Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Пастырь и наставник

19.11.2015

Сергий Сребрянский (в миру Митрофан Васильевич) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятское Воронежской губернии в семье священника Василия Васильевича Сребрянского. Детей в семье было много, воспитывались они в большой строгости.

Служение в Орле и военные походы

В 1889 году Митрофан окончил Воронежское духовное училище по второму разряду и поступил сразу на четвертый курс Воронежской духовной семинарии. После под влиянием народнических идей поступил в Варшавский ветеринарный институт. Оказавшись здесь, во враждебной православию католической Польше, среди равнодушных к вопросам веры студентов, он начал усердно посещать православный храм. Там он и познакомился со своей будущей женой Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской губернии. 29 января 1893 года они обвенчались.

Живя в Варшаве, Митрофан Васильевич стал размышлять о правильности выбора своего жизненного пути и решил вступить на поприще служения священнического.

2 марта 1893 года епископом Воронежским Анастасием (Добрадиным) Сребрянский был рукоположен во диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда Воронежской губернии, но диаконом отец Митрофан пробыл недолго – 1 марта 1894 года он был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка (город Рыпин Полоцкой губернии) и 20 марта рукоположен во священника в Орле.

1 сентября 1897 года отец Митрофан был перемещен в Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна.

Паства потянулась к искреннему и ревностному пастырю, образовался крепкий приход. Это позволило отцу Митрофану приняться за трудное дело постройки храма, которое было завершено с успехом. Он создал при приходе библиотеку и школу.

11 июня 1904 года вместе с 51-м драгунским Черниговским полком отец Митрофан выступил в поход на Дальний Восток, в Маньчжурию. В служебном формуляре отца Митрофана кратко записано: «Был в сражениях: Ляоянском... Шанхайском... в набегах на Инкоу... Мукденских... у деревни Санвайцзы... Во всех означенных сражениях под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых».

Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который печатался в «Вестнике военного духовенства» и «Орловских епархиальных ведомостях», а затем вышел отдельной книгой.

15 марта 1905 года как опытный пастырь и духовник он был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии. В этой должности отец Митрофан прослужил до окончания войны. 2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел.

Марфо-Мариинская обитель

В 1908 году отец Митрофан подал свой проект по созданию Марфо-Мариинской обители. Проект настолько пришелся по душе великой княгине Елизавете Федоровне, что именно его она положила в основу устройства обители. Для осуществления идеи она пригласила протоиерея Митрофана на место духовника и настоятеля храма.

Получив благословение от старцев Зосимовой пустыни, отец Митрофан подал прошение о переводе в обитель. 17 сентября 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909 года, когда Елизавета Федоровна переехала в дом, предназначавшийся под обительский.

«Господь благословил это наше дело через священника, – писала великая княгиня государю, – к которому в Орел издалека люди приезжали за утешением и поддержкой, – и вот оно мало-помалу начинается».

Отец Митрофан, поселившись в обители, сразу же принялся за новое дело, отдавшись ему всей душой. Он часто служил и, не жалея сил, наставлял еще немногочисленных сестер, которые пришли жить в обитель. Незадолго перед своим арестом в 1918 году великая княгиня Елизавета передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи.

В 1919 году отец Митрофан и его супруга Ольга по благословению патриарха Тихона приняли монашеский постриг. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга – с именем Елизавета. Вскоре после этого патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита и наградил митрой.

Изгнание и возвращение

Во время кампании по изъятию церковных ценностей 23 марта 1923 года архимандрит Сергий был арестован за прочтение послания патриарха Тихона, касавшегося этого вопроса. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения, а затем по приказу ОГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в Тобольск. 27 февраля 1925 года он вернулся в Москву и на следующий день, как бывший ссыльный, явился в ОГПУ, чтобы узнать решение властей относительно своей дальнейшей судьбы. Следователь, которая вела его дело, сказала, что священнику разрешается совершать церковные службы и говорить за богослужениями проповеди, но он не должен занимать никакой административной должности в приходе и ему запрещено принимать участие в какой-либо деловой или административной приходской деятельности. Отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель.

29 апреля 1925 года на основании доноса об антисоветской агитации среди сестер обители отец Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Матушка Елизавета, узнав, в чем обвиняют отца Сергия, принялась хлопотать о его освобождении. Она подала заявление Владимиру Черткову, возглавлявшему учреждение под названием «Осведомление и экспертиза по делам религиозных течений». Чертков поддержал просьбу и, сопроводив заявление своими пояснениями, направил его 25 июня 1925 года Петру Смидовичу, который в тот же день переправил все документы Тучкову. 30 июня дело было рассмотрено и принято решение освободить священника. 2 июля коллегия ОГПУ прекратила дело, и отец Сергий был освобожден.

Архимандрит Сергий и монахиня Елизавета выехали на ее родину, в село Владычня Тверской области, и поселились в родительском доме. Отец Сергий часто ходил молиться в Покровский храм, в котором стал служить с 1927 года. Он продолжал подвизаться как духовник и проповедник. Духовные дети из Орла привозили ему продукты и одежду, большую их часть он раздавал нуждающимся.

В феврале 1930 года священник снова был арестован. Из доносов (от 30 и 31 января 1930 года) явствовало следующее: обвинялся он в том, что «являясь сторонником монархического порядка управления, систематически вел антисоветскую агитацию с целью срыва мероприятий, проводимых советской властью в деревне, используя религиозные предрассудки масс...». Виновным в предъявленных обвинениях отец Сергий себя не признал. 7 апреля 1931 года он был приговорен к пяти годам высылки в Северный край.

В 1933 году отец Сергий был освобожден и вернулся в Москву, где пробыл всего один день – простился с закрытой и разоренной обителью и отправился с монахиней Елизаветой и Марией Петровной во Владычню. Покровский храм там был закрыт, и отец Сергий ходил молиться в соседнее село в Ильинский храм. Впоследствии власти стали выказывать неудовольствие по поводу его появления в храме, и он был вынужден молиться дома. Последний период жизни отца Сергия стал временем старческого окормления духовных детей и обращавшихся к нему страждущих православных людей, что было особенно насущно в то время, когда большинство храмов было закрыто, а священники арестованы.

За подвиг и праведную жизнь

Во время Великой Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась русская воинская часть. Предполагалось, что здесь будет тяжелый бой с немцами. Офицеры предлагали жителям отойти дальше от передовых позиций, кое-кто ушел, а отец Сергий и монахини Елизавета и Милица остались. Почти каждый день над расположением воинской части летали фашистские самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это отметили и военные, у которых возникло ощущение, что село находится под чьей-то молитвенной защитой. За исповеднический подвиг, за праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил отца Сергия дарами прозорливости и исцеления.

В последние годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником стал протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу.

5 апреля 1948 года старец скончался в селе Владычня и был погребен на сельском кладбище. Местное почитание отца Сергия началось сразу же после его смерти.

Был реабилитирован по указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года. 19 сентября 1999 года был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Тверской епархии. Мощи преподобного исповедника Сергия были обретены 11 декабря 2000 года, находятся в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российским архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Кстати

В Орле были написаны три иконы святого Сергия и изданы книги автора этого материала «Духовник и наставник», «Святые Сергий и Елизавета», «От земного подвига до святости».

Анатолий Мищенко  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям