Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

19.09.2014

8 сентября. Слабость ума в его рассудительности. Сила воли в ее безрассудности. То, что инстинкт делает спонтанно и своевременно, разум откладывает на время мысли. Чем благоразумнее человек, тем дальше и дольше идет его мысль, – и тем протяженнее расстояние от замысла до дела: прежде чем отрезать, ему нужно семь раз отмерить. И что же в итоге? Пока мудрость строит планы, смелость города берет… в ходе штурма бездумно разрушая как объекты жизнеобеспечения, так и памятники истории и культуры. О, этот трагический парадокс прогресса! по пути истории людей ведут не прозорливые мудрецы, а харизматические лидеры. Те, кто полагается не на светлые мысли, а на темные интуиции. Ну, и куда они нас всех завели? Вот то-то и оно… Все же было бы куда лучше, если бы решительности соответствовала обдуманность.

Однако это не так. Скорее, наоборот. Сила есть, ума не надо. От начала времен власть с подозрением относится к мудрости. Хотя и старается держать умников поблизости – на коротком поводке. Во все времена властители использовали мудрецов (волхвов, книжников, философов) не по назначению. Власти предержащие ищут в образованном сословии не опоры правопорядка, а поддержки самоуправства. В должностные обязанности правительственных аналитиков вменяется не объяснение причин, а оправдание следствий. И попробуй не оправдать доверие…

Через века забвения дошли до нас горькие сетования древнерусского книжника, не угодившего князю советами и за то наказанного заточением: Ведь сердце мое – как лицо без очей, и ум мой – как филин на развалинах; радел я о твоем благе – и дерзостью погубил свою жизнь, и покрыла меня нищета… *)

Пресекая в корне критику своих действий, власть полагает, что так она укрепляет свою харизму. Легендарная история былинного князя, презревшего предсказания знающих людей, стала хрестоматийным примером самоубийственной самоуверенности.

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул, –

Он только однажды волхвов

вспомянул,

И то – саркастически хмыкнул…**)

Напрасно, однако… Ну, не он первый, не он последний. Едва ли не вся история самодержавия устраивается по тому же принципу. Власть, ослепленная лестью, не видит дальше своего носа. А под носом – неприглядная действительность. Высшей власти следовало бы сверять взор с разными взглядами и держать думу с инакомыслящими головами. Прислушался бы последний носитель шапки Мономаха к чужим мнениям, сохранил бы свою голову на плечах. И русский путь обошел бы предстоящую пропасть по краю. Так ведь нет! Самодержавие не удержалось само, и страну вовлекло в свое падение.

Но и та разрушительная сила, что стала пролетарской диктатурой, урока из случившегося не извлекла. Так называемая советская власть всякую попытку что-либо советовать без спросу считала антисоветской деятельностью – и всех волхвов карала без всякого снисхождения. И что из этого вышло? Вспоминать не хочется. А забывать нельзя.

9 сентября. Если упростить структуру социума до схемы, можно выделить три фракции, составляющие системную целостность: нация, интеллигенция и администрация. Если рассматривать народ как соборную личность, то в первой ипостаси проявляется душа, во второй дух, в третьей воля. Все вместе – судьба страны.

Если подойти к задаче национального существования несколько иначе и представить внутреннюю динамику в виде социального процесса, символическую топографию возникающих по ходу истории проблем можно разделить на три зоны: уровень формирования (страна), уровень понимания (общество) и уровень решения (власть).

Что помогает уяснить эта схема? А вот что. В картине мира все время что-то меняется, потому что жизнь – это процесс, а не состояние. Общественные отношения нельзя стабилизировать в каком-либо виде: новые обстоятельства, возникающие от деятельности людей, непредсказуемым образом меняют условия этой деятельности. Общественный договор (старинное риторическое определение) подразумевает, что власть должна принимать решения, которые позволят направить процесс изменений к лучшему. Но чтобы знать, как надо распорядиться, нужно понимать, что происходит. А для этого общественное сознание должно быть сформатировано в режиме свободной открытой дискуссии. Демократическое правительство прокладывает политический курс, принимая за основу не то мнение, которое удобнее, а то, которое убедительнее. Государство устроено настолько разумно, насколько сознательно общество. Надо ли оговаривать значение образованного сословия в этой системе?

С точки зрения критического разума, формы самоорганизации разумных существ в многофункциональные сообщества должны выверяться резонами здравого смысла. А если что-то не так, нужно понять, что именно не так и почему не так: кто в этом виноват и что с этим делать. Народ как таковой вне критики; народ таков, каким сложился в истории: он есть то, что он есть. Но насколько успешно может быть реализован его потенциал, зависит от того, как он будет осознан и организован.

Сильная власть, ставящая силу превыше ума, рано или поздно рухнет под тяжестью своих ошибок. Хорошо еще, если падение режима не станет национальной катастрофой. Пример Украины заставляет задуматься даже тех, кто не любит это делать.

10 сентября. Соблазном мышления является интеллектуальная гордыня. Кто понимает многое, склонен думать, что может понять все. Умные полагают себя мудрыми. И утрачивают разумную осторожность. И берутся не за свое дело. С ущербом и для дела, и для себя.

Хождение во власть, как и хождение в народ, есть уклонение интеллигенции от своего сословного назначения: в первом случае как отречение, во втором как опрощение.

11 сентября. Что вменено в историческую задачу образованному сословию? Осознание всего, что происходит. Смысл времени, проявленный в формах актуальной культуры, является необходимым и достаточным условием общего согласия. Интеллигенция – это нечто вроде пчел, которые не мед выделяют, а идеологический клей, посредством которого только и могут склеиваться социальные структуры. ***) Насколько отвечает современная интеллигенция своей социальной функции? Насколько она умственно и нравственно соответствует своему предназначению? Вопрос крайне болезненный…

В темные времена, когда право силы довлеет над силой права, нормы морали начинают заменяться правилами выживания. Жертвы режима, загнанные в пятый угол силою властных обстоятельств, вынуждены предавать свои принципы и продавать свои таланты. Но при этом одни страдают, а другие радуются. Вроде невелика разница, но лишь на нее вся наша надежда. Из этой надежды в атмосфере самодержавия в недрах образованного сословия зародилась русская интеллигенция, – сохранившаяся как среда обитания идеалов даже в эпоху сталинских репрессий. Теперь же, утрачивая внутренние критерии, интеллигенция растворяется в среднем классе – бесследно и бесславно…

12 сентября. Интеллигенция умерла? Да здравствует интеллигенция! Распадаясь, рассеиваясь как сословие социума, интеллигенция должна сохраниться, вновь сложиться как культурное сообщество. ****)

13 сентября. К российской интеллигенции как нельзя лучше подходит определение воображаемое сообщество. Это понятие, разработанное социологом Бенедиктом Андерсеном, характеризует некоторые множества людей, не имеющие системного единства, но обладающие неким невыраженным общим смыслом. Воображаемое сообщество отличается от реального тем, что оно не связано формальными контрактами и фактическими контактами; здесь важна не принадлежность, а причастность – признание некоего сходства и сродства, а также общности целей и ценностей. Воображаемое сообщество – это не локализованная сфера общения, но рассеянная среда согласия.

Рыхлая структура и размытые границы, с одной стороны, превращают эту виртуальную страту в поистине открытое общество, но, с другой стороны, среда сохраняет аморфное состояние, рассеивающее кинетическую энергию на бесконечные выяснения внутренних отношений. Центробежные силы, возникающие в коловращении страстей, разводят людей в разные стороны. А в разобщенном обществе возможность сдерживать сущую власть в установленных пределах пренебрежимо мала. Намеренно или нет, власть потому и сводит значение культуры к почитанию классиков, – которые, хотя и бессмертны, но все-таки мертвы, и досаждать нынешнему начальству никак не могут.

14 сентября. В этот день орловцы выбрали себе губернатора. Кому быть у нас на воеводстве, решилось свободным голосованием. Народу вернули право осознанно выбирать того, кого ему необходимо предложат. Электорат мы или не электорат?!

Орловская губерния стала пространством осторожного политического эксперимента: приоритетный претендент на главенство в регионе – член коммунистической партии. То есть идеологический противник нынешнего режима. Формально. Но даже самый наивный избиратель вряд ли сегодня верит, что чиновник с билетом КПРФ чем-то отличается от чиновника с билетом «ЕР» (о прочих политических партиях сказать вообще нечего). Но, как говорил Конфуций, – не важно, какого цвета кот, – лишь бы ловил мышей. Этот постулат актуализировал Дэн Сяопин, повернувший китайскую экономику от фиктивности к эффективности. Может, и у нас выйдет что-то вроде? Пусть во власти будут коммунисты, – лишь бы не большевики. С теми каши не сваришь. А ревизионисты из КПРФ согласны урезать руководящую роль партии до партийного минимума.

Избирательная кампания проходила в проложенном политтехнологами русле диалога с Вадимом Потомским. За полгода мы имели возможность присмотреться к новому хозяину региона, а он – прислушаться к нашей разноголосице. И вот – выбор сделан. Что дальше? Будет ли продолжен коммуникативный маркетинг – или (как это случается у нас обыкновенно) диалог сведется к монологу: к прямой речи в повелительном наклонении? И тогда свое слово электорат сможет сказать только в начале следующего акта народной драмы – через пять лет…

*) Слово Даниила Заточника; XII век.

**) Владимир Высоцкий «Песня о вещем Олеге».

***) Мераб Мамардашвили «Очерк современной европейской философии».

****) Сергей Корнев «Выживание интеллектуалов в эпоху массовой культуры». 

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям