Орелстрой
Свежий номер №17(1221) 24 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Статьи

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (влияние современной кино- и телепродукции на историческое сознание и национальную идентичность)

19.12.2016

Влияние кино на общественное сознание и картину мира зрителя невозможно переоценить. Еще на заре кинематографа в нем видели пятую власть, мощную пропагандистскую машину. При рождении Интернета апологеты информационного общества заговорили об отмирании художественного кино. Однако действительность не только опровергла эти пессимистичные прогнозы, но и превзошла самые смелые ожидания. Во-первых, зритель переместился из кинотеатра за монитор компьютера и экран смартфона, не снизив, а увеличив потребление художественного контента в  безграничном виртуальном пространстве, во-вторых, кинопродукция дополняется и частично вытесняется с потребительского рынка телепродукцией сопоставимого художественного качества, в-третьих, кино входит в арсенал изощренных средств современных информационных войн, превращаясь в оружие разрушения и защиты национальных ценностей и идентичности. Сегодня исторические фильмы и телесериалы заняли заметное место на кинорынке, формируют новый взгляд на национальное прошлое, исходя из интересов заказчиков и потребителей.

В этих условиях актуальное значение приобретает просвещение зрителей с целью понимания ими современной конъюнктуры кинопроизводства и проката, целей, приемов и алгоритмов манипуляции общественным сознанием средствами кино, приобретения ими навыков поиска, понимания и критического восприятия смысла (идеи, месседжа), порой скрытого и не очевидного, конкретных произведений, предлагающих трактовку национальной истории.

В 2016 году проект лекций для студенческой молодежи к.и.н., доцента кафедры истории России Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева О.Ю. Казаковой о влиянии современной художественной кино- и телепродукции на историческое сознание и национальную идентичность был поддержан Всероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество «Знание»». Он предусматривал цикл лекций о тенденциях и особенностях развития исторического кинематографа в России, Европе, Америки и Азии. Курс опирался на данные социологического исследования вкусов и представлений молодежной кино- и теле-аудитории.

ОТКУДА МЫ ПРИШЛИ?

Популярность исторического кино в настоящее время растет. Только в этом году большой общественный резонанс вызвали телевизионный проект «София» о жене Ивана III и идущий в прокате созданный на народные деньги фильм «28 панфиловцев». Современный высокий стандарт качественной телевизионной продукции на историческую тему задали костюмированные экранизации классической литературы телекомпании Би-Би-Си. Отныне исторической точности воспроизведения материальной среды (костюмов, декораций, реквизита) изображаемого времени стало уделяться первостепенное внимание (например, британские «Анна Каренина» и «Аббатство «Даунтон», отечественные «Стиляги»). Развитие компьютерных технологий и большие бюджеты проектов позволили реализовать самые смелые мечты режиссеров  (например, «Великолепный век», «Викинги», «Письма с Иводзимы», «Битва за Севастополь» и пр.). Слушатели лекционного курса ожидаемо указали на достоверность видеоряда («без отсебятины») как на основную характеристику исторического кино (половина опрошенных).

Однако, новизна современного исторического кинематографа, на наш взгляд, заключается в более искусном, чем ранее, но оттого неощутимом потребителем, изощренном и всеобъемлющем манипулировании яркой телевизионной картинкой для формирования массового исторического сознания в интересах заказчиков — государства, культурных элит, корпоративных кинопроизводителей. Данная тенденция наглядно видна на молодом азиатском историческом кинематографе. Выбор сюжетов из имперского прошлого Турции, Китая, Индии при игнорировании бесславной колониальной истории и/или периода агонии стареющих на обочине западных капиталистических хищников феодальных монархий XVIII-XX вв., не просто питает национальную гордость, он мобилизует общественное мнение в поддержку растущих геополитических амбиций этих стран бывшего «третьего мира». И вот уже Р. Эрдоган, в лучших традициях султана Сулеймана I Великолепного, переписывая конституцию, узурпирует власть и расправляется с оппозицией, агитирует за возвращение к традиционным мусульманским ценностям вопреки заветам Кемаля Ататюрка, вторгается в Сирию и заявляет о намерении свергнуть президента соседней страны.

Еще более тревожная ситуация складывается в кинопроизводстве, посвященном событиям новейшей истории. Находясь в актуальном общественно-политическом дискурсе, их интерпретация становится оружием идейной борьбы внутри страны и между странами. В 2016 г. Оксфордский словарь выбрал словом года новорожденный термин «постправда» (post-truth), описывающий эпоху развития массовых коммуникаций, когда истина становится не столь уж важной. Данное понятие прекрасно описывает сущность современного исторического кино о недавнем прошлом. Технологии информационных войн включают оперативное создание художественной продукции для формирование выгодного, яркого и простого образа события. Например, грузино-осетинский конфликт, так называемая война 08.08.08., был воплощен в американской («5 дней войны») и русской («Олимпиус инферно») кино-версиях, где при всей аутентичности, достоверности материальной среды представлены противоположные, продиктованные идеологическим противостоянием, точки зрения на данный конфликт.

Таким образом, выбор сюжетов современного исторического кино далеко не случаен и определяется как потребительскими ожиданиями, так и общественно-политической конъюнктурой. Взгляд на список отечественных кино- и теле-проектов, посвященных национальному прошлому, позволяет выявить некоторые его особенности и тенденции развития.

Во-первых,  очевиден  рост внимания к роли сильной женщины в российской истории. В 2014-2015 гг. вышло сразу два телесериала о Екатерине II, в 2013 г. эротично и агрессивно Светлана Ходченкова воплотила на экране роль  крестьянки-партизанки Василисы Кожиной, в 2016 г. в сериале «Софья» показана властная первая российская государыня.

 Во-вторых, наблюдается новое прочтение истории войн ХХ века. Речь идет о связанном со столетним юбилеем интересе к героической (а не какой-либо другой) Первой Мировой войне («Батальон») и об открытии и отбеливании «темных пятен»  Великой Отечественной войны («Штрафбат», «Сволочи», «Одна война», «Утомленные солнцем-2»).

Усилиями неутомимой Светланы Дружининой получила эпичное художественное прочтение эпоха дворцовых переворотов («Тайна дворцовых переворотов»), а благодаря Павлу Лунгину («Царь») новыми красками заиграл образ теперь не чужого нам Ивана Грозного.

На наш взгляд, современный отечественный кинематограф влияет на историческое сознание и национальную идентичность в духе «исторического оптимизма», сформулированного шефом жандармов Бенкендорфом: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Российское кино и телевидение на историческом материале вносят вклад в возрождение национальной гордости россиян на новом витке Холодной войны и на фоне растущих противоречий глобализирующегося мира. И зритель откликается на это информационное и идеологическое воздействие - по свежим опросам ВЦИОМ (сентябрь 2016 г.) 90% респондентов гордятся историей своей страны, что на 5% больше, чем три года назад.

КТО МЫ?

Согласно данным социологического опроса слушателей лекций, молодежь считает именно себя основной целевой аудиторией исторических фильмов. Однако это никак не согласуется с киновкусами ровесников Поттера и Гермионы. Судя по обработанным анкетам, молодежь — всеядный (гениальный «Пианист» соседствует с отвязным ситкомом «Бесстыдники») и эрудированный зритель (в списке представлены все жанры и формы кинопродукции, разные страны-производители), но в силу возраста и имеющегося опыта кинопотребления «Гарри Поттер», «Властелин колец» и «Пираты Карибского моря», причудливые и невероятные герои фентези занимают его воображение.

Орел лидирует в ЦФО по квадратным метрам киноплощадок на душу населения. Как удалось выяснить, студенты — достаточно активные зрители, в среднем они ходят в кино раз в месяц, предпочтительно с друзьями (45% опрошенных) с целью поддержки социальных контактов и развлечения. Им нравится сама атмосфера кинопоказа с качественными звуком и картинкой, спецэффектами и попкорном (30% опрошенных).

Когда же речь заходит об историческом кино, то наша «целевая аудитория» впадает в уныние и скепсис. В сознании молодежи сложился определенный образ кино о прошлом — заумный, нудный, серый, копающийся в деталях, длинный и скучный фильм, полный пафоса и дидактики. При этом в списке их любимых фильмов указаны и «Список Шиндлера», и «Софья», и «Перл Харбор». Что же отвратило молодых зрителей от исторического кино? Вопрос о том, на какие сюжеты из прошлого нашей страны не надо снимать кино дал богатую палитру ответов, но лидировала в анти-рейтинге тема Великой Отечественной войны (20% респондентов). Именно кинематографический канон изображения этой войны — с реками крови, смертью, горем, страданиями героев и народа — явно диссонирует с установкой молодых зрителей на досуг и развлечение в кино. Студенты не хотят смотреть полные жестокости депрессивные фильмы о сталинских репрессиях и лагерях (10%), любые фильмы, в которых авторы навязывают зрителю точку зрения, а также посвященные очень спорным темам и персонажам (Смутное время, Революция 1917 г., история постсоветской России, Распутин, Ленин).

Другое предубеждение молодежи в отношении исторического кино заключается в его характеристике как «неинтересного». Действительно, никакие, даже самые выдающиеся, люди (всего лишь люди) прошлого не могут конкурировать с «фантастическими тварями» мира фэнтези. Тем не менее, орловские молодые зрители не против посмотреть фильмы об отдельных исторических деятелях и событиях. В списке их пожеланий с большим отрывом лидирует Петр I (поддержан каждым пятым респондентом), следом за ним, а часто через запятую или союз «и» идет Иван Грозный, что, конечно, связано с общественным резонансом на открытие памятника царю в Орле. Каждый десятый слушатель курса хотел бы посмотреть новый фильм о Сталине и Екатерине Великой, небольшой процент зрительской поддержки набрала даже идея исторического фильма о Путине. Но в целом список интересов и предпочтений студентов настолько индивидуален (в нем и Чикатило с Берией и Гагарин с Суворовым, большой хронологический разброс событий от Крещения Руси до вхождения Крыма в состав России), что не предполагает их мобилизацию в качестве массового зрителя какой-либо будущей исторической картины.

КУДА МЫ ИДЕМ?

По данным нашего опроса, будущее отечественного кинематографа за сериалами, которые смотрят более половины студентов, и все без исключения отмечают в списке своих любимых фильмов (лидируют «Игра престолов» и «Шерлок», имеющие жанровые признаки исторического кино). Спрос рождает и будет рождать предложение красивых и высокобюджетных исторических костюмированных фильмов.

На большом экране студентов привлекают премьеры фильмов, они внимательно следят за новинками кинопроката по трейлерам, но в большей мере по отзывам в социальных сетях. Коллективный разум и характер киноинтересов  т. н. «поколения Z» является новым явлением не только в кинопотреблении, но и в современном кинопроизводстве. Создание и успешный прокат фильма «28 панфиловцев» (2016) является первой отечественной ласточкой краудфайдинга — коллективного сбора средств для проекта. Как объяснил житель Северодвинска, пожертвовавший 1 миллион, «это надежда на то, что рассказов о подвигах и самопожертвованиях будет больше, чем «штрафбатов», «сволочей» и прочего шлака типа фильмов «Утомленные солнцем-2». Я хочу, чтобы мои дети смотрели хорошее кино». Фильм «28 панфиловцев» стал и примером мобилизации общественной поддержки на стадии организации съемок — 500 тыс. человек проголосовало за него в Интернете, что побудило Министерство культуры выделить создателям картины грант для продолжения работы. Обделенная госфинансированием Светлана Дружинина теперь намерена собрать через Инстаграмм 5,5 млн. долл. на продолжение своих «Гардемаринов». Вскоре понятие «популярное», то есть прибыльное для производителей, кино будет дополнено термином «народное» кино, то есть созданное по желанию и на средства массовой зрительской аудитории. Таким образом, общественное мнение и вкусы могут и будут формировать номенклатуру и идейную направленность исторического кинематографа ближайшего будущего. Общественный запрос, получивший зримое выражение и материальное подкрепление, вызовет и уже вызывает ревизию сложившейся картины прошлого, что не может не вызывать беспокойства.  В интересах оздоровления коллективного сознания и психики, поддержания позитивного эмоционального фона народа происходит переписывание истории в ее узловых, травматичных, чреватых конфликтами моментах. Например, целый поток английских исторических сериалов посвящен «старой доброй Англии» - доминирующей колониальной империи с родовой аристократией и добродетельным средним классом (самые популярные из них «Аббатство «Даунтон», «Виктория», не считая продолжающейся серии исторических фильмов Би-Би-Си), что резко контрастирует с реальной Англией после Брекзита, захлебывающейся в волнах разноцветной миграции. Большой общественный резонанс вызвал немецкий сериал «Наши отцы, наши матери» (2013), изживающий старый комплекс вины Германии за нацизм и ужасы Второй Мировой войны. В нем показаны тонко мыслящие и чувствующие немецкие интеллигенты, по злой воле Гитлера воевавшие на Восточном фронте, где убийства врагов наносили им тяжелые душевные раны, советские солдаты и «кровожадные польские партизаны» представлены зверями и насильниками. Фильм получил хорошие отзывы в Германии, но вызвал официальные протесты со стороны России и Польши. Таким образом, на указанных примерах видно, что слова российского шефа жандармов о прекрасном национальном прошлом становятся универсальным правилом мирового исторического кинематографа.

В ходе лекций и исследования молодежной зрительской аудитории выявлены, систематизированы и описаны новейшие тенденции развития исторического кинематографа, характер, механизмы и приемы его влияния на формирование исторического сознания и национальной идентичности, а также изучен общественный запрос целевой потребительской группы на историческое кинопроизводство.

К.и.н., доц. О.Ю. Казакова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям