Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

23.10.2014

6 октября 

Прогуливаясь по тропинкам пригородного парка, мы с женой оказались случайными свидетелями одного обыкновенного происшествия. Прямо перед нами пегая кошка придавила лапой пойманную мышку, – примериваясь, как лучше разделать дичь. Увидев нас, приостановилась: насторожилась и напряглась. Долго не думая, я шугнул хищницу и вызволил жертву. Это была мышь-малютка: симпатичная такая фитюлька, редкая в наших краях. Зверушка еще дышала, но выжить уже не надеялась. Я дал ей шанс: отнес подальше и пустил в кусты; может, оклемается… Кошка никак не могла смириться с потерей: то обнюхивала траву вокруг, надеясь взять след, то поднимала голову и смотрела в мою сторону с бессильной ненавистью; по ее понятиям, я был просто сволочью: если сам не стал жрать, зачем же отобрал добычу?!
По ходу дня случившееся забылось, но вечером вспомнилось. По аналогии к событиям совсем другого рода. Украинские войска, в нарушение достигнутых договоренностей, продолжают обстреливать территорию Новороссии; горят дома и гибнут люди. Агрессивный жовто-блакитный национализм в принципе не принимает компромисса. Однако в кривых зеркалах антироссийской пропаганды суть конфликта выворачивается наизнанку. Попытка России защитить новороссиян от геноцида позиционируется националистами как неправомерное вмешательство в их внутренние дела. А западные политические элиты, преследуя свои цели, закрывают глаза на явные безобразия и поддерживают репрессивный режим, установленный сторонниками европейской ориентации. Такая вот игра в кошки-мышки.
Когда критерии справедливости сводятся к корыстным интересам, в человеке забирает силу внутренний зверь. То, что Лев Толстой называл животное человека. В первобытном обществе понятия о добре и зле сводятся к простым резонам. Философ Владимир Соловьев назвал такое исповедание нравственности готтентотской моралью *): зло – когда сосед украдет моих женщин и моих коров, а добро – когда я отберу у соседа его гарем и его стадо. Примерно так обустраивают Украину нынешние олигархи. Беззастенчиво используя для этого все средства – от средств массовой информации до оружия массового поражения. А закордонные покровители украинских готтентотов, как и в старые колониальные времена, натравливают подкупленных туземцев на непокорных. Пусть истребляют друг друга. Единственно, что заботит цивилизованных европейцев, – чтобы, когда настанет час получать свою долю добычи, у ворованных коров не было коровьего бешенства, а у незалежных женщин венерических заболеваний. Поэтому в зоне, где добровольцы из правого сектора сражаются за торжество добра, развернута миссия ОБСЕ: европейские наблюдатели должны строго следить за тем, чтобы после каждой карательной акции палачи умывали руки.
 
7 октября 
В театре «Русский стиль» приглашенный режиссер Владимир Дель поставил экспериментальный спектакль по повести Федора Достоевского «Кроткая». Классика в ракурсе авангарда выглядит непривычно, – но мелодраматическая история странного самоубийства жены ростовщика в ерническом прочтении талантливого режиссера нимало не утрачивает своего трагического смысла.
О чем речь Достоевского? Его главная тема всегда одна и та же: оправдание человека через страдание. Не согрешишь – не раскаешься; не помучаешься – не спасешься. В достоевских парадоксах отчетливо различимы основные принципы театра абсурда. Неотвратимое безумие кружит по умозрительному горизонту эгоцентрического сознания, выискивая бреши в глубоко эшелонированной обороне разумного порядка. Рваная фактура сценического действия созвучна и соразмерна судорожному процессу саморазоблачения рассказчика. Все, что происходит на сцене, происходит в душе ростовщика, у которого из-под заклада исчезла самая ценная его вещь. Саморазрушилась. Спаслась от его любви ценой своей гибели. Выбросилась из окна, чтобы не быть запертой в житейском тупике. Свободное падение – падение в свободу. Счастлив, кто падает вниз головой: мир для него хоть на миг – а иной. **)
Гений Достоевского открывает в мелком человечишке неведомые ему глубины. Стоя над бездной, душа испытывает тошноту. Разорванное вторжением правды сознание хочет восстановить прежнюю цельность – сложить рассыпавшийся пазл личности. Но как ни складывается – ничего не сходится.
Ладно – герой; он сам себя осудил; но героиня-то какова? Повесть названа «Кроткая». Самое важное в заглавии – кавычки. Этот иронический коэффициент обыкновенно никто не замечает, а Владимир Дель, напротив, акцентирует. Какая же она кроткая?! Смирение в ней паче гордости. Вот бедный муж и обманулся в расчетах. Была податлива, как вода, а как ударило холодом – стала крепка и хрупка, как лед. Столкнулись два характера – и две жизни разбились. Она расшиблась об мостовую, а он об нее. Финита ля комедия.
Наверное, надо бы высказаться по артистической стороне спектакля, но это дело театрального критика. На взгляд дилетанта, актерское трио (Любовь Литвиненко – Александр Столяров – Анна Аленчева), разыгравшее трагифарс на тему жестокости и жалости, сыграло мастерски. Гротескный рисунок характерных ролей, прописанный режиссурой, актеры закрашивали резкими мазками контрастных красок, причем не всегда по контуру образа, – и оттого, словно на изображениях в старинных олеографиях, в явлениях персонажей чудилось нечто недостоверное. Не мистическое, но мистифицированное. Так сказать, от автора. Когда сквозь черты смиренницы в героине проступает инфернальница, Федор Михайлович прячет в бороду усмешку и возводит очи горе… ох, широк человек! не вмещается в рамки, отведенные ему критическим разумом Иммануила Канта.
В стилистике спектакля доминирует нарочитый ахронизм, то есть неопределенность во времени; в пластике жестов – шаржированные манеры, в тематике костюмов – винтажные наряды, в музыкальной канве – забытые шлягеры. Все как бы невпопад. Критик скривится: измышлено! избыточно! Режиссер пожмет плечами: а разве у автора иначе? Экзальтация и ажитация, утрированная театральность – это, что ни говорите, поэтика Достоевского: скандал как катарсис. Это ли не актуально?
 
8 октября 
Особенность «Русского стиля» – атмосфера камерного театра. Чем меньше зал, тем ближе сцена. Игра актеров в прямой доступности обретает доверительность. А это так важно в живом искусстве – чувство сопричастности, которое рождается в совместности. Муниципальный театр как коллектор актуальной – здесь и сейчас – культуры: это надо иметь в виду…
Понятна приверженность горожан к своему театру. Что приятно удивило – непосредственный интерес руководства. Эта постановка – творческая инициатива Сергея Ступина: его личный вклад в культурную жизнь подведомственного города. Мэр как культуртрегер – это для нас ново. Но это хорошая новость.
9 октября 
Объявлена Нобелевская премия по литературе. Патрик Модиано, Франция. С чего бы вдруг? Явно не гений. Но, с другой стороны, почему бы и не он? Никому из наших все равно не дадут. Разве что Людмиле Улицкой…
 
10 октября 
Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Отмечается по решению ВОЗ с 1992 года. Так сказать, праздник ясной души и чистого разума: торжество нормы.
Штука в том, однако, что определить параметры нормы психиатрия не берется. Отклонений от нормы сколько угодно, но какова она сама – бог весть. В этой методологической неопределенности тайна авторитета современной психиатрии.
 
11 октября 
Сумасшествие – заражение разумного порядка вирусом иррационального хаоса. Чем сложнее система ума, тем ей труднее сохранять стабильность. Всяк по-своему с ума сходит. Торжество разума всегда оказывается преждевременным. Завершенность целого – мерцающая точка безумия в идеальном порядке вопросов Канта. ***) На том свихнулся Ницше. И многие до него. И многие вслед ему. Имя им – легион.
Как сказал один психиатр, ставший мизантропом, в ХХ веке нормальные люди уничтожили разными способами не менее миллиарда других нормальных людей, а мы почему-то страшимся сумасшедших. Да уж… Как сказал другой психиатр, мой старый приятель, люди, которые считаются нормальными, просто еще не обследованные. И посмотрел на меня с профессиональным интересом.
Формы безрассудства меняются со временем; каждому веку свойственно свое горе от ума. Истерия – повивальная бабка бедствий XIX века. Паранойя – безумная муза XX столетия. Какому яростному сумасбродству будут подвержены грядущие времена? Пока еще рано ставить диагноз; слишком велик ассортимент душевных болезней и духовных извращений, свойственных сознанию. Возможно и вероятно, доминантой грядущей эпохи будет шизофрения: когнитивные диссонансы, эпистемологические стимулы актуальных конфликтов, в перспективе истории сольются в единый шизофренический дискурс. Западная цивилизация, одержимая тоталитарной политкорректностью, опережает нас на этом пути. Но, как известно, русские медленно запрягают, да быстро ездят…
12 октября 
Могущество средств массовой информации как средств манипуляции массовым сознанием возрастает из года в год. Все больше народу подпадает под то или иное информационное наваждение. Дураками родятся, придурками становятся. Тихое помешательство, напитываясь пафосным бредом, переходит в буйную фазу. За примерами далеко ходить не надо. Демократия по-украински – когда в палате ума мании и фобии начинают составлять подавляющее большинство…
Впрочем, и у нас дело движется к тому же. О, эти вечера на хуторе Останкино, риторические оргии в студии Владимира Соловьева! (Это не тот, который философ, а тот, который наоборот.) Вот уж где ужас! Когда глашатай великодержавности Александр Проханов заходится в трансе, рассказывая на ночь маленьким людям страшные сказки об исторической миссии Ивана-дурака, ищущего приключений на свою долю, солнце разума садится за умозрительный горизонт…
Призрак бродит по России, химера христалинизма. ****) Чур меня, чур!
*) Владимир Соловьев «Оправдание добра».
**) Владислав Ходасевич «Было на улице полутемно».
***) Валерий Подорога «Выражение и смысл».
****) Авторский неологизм, означающий темное учение, в котором сходятся мрачные чаяния отечественной реакции.
 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям