Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

28.04.2012

9 апреля, понедельникВ ночь на чистый понедельник прошел дождь: влажная уборка улиц и скверов. А ближе к вечеру воздух над городом перетряхнула гроза. Начинается Страстная неделя…

10 апреля, вторникВ эти дни календарное время проявляет в душе отпечаток непреходящего. В самой сердцевине священной истории сгущается незримая тьма. Иисус Христос, Сын Божий, сумрачно сосредоточенный среди нарастающего смятения апостолов, внутренне готовится к мистерии смерти и воскресения. Он идет, ничего вокруг не замечая, по улочкам Иерусалима, и ученики, вопросительно переглядываясь, следуют его неисповедимому пути. Вот Он, выйдя из задумчивости, останавливается возле открытых ворот мастерской, где расторопные работники обтесывают стволы кедра и кипариса. Работа спорится; пахнет пылью, потом и стружкой; Иисусу вспоминается детство в доме Иосифа… Плотник, получивший выгодный заказ римской администрации на изготовление трех крестов, доброжелательно приветствует равви и его спутников: – Мир вам! – Бог в помощь! – отзываются апостолы. Иисус же молча поворачивается и идет прочь. Сбитые с толку ученики поспешают за Учителем; они ничего не понимают, и оттого им все тревожнее и тревожнее.

 

11 апреля, средаВ претории, резиденции римской власти, прокуратор Иудеи Понтий Пилат размышляет о специфике и профилактике протестных настроений, возникающих при модернизации традиционного уклада жизни. В человеческой массе, спрессованной тяжестью государства, бродит подспудная злоба. Упрямым евреям не по нутру римское право. Их неразумное непокорство – от их неизжитого варварства. Темные люди, одержимые страстями и суевериями! Они не желают понимать, что цена цивилизации должна быть неукоснительно взыскана с каждого, пользующегося ее благами…

Из практического опыта имперского чиновника прокуратор вывел вот что: вред от недостатков власти заведомо меньше вреда от ее недостаточности; бюрократический порядок лучше анархического бардака. Dura lex, sed lex. *) Жестокость закона умеряется его беспристрастностью. На глаза прокуратору попался его парадный плащ – белый с кровавым подбоем. Пилат усмехнулся: вот вам истинный образ власти! Судя по всему, торжество справедливости и на этот раз без жертв не обойдется. Хорошо бы обойтись малой кровью… Хватит ли трех крестов для утверждения авторитета империума? Или безумный дух мятежа подвигнет толпу требовать какой-то иной правды, помимо разумного закона и здравого смысла? Какого дьявола людям еще надо…

12 апреля, четвергЧто есть истина? Этот вопрос в переломный момент священной истории от имени критического разума поставил ребром римский всадник Понтий Пилат. Суд в претории – кульминация Античности и экспозиция нашей цивилизации. Решением суда, разделившим святое и праведное, определилась в следующих веках земная жизнь; о небесной же поостережемся говорить всуе до обретения собственного опыта. Ибо все, что может быть принято во внимание по существу вопроса, должно быть основано на достоверности. Тем более, когда решается вопрос парадигматического значения. Так считал Пилат, и никому никогда не приходилось в большей степени отвечать за свои убеждения.

В процессе над Иисусом из Назарета решался – и не решился! – вопрос о соотношении справедливости и милосердия. Что есть суть и цель цивилизации – обуздание зла или преображение его в добро? Римский прокуратор не разделяет оптимистического мнения еврейского еретика. Прагматик Пилат полагает, что порядок без гармонии пусть не радостен, но возможен, а вот попытки снискать благодать в обход реальности – весьма опасные иллюзии. На стороне закона жестокая земная нужда, а что против него? – бессильная вера, беспредметная надежда, бесцельная любовь. Правосудие жестокосердно, но оно реально защищает овец от волков. Милосердие великодушно, но оно не отвечает за вредные последствия своих благих намерений. Что оно хочет? Увещевать умножающихся от безнаказанности злодеев. Что оно может? Утешать отчаявшихся от беззащитности страдальцев.

И все же милосердие прекрасно. Пилат ищет возможность проявить снисхождение к наивному бродячему философу, обвиненному книжниками и фарисеями в посягательстве на священные вещи, запертые ими в застенке храма. Очень важные сведения содержатся в апокрифическом «Евангелии от Никодима», первая часть которого еще известна как «Акты Пилата». Пилат всячески старается вывести Иисуса из сферы действия закона о святотатстве. Прокуратор хотел бы помиловать агнца, которого жрецы обрекли в жертву своему фанатизму. Ничего не получается. Сын Божий напрашивается на крест. Правитель приказал иудеям выйти из претория и, призвав Иисуса, сказал Ему: как я должен поступить по-Твоему? Иисус сказал Пилату: поступай, как было дано Тебе. **) Как ни странно, еврейский проповедник и римский бюрократ, исходя из принципиально различных концепций истории, сходятся в представлении о принципе легитимности, отделяющем силу закона от воли служителя. Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. **) По Иоанну, который комментирует ход процесса, с этого времени Пилат искал отпустить его. ***) Что оказывается невозможным. Смерти Христа требует закон, жаждет толпа, алчут жрецы, хочет Бог-отец и, наконец, ее добивается сам Иисус. Только судья ищет способа отвратить казнь. Ищет – и не находит. Пилат у Матфея умывает руки, у Марка угождает народу, а Луки, запутавшегося в привходящих обстоятельствах, волю Пилата превозмогает крик народа и первосвященников. Не так, все не так! Только у Иоанна момент перелома акцентирован точно и четко. Иудеи же кричали: если отпустишь его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. ***) Когда Пилата покидает хладнокровие? – в ситуации шантажа, когда ему грозит обвинение в нарушении служебного долга. Честь чиновника, ответственного за положение вещей, не позволяет ему рисковать престижем власти и своей репутацией.

Кредо Пилата: все разумное действительно, все действительное разумно. (Много позднее этот постулат философски обосновал Гегель, но и до него многие верили так же.) Разум не может вырваться из этого замкнутого круга. Любая истина относительна. То есть конвенциональна: она суть вынужденный компромисс меж духом и рассудком. Это не бог весть какая радость, но все же надежнее, чем слепая апелляция к абсолюту.

Суд истории рассматривает суть дела Пилат versus Христа. Слуга закона против узника совести. Кто виноват, что в нашей действительности эти две важнейшие вещи, честь и совесть, так часто и так трагически не совпадают? Бог весть.

Не в том историческая неудача человечества, что людям не хватает веры или недостает ума, а в том, что возможность чистого разума не совпадает с необходимостью чистой совести. Каждому, кроме разве что счастливых идиотов, рано или поздно приходится выбирать – пойти на муки или умыть руки.

13 апреля, пятница

Страстная пятница. Кульминационный момент истины. Совершилось! ***)

14 апреля, субботаЕсли истина не может быть установлена средствами разума – что есть истина? Справедливость без милосердия иссушает душу. Милосердие без справедливости истощает разум. 

Идеи справедливости и милосердия, словно две параллельные линии, в античном евклидовом пространстве никогда не пересекаются, а в неевклидовой геометрии христианства сходятся в бесконечности. Христианство открыло нелинейное духовное пространство – но загородило вход в него неодолимыми догмами.

Камень преткновения – парадокс Пилата. Если внутри доктрины нет оправдания человеку, принесшему присягу разуму и выполнившему служебный долг по духу и букве закона, то христианскую нравственность надо признать конфессионально ограниченной; если же Пилат оправдан, значит, он прав по существу вопроса, и вопрос что есть истина в христианстве не разрешен. Как ни кинь, выходит худо: либо претензия христианства на универсальность и ортодоксальность не обоснована, либо апостолы не так истолковали учение Иисуса из Назарета.

Любой вопрос требует адекватного ответа в тех же параметрах, в которых задан. Надежда не должна противостоять опыту, а мораль долгу. Когда истина принимается на веру, происходит подмена понятий. Ничего хорошего эта логическая эквилибристика разуму не сулит.

Чудо не может быть доказательством чего-либо ни было, потому что чудо не верифицируется. Нельзя установить его природу, нельзя ввести его в закон и так далее. Земная жизнь, как показывает исторический опыт, не может быть устроена на голой логике, но уж тем более невозможно обустроить повседневность на мистических основаниях. В этом правота Пилата – весьма относительная, но опосредованная прагматикой. За неимением в себе высшего разума люди руководствуются здравым смыслом.

Делай, что должно, и пусть будет, что будет.

 

15 апреля, воскресеньеВ сакральной мистерии страстной недели ее основным содержанием является преодоление бездны смерти и открытие врат вечности. Последняя тайна бытия раскрывается в умозрительной перспективе, но не верифицируется в этой реальности. Если это и решение, то мнимое. И таким образом проблема человека имеет собственный смысл только в пределах разума.

И в этом плане мне кажется все еще незавершенной дискуссия об истине, открытая сакраментальным вопросом Понтия Пилата. Потому что священная история трагически не совпадает с реальной, где справедливость и милосердие не могут прийти к согласию в тесных рамках закона. Только благодать… Но нам не дано благодати.

Кто более повинен перед Богом и людьми – Петр, который знал Истину и трижды отрекся от нее, или Пилат, в незнании Истины следовавший Закону? Если по справедливости, то подобно тому, как Петру вручены ключи от Царствия Небесного, Пилату должны быть доверены печати Царства Земного.

По некоторым апокрифам, после иерусалимского дела прокуратор оставил службу. Разочаровавшись в римском праве, он принял христианскую веру и мученический венец. Наверное, его измучила безответность. Что есть истина?

В коптской церкви Понтий Пилат почитается как святой.

 Владимир Ермаков  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям