Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

04.07.2014

23 июня. Конфликт в Украине продолжает нарывать яростью и набухать кровью, угрожая сепсисом существующей системе европейской безопасности. Что-то с этим надо делать. Но что?! Санкциями против России украинскому горю не поможешь…

Конфликт в Украине – проверка на прочность всей системы ценностей западной цивилизации. Выявляется несовместимость двух правовых концепций: государственной целостности и национальной независимости. Гражданство Украины не покрывает различий между двумя этносами, образовавшимися на разных берегах Днепра. Неразрешенное противоречие выпирает из сердцевины украинского кризиса, угрожая разрывом общего европейского пространства.

Украинские власти, чтобы создать себе моральное алиби, объявили о прекращении военных действий сторонников режима против его противников. Однако пока новоизбранный президент декларирует план мирного урегулирования внутреннего конфликта, расколовшего страну на две неравные части, вооруженные формирования националистов наращивают масштаб гражданской агрессии: неправильное население непокорных территорий или уничтожается, или выдавливается из страны.

Пытаясь разобраться в логике киевских властей, я поймал себя на чувстве, что хитрые выверты украинской риторики мучительно напоминают нечто, давно и хорошо знакомое… вспомнил! Достав с полки том Карела Чапека, перелистал цикл «Побасенки». Ну, конечно же, вот оно, один к одному –

МИР

Войны мы не хотим; против слабейшего достаточно хорошо организованной карательной экспедиции.

ДОБРАЯ ВОЛЯ

Мы согласны вынести наш конфликт на обсуждение международной конференции, но с условием, что решение будет в нашу пользу.

ПРОТЕСТ

Перед лицом всего цивилизованного мира мы протестуем против варварского поведения неприятеля, который подставляет женщин и детей под наши бомбы.

СООБЩЕНИЕ

Враг пытался злодейски обстреливать наши самолеты, мирно сбрасывавшие бомбы на его город.

ДОНЕСЕНИЕ

Развивая наступление, мы разрушили еще несколько городов; уцелевшие жители устроили нам восторженную встречу.

НОТА

В доказательство нашего миролюбия мы выражаем согласие, чтобы противник сдался на нашу милость и немилость.

Эти сарказмы высказаны в тревожные годы, предшествующие Второй мировой войне. Через три четверти века читать их все так же смешно. И так же страшно.

Карел Чапек, великий чешский писатель, умер от острой безнадежности вскоре после мюнхенского сговора, – когда его тихая родина была отдана европейскими миротворцами в жертву фашизму. Истинный гуманист, он до последнего дыхания взывал к здравому смыслу современников. Но что бы он ни говорил, его не хотели слушать. Общественное мнение подвергло Чапека остракизму. Даже Нобелевскую премию, предназначенную ему, шведские соглашатели отдали какой-то американской литераторше, ныне забытой напрочь.

Ценой чужого горя Европа хотела выкупить свой покой. Не вышло. Кабальный мир, взятый в кредит у войны, едва не разорил акционерное общество «Европа». Казалось бы, что после всего пережитого западная цивилизация навсегда освободилась от внутренней угрозы варварства. Таки нет! Украинская реинкарнация агрессивного национализма, настроенного против России, находит реальную поддержку в мировом сообществе. Единственно возможное логическое обоснование этой поддержки – старый циничный принцип: враг моего врага – мой друг. Однако это плохая политика. Как уроки истории, так и резоны житейского опыта, склоняют к другому выводу: нет врага опаснее, чем коварный друг. Нам ли этого не знать? Столько дружественных режимов зарабатывало серебряники на предательстве наших интересов…

Не хотелось бы возводить напраслину на украинскую политическую элиту, но только вряд ли европейским партнерам стоит рассчитывать на то, что нынешнее правительство будет надежным форпостом западной демократии. Разве что из горящих баррикад майдана, словно феникс из пепла, возродится Запорожская Сечь…Однако артикулы казачьего самоуправления, ежели они возобладают в незалежной Украине, рафинированной Европе вряд ли придутся по нутру.

25

июня

Что же касается до нас… двойственное отношение России к Европе всецело укладывается в классическую формулу: odi et amo *). Это крылатое выражение восходит к знаменитому двустишию Гая Валерия Катулла, посвященному легендарной Лесбии, прекрасной и порочной римской матроне:

И ненавижу ее, и люблю.

Это чувство двойное…

Боги, зачем я люблю?

И ненавижу зачем!

Проясняя смысл любовной амбивалентности, писатель Владислав Отрошенко в эссе «Подвиг Катулла» раскрывает крайности сердечной страсти: в образе Лесбии сосредоточены одновременно вся волшебная красота небесных богинь и все буйное бл***тво кабаков и переулков Рима; ее можно представлять кем угодно… Вот именно! Разве не так же зыблется образ Европы в русском сознании? Ускользающий соблазн духовного соития и сердечного согласия – и раз за разом облом и обман. Вот и теперь, на рубеже тысячелетий… мы к ней всей загадочной русской душой, – а она, забыв свою аристократическую гордость, на глазах всего мира расчетливо отдается богатому и настырному американскому боссу…

26

июня

Согласно классической мифологии, Зевс, лидер олимпийских богов, похитил Европу, дочь финикийского царя, обернувшись быком. Античные мифы в значительной мере сформировали символическую структуру западной цивилизации. Меняются реалии, а символы остаются. В современной биржевой терминологии бык – аллегорический образ игры на повышение курса акций. Если вспомнить, что контрольный пакет акций в НАТО принадлежит США, совпадение покажется знамением. Тем более что образным выражением игры на понижение является медведь. Поскольку Россия стремится к снижению напряжения в игре за передел мира, аллегория кажется завершенной.

Собственно, об этом без обиняков сказал российский президент во время официального визита в Австрию, связанного с решением европейских энергетических проблем за счет гарантированных поставок российского газа. Что ни говори, наш газ и доступнее, и дешевле. Но американцы хотят навязать свой товар. Не стесняясь в средствах. И в этом разрезе конкурентную стратегию американцев на европейском рынке можно охарактеризовать как крутой рэкет. Кстати, на сленге современного криминала быками называются рэкетиры.

27

июня

Обо всех делах человеческих критическому разуму должно судить без гнева и пристрастия. Дабы не поддаться упоению своей правотой и не потерять благоразумие. Как нам не дано дышать чистым кислородом, так же не суждено жить чистой правдой. Непредвзятый наблюдатель (скажем, ангел господень) в ходе любого земного конфликта различает не борьбу добра со злом, а схватку плохого с худшим. Увы, люди не ангелы. И в утверждении правды всегда следует делать поправку на относительность истины. Все мы немощны, ибо человеце суть. В образе врага каждый из нас воплощает то, что хотел бы избыть в себе. Скажи мне, кто твой враг, и я скажу тебе, кто ты.

28

июня

Как бы ни изворачивался наш особый путь, как бы ни выворачивался социальный строй, Россия остается сама собой. И бог с ней… русский бог. Тот, что не раз позволял ей пасть, а пропасть не давал. Тот, о котором свидетельствовал Пушкин в черновых набросках 10 главы «Евгения Онегина»:

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Нам не привыкать выбираться из безнадежных положений. Так, Карамзин, рассказывая, как сражалась дружина князя Святослава, окруженная превосходящими византийскими силами, отмечает, что россияне оказывали чудесное остервенение. И впредь было так. Так мы преодолели Смуту. Так мы растворили в своей крови революцию. Нельзя сказать однозначно, какой фактор стал решающим в смертельной схватке с фашизмом, – но раз та война стала священной, без божьего промысла и тут не обошлось.

29

июня

На пряжках солдат вермахта, захороненных в русской земле, ржавеет гордая надпись: GOTT MIT UNS. **) На долларе, кстати, тоже написано нечто в этом роде: IN GOD WE TRUST. ***) Но вне зависимости от того, веришь или не веришь в Бога, трудно поверить, что Jesus Christ Superstar и Спас Ярое Око одно и то же лицо Святой Троицы. Однако по сути так оно и есть. Стремление утвердить это тождество называется экуменизмом; и в западной церкви, и в восточной оное направление мысли приветствуется… но не поддерживается.

Да и в геополитическом плане общего решения мирового порядка не найдено. Россия не укладывается в Европу и не сводится к общему месту. Она никому не своя – и ничему не чужая. Что путает европейцев – и пугает. Поэтому им хочется упростить геополитическую ситуацию до географической – чтобы впредь рассматривать российский простор как европейскую окраину, которую надо иметь в виду в качестве пространственного ресурса. Стратегия интеграции исходит из предпосылки, что русский проект не оправдал в себя в истории и его следует поэтапно свернуть: распустить народ, выдав каждому россиянину ваучер на его часть национального достояния, а территорию и ресурсы передать в резерв развития западной цивилизации.

Мало того, что устроители нового порядка намерены по своему усмотрению урезать место России в истории, – они хотели бы, чтобы Россия сама усомнилась и умалилась в себе. И часть нашей элиты, чьи интересы так или иначе связаны с надеждами на интеграцию, последовательно внедряет идею ползучего коллаборационизма в общественное сознание. Однако подавляющее большинство россиян, как бы они не кляли сущую власть и не сетовали на злую жизнь, отказаться от своей участи и отречься от своей сущности не хотят и не могут. Значит, сфера действия римского права кончается там, где начинается заповедный край русской правды.

Эта граница казалась бы непреодолимой, если бы в основе двух изводов единой иудеохристианской традиции не лежал один и тот же моральный закон, названный немецким философом Кантом, в ходе одной из прежних европейских войн ставшего русским подданным, категорическим императивом. Что из этого следует? Вот что: если спорный вопрос нельзя решить по уму, его надо решать по совести.

*) (лат.) – ненавижу и люблю.

**) (нем.) – с нами Бог.

***) (англ.) – уповаем на Бога. 

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям