Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

08.08.2014

28 июля. У верующих радость; блажен, кто верует… Решением Священного Синода Русской православной церкви Орловско-Ливенская епархия преобразована в Орловскую митрополию. Гордыня – грех, но ежели честь по заслугам – как не гордиться?

 

Орловская митрополия отныне будет состоять из двух епархий: 1) Орловской и Болховской; 2) Ливенской и Малоархангельской. На взгляд педанта в этом делении не достает системности: чтобы не давать ни одной из частей титульного превосходства, надо бы первую епархию поименовать Болховской и Мценской, – а то ведь, неровен час, в православном населении юго-востока, умаленном в титуле, заведутся плевелы сепаратизма… Главой митрополии стал правящий владыка, высокопреосвященный Антоний (Черемисов). Епископом Ливенским избран (назначен) архимандрит Нектарий (Селезнев). Как писал Николай Лесков, на долю Орла выпало довольно суровых владык… Теперь наши шансы на появление добрых пастырей увеличиваются вдвое.

Радостно за Болхов. Самый колоритный и самый живописный из городов нашего региона, Болхов по благочестию своему давно заслуживает в церковной иерархии большего места. Это не первая попытка поднять его духовное значение. Еще в 1681 году было принято решение об учреждении Болховской кафедры… не исполненное по недостатку средств; царь пожаловал город из казенных средств, да бояре разворовали… Коренные болховитяне всегда отличались смиренным упорством в церковном обычае; так, в двадцатые годы минувшего века, когда повсеместно возобладало обновленчество, во всем крае только болховский клир во главе с викарным епископом Даниилом не отрекся от старого церковного порядка. За что верующие премного пострадали.

Чем мотивировано решение о повышении канонического статуса ряда российских регионов, в том числе и Орловского? Бог весть. Прежде всего, вероятно, заботой об укреплении вертикали духовной власти. Также актуальна задача управления разросшимся церковным хозяйством. Так сказать, оптимизация священного менеджмента. Но главное, конечно, усиление идейно-духовного значения Русской православной церкви. Чтобы с большей пользой для себя и во благо общества она могла исполнять свое святое предназначение. Чтобы впредь еще неотвратимее и неотступнее страх божий стоял над каждой грешной душой…

29 июля. Полдень. Жара. Базар. Баба, продающая овощи со своего огорода, срамит мужика, промышляющего на подхвате: – У, пьянь! погань! уже успел нажраться… Мужик самодовольно ухмыляется, словно его хвалят, а не хулят. Баба рядом поднимает житейский разговор на социально-политический уровень: – Все наши мужики поспились на хрен! Напади Украина на Россию – воевать бабам придется… (Глядя на ее мрачную решимость, подумалось, что кто с ней свяжется, не раз пожалеет.) Первую бабу больше заботит моральная сторона вопроса: – Совсем совесть потерял, сволочь! Креста на тебе нет… Мужику от этих разговоров скучно, и он, махнув рукой на вздорных баб, ищет поблизости незанятое местечко, чтобы прикорнуть в тенечке…

30 июля. Пытаясь определить реальное влияние религиозного сознания на русскую жизнь, непредвзятый исследователь не сможет прийти к однозначному выводу. Доказательств крепости русского духа в православной вере можно найти в истории сколько угодно. Но и свидетельств решительного отрешения вольной мысли от церковного послушания не меньше, если не больше. Вера мирской власти в сакральную власть веры дорого обходится и миру, и вере. О, страшная правда русской революции! – до сих пор мало кто решается посмотреть ей прямо в глаза. Всю жизнь крестились, богомолились; вдруг смерть – и мы сбросили крест… Переход в социализм – и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно в баню сходили и окатились новой водой. *) Когда бы так! До утверждения атеизма радикальными методами автор этих строк, умерший в начале 1919 года в Троицкой лавре, милостью божьей не дожил. Крестилась матушка-Русь водой, а раскрещивалась кровью. Чтобы забыть о себе, прежней, в гражданском браке с социализмом начиная новую жизнь. Тоже не задавшуюся.

Как писал Сергей Булгаков, труден путь через современность к православию и обратно. Что имел в виду отец Сергий под этим обратно – можно только догадываться… Во всяком случае ясно, что русское возрождение не может и не должно быть сведено к церковной реституции и реставрации церквей. Хотя и государство, и духовенство пытаются убедить общество, что этого почти достаточно.

Об опасности византийской симфонии, то есть идеологического договора светской и духовной власти, сказано много. Еще в 1994 году патриарх Алексий II, смущенный сердечным согласием чиновной и церковной номенклатуры, выразил осторожное опасение: Если создать союз государства и церкви, то она в одно не прекрасное время может и овдоветь. Как это уже случилось однажды в нашей истории. Реставрированное православие, поддержанное административным ресурсом, распространяется вширь и возносится ввысь, но не идет вглубь. Ибо религиозная риторика, щедро украшающая державный дискурс, никак не влияет на структуру действительности. Как жили, так и живем. Все вместе и каждый сам по себе. Кто по совести, кто по корысти. А на ком есть крест, на ком нет – без разницы.

31 июля. А вот еще такая мысль пришла в мою озадаченную голову: надо бы нам добиться повышения административного статуса региона! Собраться с духом, собраться миром – и бить челом, чтобы Орловскую область, неоднократно подвергавшуюся вражеским разрушениям и административным преобразованиям, переименовали в Орловский край. В плане празднования четырехсотпятидесятилетия Орла. В порядке компенсации за неисполненные обещания. В целях повышения инвестиционной привлекательности и укрепления местного патриотизма. Почему нет? – Не хуже ж орловцы краснодарцев и красноярцев, и тем более непонятных приморцев. Ну, земли, конечно, у нас поменьше, чем у них… зато какая земля! славная и урожаями, и уроженцами.

Нет, как хотите, а в этой идее есть нечто позитивное! Жаль, если пропадет зря. Так что отдаю в хорошие руки. Если есть общественное движение, которому не хватает идейной мотивации, – з

1 августа. Сто лет тому назад в этот день началась Первая мировая война. Никто из лидеров великих держав не был кровожадным маньяком. Ни один из народов не был одержим навязчивой идеей истребить другой народ. Единственно, чего все хотели – справедливости. Как и мы сейчас.

Те, кто начинали войну, понимали, что творят историю, – но то, что они натворили, превзошло самые смелые ожидания.

2 августа. В феномене Первой мировой войны, которую современные историки называют забытой войной, непостижимы две вещи: 1) как люди могли дойти до такого? 2) как люди могли забыть о таком?

3 августа. Когда жизнь человека оказывается под угрозой смерти, он не задается вопросом, в чем смысл жизни. В конечном счете ему все предельно ясно. А спадет беда, и всяческая суета снова затягивает душу в тихий омут пустого тщеславия. В злобе каждого дня забываются страшные сны ночи. Тьма, наполняющая мир в лихолетье, не рассеивается бесследно в лучшие времена, а прячется в развалинах иллюзий и таится в тени вещей. Споры (зародыши) войны в латентном состоянии сохраняются до поры в спорах (прениях) о судьбах мира.

Чужая душа – потемки. Своя тоже. Каждый в изнанке души носит клочок тьмы. И в недобрый час мрачный морок может заполнить пустоту в сердце. Сбитый с толку разум поддается очарованию зла. Что в полной мере выявила Первая мировая война. В невиданных прежде масштабах. Нечеловеческие обстоятельства извращают существо человека. Вот, к примеру, свидетельство от первого лица. Над руинами, как и всюду над опасными зонами фронтовой полосы, стоял густой смрад разлагающихся трупов, ибо огонь уже был таков, что о погибших уже никто не заботился. Впрочем, это тяжелое и сладковатое дыхание вовсе не казалось омерзительным; более того, оно возбуждало, смешиваясь с едкими парами взрывчатки, – то было состояние восторженной прозорливости, какое может вызывать только величайшая близость смерти. **) Автор этих строк, кстати, был любимым писателем Гитлера…

Одним из лучших исследований Первой мировой войны признана книга Барбары Такман «Августовские пушки». Вот один из ее конечных выводов. Наступления, похожие на бойню, когда сотни и тысячи людей гибли, чтобы захватить десяток метров чужой территории, сменив одну траншею с болотной грязью на другую, оскорбляли здравый смысл и достоинство человека. Каждую осень говорили, что этот ужас кончится к зиме, но наступала весна, а войне по-прежнему не было видно конца; армии и народы сражались лишь с одной надеждой – человечество извлечет из всего этого хороший урок. ***) Черта лысого! Политики, которым пришлось выстраивать международные отношения на развалинах старого мира, совершали те же глупости и подлости, что их предшественники… с еще большей степенью некомпетентности и безответственности. Единственно, кто чему-то научился, это военные. Следующая мировая война из позиционной превратилась в маневренную: новые стратегические инициативы позволяли уничтожать врагов в гораздо больших количествах. А уж с изобретением новых технологий, мобилизованных на военную службу, всеобщее уничтожение всех врагов стало реальной возможностью. Всех. Без исключения. До последнего человека. Потому что нет у человека опаснее врага, нежели он сам.

Прочитав книгу Барбары Такман во время Карибского кризиса, едва не ставшего началом вооруженного конфликта между США и СССР, Джон Кеннеди позвонил Никите Хрущеву, чтобы решить дело миром. Третья мировая война была предотвращена. Или отложена…

Когда сильные мира сего начинают говорить о подвигах, о доблести, о славе, людям доброй воли надо быть настороже, чтобы мирных граждан поголовно не обратили в героев и повзводно не обрекли на смерть. Слава знаменитых полководцев вспоена кровью неизвестных солдат.

*) Василий Розанов «Апокалипсис нашего времени».

**) Эрнст Юнгер «В стальных грозах».

***) Барбара Такман «Августовские пушки».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям