Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Возвращаясь к напечатанному

Осенние мэры

03.09.2012

Еще относительно недавно гипотетическая возможность возвращения прямых выборов мэров вызывала у экспертов лишь легкую усмешку, мол, не успели сверху рекомендовать непрямую схему избрания, как вдруг поворот на 180 градусов. Особенно парадоксально такая перспектива поначалу выглядела в Орле, где новый мэр был избран из числа депутатов горсовета только в начале этого года. Однако полтора месяца назад решением мэра была создана соответствующая комиссия, а на днях идея возвращения прямых выборов глав муниципалитетов вообще обрела статус официального правительственного законопроекта. Когда прямые выборы мэров вернутся в российские города, будет ли трехглавой муниципальная власть и чего стоит опасаться губернаторам, «ОВ» выяснял у вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина.

«Побочный продукт»

– Алексей Владимирович, 16 августа Правительство РФ одобрило законопроект, вводящий обязательность прямых выборах мэров во всех российских городах. Когда закон может быть внесен в Госдуму и принят в окончательной редакции?

– Поскольку принципиальное решение на правительственном уровне уже есть, с принятием закона вряд ли будут тянуть. Он может быть принят уже во время осенней сессии Госдумы. В любом случае, это произойдет если не в самом ближайшем, то в обозримом будущем.  

– Есть мнение, что новый законопроект – это «побочный продукт Болотной площади». Вы согласны с этим?

– Зимне-весенние массовые протестные митинги, безусловно, серьезно повлияли на принятие этого решения. Ведь, несмотря на то, что выборы рано или поздно пришлось бы возвращать, этот вопрос, как впрочем и другие политические реформы, вполне мог быть отложен в долгий ящик.

– Когда разрабатывался законопроект, в качестве основного мотива звучала критика в отношении управленческой схемы мэр – сити-менеджер. Тем не менее, в документе предусматривается возможность сохранения этой модели. Правда, в нем же отдельно оговаривается и то, что спикер заксобрания не может одновременно возглавлять администрацию…

– Дело в том, что в некоторых муниципалитетах упомянутая схема «мэр – сити-менеджер» прижилась. Однако мне кажется, что избираемый мэр все равно постарается сосредоточить всю власть в своих руках. Это будет необходимо хотя бы потому, что спикер заксобрания, согласно законопроекту, не сможет одновременно возглавлять администрацию города с населением более 100 тыс. жителей. То есть потенциально к уже имеющимся должностям мэра и сити-менеджера может добавиться еще одна – руководителя заксобрания. Таким образом, у руля муниципальной власти могут встать сразу трое. Кроме как сумбурной такую схему назвать сложно. Поэтому сити-менеджер, скорее всего, окажется лишним звеном. Но не исключаю, что в некоторых городах, где это будет выгодно, данная должность сохранится.

В одной упряжке?

– В законопроекте есть и еще один любопытный пункт, который предлагает ввести должность вице-мэра. Этот человек будет избираться вместе с мэром и сможет исполнять его обязанности в случае отставки главы города. Почему возникла такая, на мой взгляд, специфическая идея?

– Это делается для того, чтобы преодолеть сложности переходного периода, неизбежно возникающие, когда избираемый мэр уходит в отставку. Легитимность нового главы, который вдруг становится и.о. мэра, изначально слабая. Другое дело, когда речь идет об избираемой фигуре. При этом более рационально решается и вопрос о проведении следующих выборов. Такая схема работает во многих странах. Достаточно вспомнить опыт США, где избираемый вице-президент становится главой государства вплоть до окончания полномочий ушедшего президента.

– В России и вице-президенты не очень-то приживаются. Почему должны прижиться вице-мэры?

– Видимо, считается, что на городском уровне рисков должно быть гораздо меньше, чем на федеральном…

– А как быть с тем, что и мэр, и вице-мэр являются членами одной команды? Не кажется ли абсурдным оставлять «на хозяйстве» правую руку оскандалившегося и ушедшего в отставку главы города? 

– Не обязательно все должно быть именно так. Ведь мэр может покинуть свой пост и не в связи с каким-то скандалом. Он может уйти по причине смены места работы или, к примеру, пошатнувшегося здоровья и т.д. Помимо этого, есть случаи, когда мэры уходят в отставку в связи с уголовным преследованием, которое касается только мэра и никак не затрагивает морально управленческие позиции вице-мэра.

Здесь важно понимать, что когда люди голосуют за того или иного кандидата, они должны брать на себя ответственность. И если команда, которую они приводят к власти, вызывает изначальные подозрения, если вице-мэр не заслуживает доверия с точки зрения своих управленческих талантов, то в этом случае за свой выбор должны отвечать горожане. Ведь у нас что в последнее время происходит? Избирателям отказывают в праве на ошибку, но при этом и Кремль порой принимал не самые лучшие кадровые решения, нередко назначая не самых компетентных губернаторов… Если наши граждане так и не научатся осознанно участвовать в демократических процедурах, делать правильный выбор и отвечать за него, то какого-либо общественного развития ожидать бессмысленно.

Губернаторские страдания

– Есть основания полагать, что многие губернаторы не слишком рады возвращению прямых выборов мэров. Они полагают, что кроме новой головной боли им эта схема вряд ли что-то принесет. Не исключены и новые витки противостояния по линии «мэр – глава региона»…

 – В некоторых регионах такая перспектива вполне прогнозируема, потому что новые правила игры предполагают увеличение легитимности, повышение статуса, а следовательно, самостоятельности избранных мэров, которые начнут более активно соперничать с главами регионов в условиях расширяющихся возможностей в сфере публичной политики. Вполне прогнозируемо и то, что избранные мэры затем захотят участвовать в выборах губернаторов. Вместе с тем, губернаторы должны понимать, что прямые выборы мэров могут повышать не только уровень соперничества, но и сотрудничества. А это, безусловно, в интересах не только всех политических сил, но и, что главное, избирателей, ведь по-настоящему отстаивать их интересы способен только сильный и опытный мэр.

– Должны ли будут муниципалитеты, в которых еще не истек срок полномочий главы, избранного непрямым голосованием, объявлять досрочные выборы мэра?

– Полномочия глав муниципалитетов будут продлены вплоть до их истечения. Здесь также вполне уместна аналогия с прямыми выборами глав регионов, которые назначаются там, где истек срок пребывания у власти назначенных губернаторов.

Трудности перехода

– Идея возвращения прямых выборов мэра у нас в Орле возникла не вчера. Соответствующая комиссия при мэре была создана уже некоторое время назад. При этом сомнения в целесообразности возврата есть как у некоторых представителей исполнительной власти, так и у патерналистски настроенных граждан. В чем состоит общественно-политическая актуальность этого процесса именно в данный момент?

– На мой взгляд, смысл возвращения прямых выборов мэров именно сейчас состоит в том, чтобы, прежде всего, попытаться локализовать активность оппозиции. Ей нужно дать возможность проявлять себя, участвовать в политической жизни. При этом выборные процедуры и на федеральном, и на региональном уровне жестко регламентированы. Остается только муниципальный, на котором федеральная власть, не будучи благотворительной организацией, и постарается оппозицию зафиксировать. «Выдвигайтесь пока в муниципалитеты, а на регионы не замахивайтесь».

– Половина российских муниципалитетов уже успела отказаться от прямых выборов мэров. Чем может быть характерен для них путь в обратном направлении?

– Новая схема может существенно ограничить возможности муниципальных депутатов, поскольку при непрямой схеме они могли голосовать за того или иного главу, исходя, например, из узко партийных, политико-групповых или бизнес-интересов. Но, с другой стороны, они будут вынуждены ориентироваться на позицию федерального центра и формулировки нового закона. И когда решение о прямых выборах мэров будет окончательно принято, им придется как-то адаптироваться, возможно, что-то придумывать. Например, стараться как-то отсечь тех или иных претендентов на пост и т.д. Поэтому я бы предостерег всех от неоправданной эйфории, связанной с мыслью о том, что достаточно только вернуться к прямым выборам мэров и все будет хорошо. На мой взгляд, будет немало сложностей, в том числе связанных с внесением некоторых ограничений в городские Уставы. Наши чиновники и депутаты в этом смысле люди опытные, и от них можно ждать всякого.

Наталья Балакирева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям