Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
За кулисами

«Парад» корейских дирижеров

15.05.2013

Такое в Орле случилось впервые: семь молодых дирижеров (среди них пять девушек) и две начинающие пианистки из Южной Кореи приехали с большой концертной программой – выступить с Орловским губернаторским симфоническим оркестром. Они – бакалавры и магистры, получившие высшее музыкальное образование в классе выдающегося дирижера (его называют корейским Гергиевым) – профессора Вук Бьона. Опытный маэстро тоже посетил Орел. Он помогал своим питомцам и нашим землякам проводить репетиции.

Музыкальная страна

Еще по Красноярску помню, какое неизгладимое впечатление оставляли во мне выступления южнокорейских пианистов, скрипачей, певцов. Людям этого далекого от нас полуострова изначально присуща музыкальность. Мастера классической музыки Южной Кореи с успехом гастролируют в Ростове, Красноярске, Ульяновске и других городах России, а также на Украине и в Западной Европе. Например, маэстро Вук Бьон очень востребован в Германии, Голландии, Польше.

Власти и общественные организации Южной Кореи создают все условия, чтобы молодые и опытные музыканты имели возможность играть за рубежом, набираться исполнительского опыта, делиться своими собственными знаниями и достижениями в различных странах мира. Вот и этот совместный проект поддержал со стороны Южной Кореи генеральный директор филармонии города Бусан Ким Ионг Кьюн. Поездку в Орел помогла профинансировать Ассоциация корейских дирижеров. А принять у нас эту делегацию орловцам посоветовали друзья из Украины, где Вук Бьон и его питомцы очень понравились и как музыканты, и как просто хорошие, добрые люди.

Репетиции на износ

Орловские оркестранты тщательно работают над концертными программами. Вот и эту программу романтической западной классики XIX века, куда вошли произведения Вебера, Мендельсона, Шумана, Дворжака, главный дирижер оркестра Василий Шкапцов репетировал со своим коллективом около месяца. Столько же времени затратили на подготовку южнокорейские партнеры. А на совместное репетиционное творчество было отведено всего пять дней.

Более того, перед оркестром возникла дополнительная трудность. На каждое произведение Вебера, Мендельсона, Шумана – отдельный дирижер. В симфонии №9 Дворжака на каждую из четырех частей – четыре маэстро. Непривычно это. Кроме того, существенный языковый барьер.

У каждого из тех, кто на репетициях вставал за дирижерский пульт, своя манера управлять оркестром. Орловским и корейским музыкантам надо было очень быстро приспосабливаться друг к другу, почти моментально находить общий язык. Они делали это с желанием.

…Вот профессор Вук Бьон останавливает дирижера и что-то говорит ему по-корейски, а оркестрантам адресует улыбку и выразительный жест, подкрепляя все это понятным словом «темп». Очаровательная, хрупкая Юнджи Ко сильными, уверенными жестами маленьких рук показывает замедления и ускорения, подкрепляя показы специфическими музыкальными терминами на латыни. Сорокалетний маэстро Са До Ким (тоже воспитанник Вук Бьона) в ходе одной их репетиций учится, с помощью музыкантов оркестра, произносить по-русски цифры от единицы до десяти и успешно пользуется этими новыми для него «знаниями» нашего языка, объясняя, с какой цифры и какого такта вступать.

Пока кто-то из гостей работает на подиуме, остальные сидят неподалеку от оркестра на стульях и читают свои партитуры. Две молодые пианистки – Дэнби Пак и Джейхи Ли – даже во время перерыва урывают минутки еще раз пройти свои фортепьянные партии. А вечером с 21 до 23 часов в театре имени И.С. Тургенева дополнительно занимаются в зрительном зале, осваивая наш концертный рояль. Трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели у корейцев в крови. Всем нелегко, но… настроение у орловцев и гостей радостное, приподнятое. Нашим музыкантам интересен творческий опыт дальневосточных дирижеров и исполнителей, им – новый в их творческих биографиях симфонический коллектив незнакомой России.

Праздник романтической музыки

И вот наступило 12 апреля – день совместного концерта в театре имени И.С. Тургенева. Любо-дорого было смотреть, как изящные кореянки грациозно выходили на сцену, одетые в черные элегантные мужские концертные фраки. Первым номером прозвучала увертюра К. Вебера к опере «Вольный стрелок». Дирижирует симпатичная Юн Эй Ким. От нее веет радостью, уверенностью, но и волнение тоже рядом. Взмах дирижерской палочки и… волшебно-романтическая музыка «входит» в зал, покоряя слушателей своей вдохновенной высотой. Как-то по-особому молодо звучат в интерпретации молодого дирижера и оркестровом исполнении мотивы старинной легенды о борьбе стрелка Каспара с дьявольскими силами зла. Та же самая романтическая высота открылась перед нами и в увертюре к другой известной опере Вебера – «Оберон». Здесь дирижеру Юрим Ким и нашему оркестру оказалась подвластной «легкокрылая» сказочная феерия музыкальных тем и образов, где присутствуют эльфы, рыцари, любовные страсти. Не сумеют дирижер и оркестр почувствовать и передать нам в звуках эту стихию – и музыка погибнет. К счастью, этого не случилось.

Все без исключения воспитанники Вук Бьона убедили слушателей в том, что они, пусть и молодые, но уже профессиональные «управляющие» оркестровыми стихиями. Вот 38-летний Чангсу Мун в «Блестящем рондо» Ф. Мендельсона чутко вел оркестр, безраздельно властвуя над ритмами и мелодическими «перекличками». Точный жест, великолепное чутье на самые тонкие нюансы, умение добиться от музыкантов ансамблевой слаженности… Настоящий мастер дирижирования. Тем более сложного, что партию фортепьяно исполняла молодая пианистка Дэнби Пак, у которой по ходу игры возникли проблемы с музыкальным текстом. Дирижер виртуозно помог солистке преодолеть волнение, рыцарски приняв на себя «вину» за ее крохотную заминку. Аплодисменты сочувственно настроенной публики обоим достались щедрые, а букеты цветов – огромные! Он же дирижировал первой частью симфонии №9 А. Дворжака – с той же самоотдачей и тонким пониманием композиторского замысла, прочувствованного и отыгранного оркестром эмоционально.

С этой симфонией вообще произошли чудеса. Чангсу Мун и его коллеги – сдержанная Кьёнгён Ли (вторая часть), мастерица скупого, точного жеста и сильного эмоционального посыла Юнджи Ко в третьей части симфонии (замечательно продирижировала в первом отделении «Блестящее каприччио» Ф. Мендельсона, где солировала великолепная пианистка Джейхи Ли), взрывчато темпераментный, «купающийся» в музыке магистр университета Уэльса (Великобритания) сорокалетний Са До Ким (в последней части) – эта четверка сумела сделать так, что симфония Дворжака прозвучала, будто бы ведомая единой дирижерской рукой. Все дворжаковские темы – национальный чешский мелос, тоска по родине (симфония была написана в США) – обрели во время концерта живую, страдающую и лиричную музыкальную душу.

Виктор Евграфов, фото Константина Зайц

Сертификаты состоятельности

Так называются официальные документы, которые в Орловской филармонии вручили всем приезжим участникам концерта. Они подтверждают мастерство и профессионализм гастролировавших в Орле музыкантов и, как мне сказали, будут полезны для их дальнейшего роста и карьеры. Ну и, конечно, в конце радостного и праздничного, очень романтичного «парада» южнокорейских музыкантов каждый член делегации увез с собой подарки от орловских коллег. С напутственным пожеланием возвратиться в Орел для создания новых концертных программ.

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям