Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

25.07.2014

14 июля. Вот вам уже и середина лета… Еще немного – и умозрительный взор начнет заглядывать в осень. Вот так бредешь вдоль берега реки, свободный и ничем не озабоченный, – и вдруг посреди блаженной безмятежности, незримо выскользнув из прибрежной тени, прозрачная змейка внезапного холодка обовьет разнеженную душу неясной тревогой… О, эта неизбывная кабала календаря!

Сегодня во Франции национальный праздник – День взятия Бастилии. Памятный повод для торжества: разрушение тюрьмы. 14 июля 1789 года обиженные режимом парижане собрались на площади перед Бастилией, в которой содержалось семь узников совести (тоже мне, тирания!), и разнесли мрачное узилище по камешку…

Кстати, если покопаться в подробностях, предшествующих этому событию, то можно узнать много любопытных деталей. Одна такая анекдотичная мелочь особенно символична. Одним из узников совести был сексуальный экстремист маркиз де Сад, гораздый на всякие выдумки. Днем 2 июля Сад просунул в окно своей камеры длинную трубу, расширяющуюся с одного конца и служившую для слива нечистот в канал, и стал выкрикивать через нее патриотам, собравшимся по другую сторону канала, призывы освободить заключенных, а затем произнес речь, наполнив ее леденящими душу подробностями зверств над несчастными.*) Как пишет далее его биограф, маркиз, до того дня весьма не худо устроенный в отдельной башне, был от греха подальше переведен в дом умалишенных. Однако было уже поздно. Призыв к революционному насилию, возвещенный основоположником садизма через поганую трубу, послужил сигналом к началу разгула страстей, вошедших в историю как годы террора.

В Германии сегодня тоже великое ликование: национальная сборная выиграла чемпионат мира по футболу. Граждане ФРГ преисполнены гордости и радости… А как же! Это – реванш: с великим позором проиграв две мировые войны, немцы наконец утвердили себя как великую нацию – забили больше голов в чужие ворота, чем пропустили в свои. Тем самым доказав превосходство над всеми другими претендентами на мировое первенство. Ну, если так, то оно и ладно. Надо же им как-то поддержать достоинство, а то ведь бесцеремонное обращение США с ФРГ в последнее время стало раздражать даже самых либеральных немцев.

А в России в этот день отмечают летние кузьминки. Прежде это был важный праздник, а теперь его почти позабыли. Славное название идет от имени христианского мученика, первого в паре святых врачей – бессребреников Козьмы и Дамиана, родных братьев. Образы этих чудотворцев в наших святцах как-то особенно светлы и теплы. Когда в годы гонений на христиан римские воины, не найдя праведников, укрытых добрыми людьми, взяли заложников, они вышли из тайного убежища, дабы никто не пострадал за них.

В народе считалось, что в этот день святые сходят с неба на землю… и помогают мужикам чинить старые косы и грабли. Это ж чудо что такое! Не могу представить себе лучшего свидетельства веры, чем это идиллическое единение земного и небесного. А бабы в этот день заваривают общую кашу и кормят всех, кого ни попадя, вплоть до прохожих людей. Почему так – бог весть, но в летних кузьминках люди видели хороший повод порадоваться своей простой жизни, не задумываясь о правомерности этой радости.

Козьме и Дамиану молятся при телесных недугах, а также для просвещения разума. В этих персонажах священной истории есть что-то простое и славное – чеховское… В их образах проступают святые идеалы русской интеллигенции: бескорыстность и самоотверженность. И общественная полезность.

15 июля. В последнее время мемориальное имение Ивана Тургенева (музей-заповедник Спасское-Лутовиново) становится местом встреч на высшем уровне: новая команда областного руководства налаживает отношения с представителями интересов общества. Дело нужное, дело важное. Место встречи изменить, конечно, можно… но зачем? В этой отдаленности от повседневности есть нечто символическое: именно здесь, в заветном месте Орловского края, позиция местного патриотизма опирается на великую традицию. В этот раз глава региона Вадим Потомский вышел на разговор с творческой интеллигенцией. И я был приглашен к этому разговору, но по недостатку времени слова мне таки не досталось. Ну да я не в досаде; все, что я мог бы сказать в ходе диалога, я записываю на полях календаря – чтобы потом, прочитывая свое как чужое, сказать про себя: конечно, автор наворотил тут (смотри ниже) не в меру, но что-то в этом есть…

16 июля. Разговор власти с обществом в режиме прямого диалога должен быть а) прямым; б) постоянным; в) полезным. Нужда в таком общении более чем настоятельна. Как говорил Антон Чехов, Россия – страна казенная. Без государственного участия у нас мало что случается, будь то плохое или хорошее.

Надо перезагрузить парадигму, на которой строятся отношения власти и общества. Речь не о том, чтобы менять порядок вещей; цель в том, чтобы направлять ход событий: постараться повернуть вектор времени к лучшему будущему. Государство и общество, чтобы создать устойчивую систему, должны иметь опору друг в друге. Это понимание, в борьбе лидеров общественного мнения за власть над умами фактически изгнанное из общественного сознания, постепенно возвращается в трезвые головы. Украинская смута показывает всем, кто способен видеть вещи как они есть, что социальные движения, сорвавшись с тормозов разума, обретают зверский характер. Порядок без свободы – тюрьма; свобода без порядка – майдан.

Поворотным пунктом нашей внутренней жизни должно стать коренное изменение отношения государства к культуре. Проект концепции «Основ культурной политики РФ», подготовленный в Министерстве культуры, вызвал возражения общественности. По мнению критиков, проект содержит положения, противоречащие как духу времени, так и целям социума. Просматривается стремление отладить национальную идею в державную идеологию: непреходящее искушение благонамеренного патриотизма, уступать которому категорически нельзя. Случись так, и общественная необходимость снова будет сводиться к мнению начальства. Что будет дальше, ясно даже ежу.

17 июля. В дискуссиях вокруг концепции проступают две линии культурной реформы: идеологизация и консолидация. Первую продвигает министр культуры Владимир Мединский, вторую поддерживает советник президента Владимир Толстой. Что такое идеологизация, никому из нас объяснять не надо. А вот смысл слова консолидация стоит уточнить по словарю: упрочение, укрепление, сплачивание чего-либо, – например, объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

Благоденствие России может быть достигнуто только через консолидацию и концентрацию креативного потенциала, в разобщенном обществе разделенного по людям и рассредоточенного по умам. И никак иначе. А единственное, что может вобрать и вместить в себя наше все, это культура.

Что такое национальная идея, интуитивно понимают все, кто верит в Россию, – но никто не может выразить эту идею иначе как отсылкой к совокупности исторического и духовного опыта. Это, собственно, и есть культура. Как сказал великий русский культуролог, культура – механизм, противостоящий времени.**) Культура – это возобновляемый ресурс истории, но эксплуатация его требует ответственного отношения.

18 июля. В ходе реформы культурной сферы особое значение получает отношение региональной власти к решению наболевших проблем. Каким образом сложатся дальнейшие отношения тех, кто занят творчеством, с теми, кто занят руководством?

Управление культурой как управление погодой – заведомая невозможность. Или, как говорят у нас в народе, когнитивный диссонанс. Особенно трудно обустроить творческую среду в соответствии с административными требованиями. В этом, прежде всего, состоит сложность работы соответствующего ведомства. Начальник управления культуры по определению двойной агент влияния: предстоятель культуры во власти и представитель власти в культуре – свой среди чужих и чужой среди своих. Его миссия кажется невыполнимой. Представьте себе управляющего культурой в образе дирижера оркестра: перед ним партитура симфонии… и рядом папка директив, в которых даны указания, где надо играть пиано, где форте; какие темы должны быть акцентированы, а какие приглушены; какие пассажи должны быть исполнены не в миноре, как это обозначено в нотах, а в мажоре, как этого требует политическая обстановка. А тут еще оркестр, как в гениальном фильме Федерико Феллини, переживает творческий кризис: инструменты расстроены, а музыканты настроены на свои интересы, и в общей распре никто не обращает внимания на то, что неотвратимое будущее ломится в двери настоящего, и намерения его неясны…

19 июля. Основа общественного согласия – социальная солидарность. Коды согласия – символы культуры. Именно общий язык дает возможность понять друг друга и договориться. Поразительна мысль современного русского философа о роли символа в структуре реальности: Символ стоит между логосом и хаосом, и в этом его интегрирующая сила. ***) Поэтому коррупция в символической сфере опаснее прочих видов коррупции: она поражает и повреждает корни времени. Эпоха, лишенная сакральной структуры, вырождается в безвременье.

Нет ничего опаснее для общественной жизни, чем профанация мифов: подгонка под государственный заказ или перелицовка под рыночный спрос. Извращение образов приводит к искажению смыслов. А ритуалы культуры сохраняют символы от порчи. То есть хранят надежду.

20 июля. Финансировать культуру страны по остаточному принципу все равно, что жертвовать на храм копейки, оставшиеся в карманах после безбожного разврата: при такой структуре расходов трудно рассчитывать на спасение души. При разумном образе жизни на стремления духа надо тратиться так же, как на потребности тела. Никто не может просчитать рентабельность инвестиций в поэзию или музыку. Вложения в культуру не приносят прямой прибыли. Но умаление культуры неминуемо ведет к убытку бытия.

*) Владимир Бабенко «Этот прекрасный полоумный маркиз де Сад».

**) Юрий Лотман «Внутри мыслящих миров».

***) Михаил Ямпольский «Физиология символического». 

 Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям