Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

27.06.2014

16 июня. Когда начинаешь разворачивать в уме тему, в которой различается возможность литературного изложения, наиболее вероятны две предварительных трудности: отдельных мыслей или слишком мало, чтобы наполнить смыслом пространство текста, или слишком много, чтобы можно было упорядочить их в формате последовательного рассуждения. В первом случае тема застилается красотами стиля – и оставляет впечатление недосказанности. Во втором случае тема запутывается в вариациях – и оставляет ощущение недодуманности. И то не хорошо, и этак не ладно. Связь вещей, для автора само собой разумеющаяся, для читателя остается недоказанной.

 

Ведущей темой предыдущего блока своемерных заметок стала проблема публичного авторитета. Как сказал мой первый читатель, на котором я проверяю все свои тексты, все сказано правильно, но сказано не все; значит, твоя правота остается под сомнением: каждый вчитает в пустоты текста что-нибудь свое, а ты будешь в ответе. В который раз я убедился в мудрости моей жены – и утвердился в своей ереси; как это часто случается в наших разногласиях, я согласился с ее доводами, но остался при своих выводах. И в который раз вспомнил любимую притчу…

Однажды Ходжа Насреддин, будучи кадием, у себя на дому разрешал спор соседей. Выслушав одного, он заключил: – Конечно же, ты прав. Заслушав другого, он решил: – Поистине, ты прав. Жена Ходжи, услышав это, возмутилась: – Что ты несешь?! Не могут быть правы двое, говоря разное! Насреддин развел руками и сказал: – И ты, жена, права…

Ни одна истина не раскрывается в уме однозначно. Чем больше тезисов удается развернуть в формате законченного высказывания, тем больше возражений прорастает на полях сказанного. По обочинам текста всегда остаются черновые наброски, которые бережливому автору жалко оставить в забвении. Кроме того, в стороне от основного направления темы всегда появляется несколько шальных мыслей, не идущих к делу, но чем-то по-своему привлекательных. (О, соблазн словесности! Судьба слова во власти языка; бывает, что скромная черновая строчка, невзрачная словесная золушка, преображенная чарами риторики, становится писаной красавицей – красивой фразой, царицей абзаца). Да и продуманные мысли, достигая умозрительного горизонта, насыщаются сомнениями, порожденными неизвестностью, – и, словно ветры в иудейской пустыне, возвращаются на круги своя…

17 июня. Проблема авторитета имеет две стороны – внутреннюю и внешнюю. Первая связана с компетентностью эксперта, а вторая – с доверием к нему. Ложный авторитет может загубить любое дело. И степень опасности тем больше, чем больше масштаб проблемы.

Демократия как форма организации социума есть система ответственности, где на всех уровнях управления решения принимаются компетентными лицами, облеченными полномочиями. Вне зависимости от того, избран человек на должность или назначен на нее, его права вверены ему обществом. Отстранение от власти должностного лица с формулировкой в связи с утратой доверия, вызывающее у нас ехидные усмешки, есть верное выражение должного порядка вещей. Если власть лишается авторитета, система теряет целесообразность. Кто виноват – ясно; но – что делать? Может, в этом случае народ должен восстановить справедливость в явочном порядке? Боже упаси! Когда за правое дело берется толпа, тут уж хоть святых выноси…

Вот, к слову, о святых. Одним из самых авторитетных на Руси столпов веры был игумен Авраамий Смоленский. По свидетельству летописца, был он духом ясен, душою светел и сердцем чист… Так что грешным людям стал как сучок в глазу; бес их попутал, и горожане лишили его доверия. Собрался на него весь город от мала до велика: одни говорят, что его нужно заточить, другие – пригвоздить к стене и поджечь, а другие – утопить его, проведя через город… Схватив Авраамия, волочили его, как злодея, одни ругались над ним, другие насмехались на ним, бросая ему оскорбительные слова, и так делал весь город и по торгу, и по улицам – везде много народу, и мужчины, и женщины, и дети, и было тяжело видеть это зрелище. *) Власть не нашла за игуменом вины, но, опасаясь мятежа, выслала его из города – подальше от греха. Лишь божьи кары, посланные на Смоленск, заставили горожан раскаяться в своем безрассудстве.

Врожденную слабость общественного устройства, основанного на диктате общего мнения, показывает известный исторический анекдот. Среди великих мужей античности только Аристид, афинский архонт, удостоился прозвища Справедливый. Однако хорошая репутация оказалась плохой опорой: кумир народа вскоре был низвергнут с пьедестала и подвергнут остракизму. Остракизм – изгнание голосованием: собравшись на агоре, сограждане писали на черепках имя того, кто, по их мнению, был городу вреден. Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмотный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, – ответил крестьянин, – я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу “Справедливый” да “Справедливый”!». Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок. **) Когда в скором времени в Грецию вторглись персы, гений Аристида снова понадобился афинянам, и стратега вернули.

18 июня. Проблему общественного мнения для удобства рассуждения можно упростить в дилемму: авторитет власти или власть авторитета. Так великую тайну эволюции можно свести к детскому вопросу: что первично – яйцо или курица? Апории, подобные этой, ввергают критический разум в эпистемологический ступор. Верный ответ: хрен его знает…

Мистическое соединение власти авторитета и авторитета власти называется харизмой. Этот греческий термин, в богословии обозначавший явление благодати в человеке, в современной социологии выражает гипнотическую силу невербального воздействия сильной личности на массы людей на разных уровнях общественной жизни.

Что такое харизма, лучше всего объясняется не точными дефинициями, а сентенциями. Вспомним, к примеру, известное высказывание Стендаля о Наполеоне: он был окружен всем обаянием рока. Харизма – это незримый нимб избранника судьбы. А в магической харизме Бонапарту не могли отказать даже его злейшие враги. Как не смогли оправдать его произвол даже самые ангажированные историки. Кажется, в персоне Наполеона впервые проявляется исторический кризис харизматической личности.

19 июня. Можно ли однозначно определить роль личности в истории, остается неясным. Демократизация социальной среды ведет за собой дискредитацию волюнтаристского принципа. Само понятие харизмы становится все более сомнительным. Обманувшись в надеждах на вождей, человечество начинает понимать, что никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь и ни герой. По мере возрастания масштаба событий каждое заблуждение обходится все дороже. После Сталина и Гитлера харизма поставлена критическим разумом вне морального закона.

20 июня. Однако желание переложить ответственность за все, что происходит, на того, кто может все устроить к лучшему, – этого в нас не изжить. Коварство веры в том, что она является наркотиком для разума, преобразуя темные страхи в светлые надежды. В трудных обстоятельствах человеку очень хочется поверить, что кто-то знает, что делать. И передоверить ему право на решение общей судьбы.

21 июня. Рейтинг Путина, поднимающийся как на дрожжах в процессе брожения умов, тревожит и будоражит общественное мнение, вводя в искушение нашу неопытную демократию, чьи гражданские добродетели, мягко говоря, проблематичны. Массовое сознание гложет неизжитая надежда на доброго царя и грызет благоприобретенный страх перед грядущим тираном. Все смешалось в доме, разделенном в себе: радость соратников и ревность конкурентов, истерика протестантов и патетика патриотов.

Мания державного величия, свойственная нашим шовинистам, и комплекс национальной неполноценности, присущий нашим коллаборационистам, с двух сторон осаждают позиции здравого смысла. И все же надо стоять на своем. Отступать некуда – за нами руины империи и развалины социализма. А перед нами – бог весть.

Течение времени снова выносит ковчег по имени «Россия» из тихой заводи на стрежень времени, и никто не может сказать, какие риски ожидают нас за поворотом истории – за горизонтом событий…

22 июня. Правящие элиты развитых стран, неспособные справиться с возрастающими системными противоречиями, стремятся перенаправить вектор протеста вовне. Как это заведено от века, политики сначала создают в общественном мнении образ врага, а потом начинают принимать превентивные меры против ими же порожденной химеры. То есть переводить свои грехи на чужой счет. Чаще всего на роль козла отпущения назначается русский медведь. И начинается травля. Так, повествуя о Смуте, главную угрозу для нашей государственности наш великий историк обобщил одной короткой фразой: Ополчалась в самом деле не рать, а сволочь на Россию…***) (Современный комментарий смягчает резкое выражение ссылкой на Даля: сволочь – дрянной люд, шатуны, воришки, негодяи, где-либо сошедшиеся).

Эта трагическая коллизия повторяется в истории с какой-то роковой неотвратимостью. Чуть что у нас не так, сразу со всех сторон нам выставляются претензии. Однако же, какими бы запутанными не были наши дела, внутренние проблемы не могут быть оправданиями внешнего вмешательства. Может, мы не лучше прочих, но и не хуже других. В порядке беспристрастного разбирательства – скажем, в ходе дискуссии марсианских антропологов – вряд ли получится разделить народы мира на хорошие и плохие. Но особые обстоятельства есть в судьбах всех народов.

22 июня 1941 года была подведена черта под тысячелетними встречными исками России и Европы – и был открыт новый счет. Счет жертв, понесенных для избавления мира из горя, какого прежде не было. По большому счету единая Европа нам изрядно задолжала. Гораздо больше, чем братская Украина за украденный газ. Несравненно больше.

*) Житие Авраама Смоленского.

**) Плутарх «Сравнительные жизнеописания».

***) Николай Карамзин «История государства Российского».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям