Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Не тормози

Пик насыщения

05.02.2014

Российский авторынок по итогам 2013 года в очередной раз стал вторым в Европе. Лидирующие позиции наша страна сохранила вопреки общему снижению продаж. Наступивший год, символом которого стала лошадь, автодилеры уже сегодня называют «голодным»: спрос на «стальных коней» продолжает падать.

Кругом одно падение

На днях Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России. Согласно отчету, в прошлом году продано около 2,8 млн машин. Это на 5,5 процента меньше по сравнению с 2012-м. Средняя цена автомобиля достигла отметки в 900 тысяч рублей. Около половины машин куплено в кредит. По-прежнему лидером продаж остается «Лада».

К 2013 году российский автомобильный рынок достиг насыщения, отмечают эксперты аналитического агентства «Автостат». В то же время факторов, которые могли бы способствовать росту рынка, таких как льготное кредитование, было недостаточно. Кроме того, состояние российской экономики не содействовало увеличению покупательской активности населения.

Негативная тенденция начала складываться с марта прошлого года. И только декабрь выдался удачным.

– Мы наблюдали уверенный финиш в последнем месяце 2013 года. Нет сомнений, окончание срока действия госпрограммы по субсидированию розничного автокредитования сыграло роль в том, что салоны дилеров посетило больше покупателей, чем месяцем раньше. Это усилило эффект, традиционно связанный с окончанием года, а также с необычайно теплой погодой прошедшего декабря, – пояснил сложившуюся ситуацию председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

На фоне снижения объемов продаж финансовая емкость рынка осталась примерно на уровне 2012 года и составила 2,34 трлн рублей (в 2012 году – 2,33 трлн рублей).

Модельный ряд российской сборки

Что касается производства автомобилей, то и здесь можно наблюдать не самую радужную картину. В прошлом году с отечественных конвейеров сошло 1,9 млн легковушек. Это на 2 процента меньше, чем годом ранее, согласно данным Росстата. У лидера российского автопрома – концерна «АвтоВАЗ» – зафиксировано падение значительно ниже рыночного: произведено на 20,6 процента меньше машин (438 435 штук). Самой массовой моделью на конвейере предприятия стал бюджетный седан Lada Granta, сообщает «Автостат».

Зарубежные же автопроизводители в 2013-м продолжали расширять модельный ряд российской сборки (Toyota Land Cruiser Prado, Chevrolet Aveo, Hyundai i40, Hyundai Equus, Citroen C4 седан, Mazda 6, Chevrolet Trailblazer, новая Skoda Octavia, Mitsubishi Pajero Sport, Luxgen 7 SUV и др.).

При этом благодаря запуску новых моделей и началу поставок в страны СНГ некоторые российские заводы по производству иномарок увеличивали объемы выпуска, несмотря на общее падение спроса на внутреннем рынке.

В числе отстающих

В Орловской области ситуация складывается гораздо хуже всероссийской. Более того, мы попали в список аутсайдеров, согласно рейтингу, составленному «Автостатом». Эксперты этого агентства подсчитали, что в нашем регионе автосалоны реализуют меньше тысячи машин в месяц. А ведь в 2012 году мы показали самый высокий темп роста в стране по продажам иномарок.

Учитывая обстоятельства, во второй половине прошлого года многие орловские дилеры стали завлекать клиентов скидками. По словам опрошенных продавцов автомобилей массового сегмента, дилерская маржа упала в разы.

– Ряд моделей реализуется фактически в убыток, – говорит менеджер одного из орловских автосалонов Дмитрий. – Продавая на таких условиях машины, мы рассчитываем заработать на послепродажном обслуживании.

При этом участники орловского авторынка отмечают смещение потребительского спроса из бюджетного сегмента в более дорогой.

Хотелось бы отметить интересный момент, на который обратили внимание менеджеры, – потребитель стал грамотнее. Клиенты зачастую приходят в салон подкованные, заранее собрав всю информацию о понравившейся модели в Интернете. Поэтому сейчас потребитель стал диктовать условия автодилерам.

Орловцы полюбили китайский автопром

А вот кому кризис авторынка нипочем, так это дилерам китайских автомобилей. С января по сентябрь прошлого года продажи новых «китайцев» в нашем регионе выросли на 65 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В этом году китайские автопроизводители еще прочнее закрепят свои позиции как на орловском рынке в частности, так и на российском в целом. Завод по производству автомобилей Lifan активно ищет площадку в нашей стране для открытия здесь собственного производства. Запуск завода в России давно входит и в планы китайского холдинга Chery. Напомним, что в 2012 году рассматривался вопрос о продаже «АвтоВАЗА» в Тольятти этой корпорации.

Субсидии в помощь

Прогноз аналитиков на 2014 год таков: падение спроса на автомобили в целом продолжится. Продажи снизятся как минимум еще на 5 процентов.

Как помочь отечественному автопрому остаться на плаву? Как всегда с помощью субсидий. По имеющейся у газеты «Коммерсант» информации, правительство намерено с 2014-го по 2016 год направить из бюджета на поддержку российского производителя около 270 млрд рублей. Субсидии позволят компенсировать до 70 процентов совокупных затрат отечественных автозаводов на утилизационный сбор, введенный для них под давлением ВТО. Крупные предприятия смогут вернуть расходы почти полностью. Помощь не получат те, у кого нет соглашений о промышленной сборке, например Derways и «ТагАЗ».

Получить субсидии смогут как сами производители, так и аффилированные с ними структуры, оказывающие услуги по производству автомобилей. Каждый сможет компенсировать до 90 процентов от суммы затрат, отчисления будут производиться ежеквартально. Основанием для отказа в субсидиях может послужить в том числе «недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на год и плановый период».

Участники рынка допускают, что субсидии все же «могут вызвать вопросы у ВТО». ЕС уже начал с Россией торговый спор из-за сбора. Сейчас разбирательство заморожено – ЕС пока не предложил своих кандидатов в группу арбитров.

По мнению профессора ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, новые субсидии «доказывают, что Россия начинает адаптироваться к правилам игры в рамках ВТО». Он отмечает, что «субсидии на экологию и научные разработки с большой долей уверенности можно считать соответствующими нормам ВТО при должном обосновании». Доказать целесообразность поддержки рабочих мест будет сложнее, отмечает эксперт, успех зависит от объемов выделяемых средств, а труднее всего обосновать субсидии на энергозатраты, учитывая назревающий спор России с ЕС вокруг энергокорректировок, в центре которого как раз адекватность внутренних цен на электроэнергию для производителей.

Сергей Целиков,  директор аналитического агентства «Автостат»

По моему личному прогнозу, рынок упадет еще больше. Причина одна – экономика не растет, и, главное, нет понимания, за счет чего она может расти. Процессы сокращений производства на предприятиях, остановки, заявленные на январь, только начинаются. В финансовой сфере тоже ситуация непростая, даже напряженная. Думаю, кризиса резкого, большого, как в 2008 году, не случится, будет долговременная стагнация. К этому готовились, ситуацию сдерживали, но какой-то программы развития у правительства нет.

Виталия Плахова 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям