Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

05.09.2014

25 августа. Как всегда бывает в смутные времена, от повышения социального напряжения в первую очередь расстраивается общественное сознание. Еще до того, как образуется нехватка товаров первой необходимости, обнаруживается недостача разумных подходов к действительности. Основной тональностью идейных позиций становится неадекватность. Признанные выразители требований времени выражаются так радикально и так решительно, что в простом уме их категоричные суждения рядом с резонами здравого смысла никак не укладываются.

 

Яростная разноголосица наших дней напоминает ругательную оргию 1917 года, когда полемисты всех мастей дали полную волю своим злым языкам. Писатель Антон Уткин, историк по образованию, изучая время перелома, отмечает фатальную утрату критериев в речах ораторов. По какому-то праву они судили решительно обо всем и ничем не оставались довольны, ругали всех и вся с безапелляционным полномочием последней инстанции и постоянно требовали чего-то смешного и невозможного… Быть недовольным значило быть прогрессивным другом народа, но уже никто не мог хорошенько сказать, где и что этот народ. *) Вот и у нас в умах суматоха …

26 августа. Тому, кто хочет составить представление о российской современности, трудно сориентироваться в ходе прений по основным вопросам повестки дня. Порой просто теряешь способность понимать резоны ораторов. К мутному самогону шовинистического разлива у трезвого разума понятное отвращение; мания величия вкупе с комплексом неполноценности башку сносят напрочь… А вот радикальные выступления культурных авторитетов либерального направления задевают за живое; с умными людьми не хотелось бы терять взаимопонимания. То, что Александр Проханов и Александр Дугин, заштатные глашатаи евразийского реванша, пытаются развратить национальную идею великодержавностью, дело привычное. Но то, что Людмила Улицкая и Борис Дубин, заслуженные работники европейского просвещения, в трудное время отрекаются от российской действительности, это вроде как не в традиции русской интеллигенции.

Людмила Улицкая на сегодняшний день является одним из немногих русских писателей с мировым именем. И она же явилась одним из самых непримиримых критиков российского общества, однозначно возлагая на него ответственность за все безобразия, что творятся в мире в последнее время. Сейчас моя страна находится в состоянии войны с культурой, ценностями гуманизма, свободой личности и идеей прав человека… Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия. Мне стыдно за мой невежественный и агрессивный парламент, за мое агрессивное и некомпетентное правительство, за руководящих политиков – сторонников насилия и вероломства, которые метят в супермены. Мне стыдно за всех нас, за наш народ, который растерял нравственные ориентиры. Сильно сказано, однако! А не стыдно ли рядовому интеллигенту занимать своей особой свято место национальной совести? Не знаю, кто бы вправе взять на себя такое… Даже если уровень нравственности в нашей стране ниже средних мировых показателей (что не очевидно и не бесспорно), лучшие люди в таком случае должны чувствовать свою моральную ответственность, а не нравственную отстраненность. Значит, мало дали добрых примеров…

Из своего отношения к происходящему в стране и в мире Людмила Улицкая делает обобщающее заключение. Сегодня мы, деятели российской культуры, та их малая часть, к которой отношусь и я, можем сказать лишь одно: прощай, Европа! **) Довольно лукавый поворот темы; из смысла ранее сказанного проступает другой мессидж: goodbye, Russia! В сложившихся обстоятельствах, когда в геополитической сфере земного шара образовалась трещина, в которую проклевывается неведомое будущее, та малая часть, о которой речь, отделяет свою участь от российской действительности.

27 августа. На минувшей неделе отечественная культура потеряла одного из самых авторитетных культурологов: умер Борис Дубин – критик и переводчик, которому мы обязаны прочтением и пониманием многих важнейших авторов современности, прежде всего – Борхеса. Его большого ума будет недоставать в нашем интеллектуальном ландшафте… Хотелось бы, чтобы соратники помянули его добрым, тихим словом. Но вместо некролога в интернете вывешено недавнее интервью, в котором – явно непреднамеренно – Борис Дубин как бы сводит счеты с жизнью.

Вот пространная цитата. Самое главное — происходит процесс разложения социума. Раньше мне казалось, что все-таки в России есть какие-то уровни существования коллективного, которые не затронул процесс распада. Но сегодня я думаю, что нет угла, не затронутого этим распадом. Здравые, казалось бы, люди готовы верить совершенно немыслимым глупостям, отстаивать мнение, которое они никогда в жизни не считали своим, впадать в раж, терять голову и способность к критическому мышлению. Не говоря уже о потере человеческой солидарности, желания понять другого. На выводе из этой ситуации – социальное смирение, которое паче гордости. Меня перспектива маргинальности и одиночества не беспокоит — в этом климате я привык жить, для меня это не страшно. Меня беспокоит другое: рвутся связи между людьми, которые были вместе, и между страной и большим миром. ***) Увы, это так. Но что еще хуже – рвутся связи между образом мысли и образом жизни.

28 августа. Русская интеллигенция в общем и целом так и не научилась быть лучшей частью и лучшей участью народа, существуя нераздельно и неслиянно с ним. Вот как миссию образованного сословия представлял Сергей Аверинцев, интеллигент без страха и упрека. Тот, кто занят мыслью, должен хотя бы в моменты мышления ощущать себя вне игры. Ему нельзя быть конформистом, и лучше, если возможно, не быть мятежником… Это не означает бесчувственности, это означает обязанность распознавать собственные эмоции и отличать их от мыслей. ****) Этому главному принципу рефлексии наши властители дум так и не научились; чувство обиды на неправильный народ, не следующий их назиданиям, конденсируется в злобные мысли.

29 августа. Кризис либерализма выявил умственную неполноценность и сердечную недостаточность российской интеллигенции как национальной элиты. То есть сословную слабость.

Во-первых – количественную. В составе народа соотношение числа людей, читающих книги, к числу людей, считающих деньги, изменилось не в нашу пользу; по всем направлениям общественной деятельности ушлых становится больше, чем умных. Это значит, что вероятность ренессанса убывает в той же прогрессии.

Во-вторых – качественную. Интеллигенция утрачивает способность к критическому суждению и креативному мышлению. В чем предназначение интеллигенции? – не аналитическое разложение действительности на фактичность и фиктивность (хотя и это тоже), но повседневный синтез истинности и справедливости.

Последние интеллигенты разделились на идеологов и интеллектуалов. Первым по фигу истина, вторым дела нет до правды. Это значит, что национальная элита перестает соответствовать своему предназначению: быть средой расширенного воспроизводства высших ценностей. Горе народу, утратившему элиту. Горе элите, отрекающейся от народа.

30 августа. Мне кажется, что национальному сознанию в полной мере отвечает кредо Иосифа Бродского, высказанное в стихотворении «Народ»:

Припадаю к народу.

 Припадаю к великой реке.

Пью великую речь,

растворяюсь в ее языке.

Припадаю к реке,

бесконечно текущей вдоль глаз

сквозь века, прямо в нас,

мимо нас, дальше нас.

Эти стихи написаны в декабре 1964 года, в северной ссылке. Осужденный по делу о тунеядстве (а на самом деле за стихотворство), Бродский был сослан в Норенское, как Пушкин в Михайловское, – только жил в деревне не как барин, а как крепостной. И вот что замечательно: с малограмотными мужиками, уважительно относившимися к его нелегкому положению, поэт ладил лучше, чем с образованными мерзавцами, травившими его за независимое поведение. С народом у поэта не было разноречия, - у него были разногласия с режимом. Бродский не хотел уезжать из страны, что его вскормила. Пришлось. Но и в эмиграции, как бы кто ни провоцировал его на мстительные высказывания, Бродский, ничего не простивший советской власти, никогда не отрекался от своих корней.

31 августа. В умозрительном анализе социальной ситуации трудно обойтись без обращения к традиции. Иногда получается высокопарно. Мой добрый друг и строгий критик усмотрел в этой практике старую мороку: наркотическую риторику русского народничества. Друг не любит публичности, и цитировать его письмо я не вправе, - но за свои слова вроде как должен отвечать. Отвечаю вот что.

Как дело доходит до народа, мутится всякий социологический дискурс. Идеальные понятия заполняются бредовыми образами или бытовыми отходами. Каждый мерит своим аршином. И мое понимание жизни сложилось из пережитого и передуманного. Житейский опыт, в котором проходит становление личности, суть тот субстрат, на котором стоит действительность. Это и есть традиция – как она есть в глубине жизни, а не в пустопорожних песнях о Родине. И если наличный состав народа ослаблен в своей нравственной основе, это не значит, что его можно заменить другим или вообще от него отказаться. Задача элит – культивировать национальную почву. А для начала – прояснять собственную среду. Как сказал Сартр, - просвещать толщу существования. Плохо то, что внутренние параметры и народа, и элиты сегодня определяют маргинальные и криминальные элементы. Вот это и надо искоренять. Опираясь на принципы гуманизма. Но не по указаниям каких-либо инструкторов по этике, чья праведность и полномочность никак не подтверждена. Высшие ценности (в иудеохристианском изводе – божьи заповеди) не являются священной собственностью западной цивилизации. Каждое общество усваивает их в русле своей традиции. Каждый этнос устраивается в мире как может. А кто успешнее – о том не стоит судить до срока. Подождем до конца истории.

*) Антон Уткин «Крепость сомнения».

**) Людмила Улицкая: интервью в журнале “Der Spiegel”.

***) Борис Дубин: интервью на сайте COLTA.RU.

****) Сергей Аверинцев: интервью 2001 года в журнале «Континент».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям