Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

18.06.2014

 2 июня  В конце минувшей недели в театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Ханума». Водевиль Авксентия Цагарели на музыку Гии Канчели знаменит классической постановкой Георгия Товстоногова, широко известной в телевизионной версии; Александр Михайлов со своей труппой решился на риск сравнения… и правильно сделал. Вышло как надо: зрителю в кайф и театру в кассу. Этот спектакль, прошитый артистизмом и пронизанный озорством, театрален донельзя; кто любит театр, за тех можно порадоваться, а кто не любит – о тех нужно пожалеть…

Водевиль, вещь по определению несерьезная и на взгляд фарисея безнравственная, в афише театра вещь положительно необходимая. Классическая комедия, остроумная сатира на дурные нравы, во всякое время и в любом обществе способствует профилактике самодовольства. А в водевиле особая прелесть. Веселая безалаберность, растворенная в шутовстве – лекарство от жлобства, ставшего негласной идеологией века сего. Это ли не актуально? «Ханума» от Михайлова именно такова. Она очень кстати появилась на сцене.
Главной удачей, обеспечившей общий успех, был выбор актрисы на заглавную роль. Нонна Исаева, артистка категории экстра, стала генератором энергии, раскручивающей карнавальную стихию плутовской истории с грузинским колоритом. С двух сторон ее игру поддерживают Елена Шигапова (конкурентка по интригам) и Олег Семичев (партнер по плутням). И остальные персонажи им под стать. Увлеченная забавой и поглощенная задачей, труппа с таким мастерством и азартом дурачила зрителей, что не поддаться обаянию обмана было бы непростительной глупостью. Так Владимиру Крашенинникову и Валерию Лагоше, видимо, пришлось немало поработать над собой, чтобы на радость зрителю предстать такими совершенными болванами. Как всегда, неподражаемо хороша в своей роли Маргарита Рыжикова: в вольном переложении этой старинной истории она акцентирована как цитата из первоисточника – пасторальной картины Нико Пиросмани.
В премьерном спектакле два насыщенных действия под легкую музыку прошли легко и радостно – как в дружеском застолье сочное сациви под кахетинское вино. На этом дело еще не кончилось. После общей овации Александр Михайлов поставил на персональное чествование Нонну Исаеву и Олега Семичева, подгадавших к премьере свои юбилеи. Такой вот бонус верным зрителям.
Необычность этого вечера завершило безудержное озорство погоды. Когда зрители вышли на улицу, они обнаружили, что все это время, для них вычлененное из течения дня, на город рушился ливень. Мало того, что вода ведрами изливалась с невидимого неба, – все мостовые по низинам заполнились водой. Нигде не пройти… а идти надо. Зажав зонты и задрав штаны, мы с женой побрели через половодье, форсируя быстрины и переходя заводи. Встречные машины, сбавляя ход, слепили фарами и поднимали черные волны с глянцевыми разводами желтого фонарного света…
Что характерно, мы даже не расстроились. Заряда беззаботности, полученного в театре, хватило на то, чтобы отнестись к этой житейской неприятности как к карнавальной проделке. Так явления культуры коррелируют с природными явлениями, становясь внутренними событиями нашей жизни. Иначе говоря, если мы не можем изменить обстоятельства действительности, мы должны изменить отношение к ним.
Отсюда мораль: если административных возможностей не хватает для благоустройства всей городской среды, руководство должно в первую очередь обустроить сферу культуры.
 
3 июня 
Безымянный газон в исходе 1-й Посадской улицы заявляет претензии на повышение статуса: по кромке газона растянут транспарант:
 
СКВЕР АРТИЛЛЕРИСТОВ
ждет политическую волю ВРИО губернатора
 
Таким непосредственным образом, без всяких тонкостей и околичностей, выражено стремление инициативной группы переформатировать собственное намерение в административное решение. Ох уж эта наша общественность, убежденная в своей непогрешимости! Авторы проекта бьют по Белому дому прямой наводкой. Кто решится пойти поперек, окажется на линии огня. Разве можно возражать против благих намерений?! Если без пафоса, то можно. Вот доводы здравого смысла, которые первыми приходят в трезвую голову.
1. Город первого салюта, Город воинской славы, Орел в полной мере хранит память о героических событиях минувшей войны; мемориалов у нас уже больше, чем средств содержать их в надлежащем виде. Оттого каждый год подготовка к торжествам обнаруживает необходимость привести их в порядок, поскольку на постоянный уход у муниципалитета недостает возможностей.
2. Сквер танкистов, возникший в центре города как общий мемориал всем, кто освобождал Орел, не делит героев по родам войск и воинским званиям. Это общая победа. Одна на всех. Так зачем же теперь разводить войска в пространстве памяти? Сквер артиллеристов… Допустим. А далее – аллея связистов? для этого, кстати, в городе с профильным военным училищем больше оснований. Потом – памятник лейтенантам. Пантеон генералов. Отдельно – стела штабистам. А еще – фронтовым разведчикам. Врачам и медсестрам полевых госпиталей. Ну и так далее, по штатному расписанию… В то время как в Военно-историческом музее, где сосредоточена наша память о войне, протекает крыша и проваливается площадка перед входом.
3. Место под мемориал определено без всякого разумения. Неприкаянный клин земли, по ходу урбанизации оказавшийся в эпицентре транспортной развязки, по сути своей – пустое место: мертвая зона с негативной энергетикой. Его символический потенциал в целом равен нулю. Пешеходам пройти туда затруднительно (а проникнуться патриотическими чувствами и того труднее), а шоферам в стремнине трафика отвлекаться на лицезрение совсем уж невозможно и непозволительно.
4. Место для того, чтобы в торжественные дни возложить цветы героям-артиллеристам давно уже существует. В непосредственной близости от Военно-исторического музея в начале улицы Нормандия-Неман установлено фронтовое орудие, и все прохожие и приезжие могут почтить минутой молчания самоотверженных служителей бога войны. И пройти в музей, где всем героям, живым и мертвым, посвящено подробное и пространное экспозиционное повествование.
Не думаю, что кто-то примет во внимание эти возражения. Разве что как повод публично проявить свое нравственное превосходство… Однако остаюсь в давнем убеждении: если что в Орле ждет политической воли и административной заботы (ждет давно и уже почти безнадежно), это отнюдь не военно-патриотическое воспитание (идеологическая сфера), а жилищно-коммунальное хозяйство (городская среда). Гражданский долг отцов города состоит в том, чтобы всеми средствами способствовать развитию урбанистической инфраструктуры. Чтобы орловцы могли не только гордиться прошлым, но и радоваться настоящему.
P.S. Транспарант с ограды сквера скоро сняли… то ли политическая воля восторжествовала, то ли здравый смысл возобладал.
 
4 июня 
Худо, когда пустырь памяти зарастает забвением. Но и то худо, если урок истории сводится к прописной морали. Из опыта жизни я вынес убеждение, что перенасыщенный пафос обращается в скепсис – как перекисшее вино вырождается в уксус.
 
5 июня 
В начале мая в мэрии Орла состоялась презентация фонда «Культурное движение», созданного для консолидации позитивных идей в русле городского благоустройства. Фонд, в руководство которого вошли администраторы, бизнесмены, музейщики и дизайнеры, будет добиваться гармонии между поэтикой и прагматикой в развитии культурной среды. Дай бог, чтоб дело пошло на лад.
 
6 июня 
День русского языка. (Пушкинский день России). Что для нас Пушкин? Точка отсчета – и точка схода русского пути в дальней перспективе. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. *) Что важно, Гоголь дважды оговорил свое сомнение: может быть. А может и не быть.
Двести лет уже почти прошло – и что? Где мы и где Пушкин… Остается только надеяться, что во имя непрерывности истории нам простится наша человеческая недостаточность. Может быть, наша нелегкая и нелепая жизнь будет вызывать у тех, кто научится жить по-другому, удивление и даже умиление. Как сказал поэт, склонный к высокой сентиментальности, как обаятельны (для тех, кто понимает) // все наши глупости и мелкие злодейства // на фоне Пушкина… **)
 
7 июня 
Памятник Пушкину в Орле исполнен скульптором Валерием Михеевым. Изобразительный ключ к личности поэта художник нашел в его иронических автопортретах, небрежно набросанных на полях черновиков. Оттого лик классика, обращенный из вечности в наше время, проникнут грустной иронией, – как будто национальный гений не слишком верит в наши благие намерения, но все еще не потерял надежду на нас.
 
8 июня 
Если говорить о монументальной пропаганде в патриотическом воспитании, здесь еще много неиспользованных художественных возможностей…
Несколько лет назад Валерий Михеев создал скульптуру «Прощание». Две фигуры в рост: молодая женщина обнимает солдата, уходящего на фронт. Через простую житейскую коллизию художник выразил внутренний трагизм героики: мужество, порождающее надежду. Эта работа с успехом представлялась на многих выставках. Ее видели многие. В том числе именитый автор памятника «Прощание славянки», установленного недавно на Белорусском вокзале в Москве. Ну очень сходное решение… А ведь Орел мог бы реализовать тот же замысел намного раньше. И тогда сквер у вокзала, где угнездилось крылатое страшилище, приводящее в оторопь орнитологов, мог бы стать поистине гордостью города. В крайнем случае, скульптура могла найти себе место в главном зале вокзала – как образ надежды. Надежды для всех странствующих и путешествующих.
Не случилось. Художники не менеджеры; они имеют дар создавать настоящие вещи, но не умеют пристраивать их. А те, кто наделен пробивными способностями, как правило, лишен  художественного вкуса. Может, поэтому визуальный образ нашего города, словно плесенью, исподволь покрывается провинциальностью. *) Николай Гоголь «Несколько слов о Пушкине».
**) Булат Окуджава «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину».
 
Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям