческий мир… Долго смотрел я туда, и душа моя, расширяясь, восходила, как на гору, и внизу открывался человеческий муравейник. Это не равнодушие, а большой широкий путь человека». Сам Пришвин знает, как трагична жизнь, но до конца верит в смысл и радость бытия. Поэтому единственным своим долгом он считает поддерживать в себе и в людях веру в положительные начала жизни, вечные человеческие ценности – добро, красоту, любовь: «Я думаю, если это только по силам, сохранить чувство гармонии и преподать его даже в последнем стоне своем как возможность, как поддержку…»
Эти полные любви к людям пришвинские строки глубоко и верно выражают самую суть его дарования, раскрывают одну из главнейших черт его характера. К концу жизни писатель дополнил их крылатой фразой: «Пишу – значит люблю».
 
Татьяна Абинякина, научный сотрудник музея писателей-орловцев

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям