Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

25.04.2014

14 апреля. Начинается Страстная неделя. Время, исполненное сакрального напряжения, когда метафизический инстинкт тянет душу из круга земных забот в небесную бездну. Томимый духовной тревогой, грешный человек, сопереживая страстям Господним, исполняется благих намерений.

Блажен, кто верует: их бог умер, но воскрес – одолев врата ада, открыл путь к спасению; вера в чудо являет чудо веры. А бог агностиков исчез, ничего не оставив взамен. Сказать иначе – оставив по себе невосполнимую утрату. Метафизика – зияние в мироздании и черная дыра в сфере сознания: неизбывное ощущение ужасающей нехватки самого главного, без чего вселенский разум обречен на безнадежное прозябание в разрозненных организмах.

Блажен, кто верует… А кому не дано благодати, остается словесность. Главное в порядке слов – пробел между ними: просвет иного смысла.

15 апреля.

Еще один годовой слой слов стал книгой; я держу в руках четвертый том «Осадка дня». Это мой opus magnum *): все, что я имею сказать urbi et orbi **). Что на уме и что на сердце. А насколько это литературно, судить не мне.

Готхольд Эфраим Лессинг, сумрачный германский гений, раздосадованный упреками в том, что труден в чтении, отговорился так: Я не обязан разрешать все трудности, какие создаю; пусть мои мысли будут между собой слабо связаны, пусть даже по видимости одна другой противоречат: лишь бы это были мысли, в которых читатели найдут материал, чтобы думать самостоятельно. Эта фраза поставлена в эпиграф книги в порядке предупреждения: автор не несет ответственности за те выводы, которые могут быть сделаны читателем из предложенного материала – своемерных заметок на полях календаря. Кто объясняется, тот оправдывается. Я оправданий себе не ищу: писал, как думал; понимайте, как знаете. Если в словах есть смысл, он открывается сознательным усилием.

Что может нуждаться в комментарии, это художественное решение книги. Моя жена Альбина, дизайнер всех моих книг, уже отработав оригинал-макет, оставалась при опасении: не слишком рискованно? многие не поймут… Ну что ж; моя надежда, как всегда, на немногих. При некоторой дерзости оформления, хочется считать, что оно оправдано содержанием. На суперобложку книги (репродуцированную в этом номере газеты на  полосе 8) вынесена картина бельгийского сюрреалиста Поля Дельво «Команда Клио» (Clio Team). Среди странного города, погруженного в сумрак, две обнаженные женщины поглощены чтением; старец в красной мантии, словно пастух при них, играет на дудочке. Это администрация музы истории: хранитель знаний и жрицы информации. Я полагаю, что эти аллегорические фигуры репрезентируют разум и его главные свойства: интуицию и интеллигенцию. Интуиция ***) как таковая – способность к предвосхищению истинности через созерцание порядка вещей. Интеллигенция ****) в первичном философском смысле слова – способность к теоретическому мышлению путем формирования понятий. Поэзия и познание связаны в сознании как тезис и антитезис, в синтезе дающие мировоззрение. Понимание есть гармония воображения и рассуждения, и никак иначе.

Хочется верить, что писательское ремесло имеет смысл, обусловленный реальным временем. Иначе не хватит решимости изо дня в день из года в год облекать словесной тканью свой образ мыслей. В раковине книги авторская точка зрения, окруженная наслоениями текста, превращается в литературный артефакт. Ценность этого перла словесности (если таковая возникает) может быть установлена только из контекста. То есть из того обстоятельства, насколько нужна эта работа в пространстве культуры.

Было время, когда книги выходили массовыми тиражами. Было и прошло. Теперь книги читают не те, кто может читать, а те, кто не может не читать. Поэтому тираж «Осадка дня» – 300 экземпляров. Этого мало, чтобы оправдать претензии автора на известность, но достаточно, чтобы оправдать работу художника и труды издателя. Когда я думаю о целесообразности словесного творчества, у меня возникает странное чувство, что в процессе чтения каждой стоящей книги возникает некое воображаемое сообщество, имеющее одни интересы с ее автором. Внутреннее согласие, возникающее на основе общего мироощущения, является залогом взаимопонимания. Сборная команда читателей книги своего рода виртуальный отряд особого назначения. Я представляю себе некую когорту непобежденных: 300 читателей как 300 спартанцев – сохранивших верность слову и преданность делу, не поддавшихся соблазну легкого чтения и не склонившихся перед нашествием двунадесяти поганых языков.

Думая против течения дней, следуя своей интуиции и интеллигенции, мы защищаем смысл своей жизни от растворения в бессмысленном существовании.

Я благодарен тем согражданам, кто за эти годы пристрастился к чтению «Орловского вестника» и, проглядывая из полосы в полосу лучшую из наших газет, не пропускает мои своемерные заметки на полях календаря. Я благодарен редакции за то, что в общем поле мне выделена отдельная делянка, где я могу сеять разумное, доброе, вечное на свой страх и риск; что касается всхожести… тут уж как бог даст.

Я особо и особенно благодарен Алле Егоровой, генеральному менеджеру  орловской культуры; мои попытки расширить масштаб литературной работы нашли в ней внимание и понимание – если «Осадок дня» осуществлен как книжный проект, то только благодаря ее великодушной поддержке. Тем более что я хорошо понимаю, насколько трудно ей быть в ответе за все, что происходит (и не происходит) в региональной культурной жизни: быть в центре всех больных проблем, во всех обстоятельствах оказываясь крайней. Как говорится, положение хуже губернаторского… Дай боже упорства и мужества тем, кто старается сделать наш мир лучше!

Культура существует в нашей действительности как некий парадокс: ее цели недостижимы, задачи неразрешимы, средства недостаточны… и все же наша единственная надежда на оправдание в истории – культура: она как свет во тьме…

16 апреля.

МОЛИТВА О СВЕТЕ

И свет во тьме светит,

и тьма не объяла его.

Евангелие от Иоанна: 1;5

Господи! дай мне силы

чтобы нести свой крест…

Одна тоска отпустила –

новая душу ест.

Слов полову глотаю,

мыслей солому ем;

знаю все, но не знаю,

как мне жить и зачем?

В сердце осадок сажи.

Время тянется впредь.

Боже, что ж Ты не скажешь,

сколько еще терпеть?

Я не могу по-другому;

всех по себе не сужу, –

только себе такому

места не нахожу.

Вот и брожу по кромке

елисейских полей…

Чужая душа – потемки,

и своя не светлей.

Если во мне нет веры,

нет в том моей вины.

Ночью все кошки серы.

Люди во тьме равны.

Из-под изнанки буден

в душу вползает тень…

Боже! Дай темным людям

света на черный день!

Боже! Дай нам надежду,

что не напрасны мы, –

чтоб мы на свет нездешний

шли из кромешной тьмы –

шли,  друг другу порукой,

шли другой стороной, –

как из земного круга

беженцы в мир иной;

шли по дороге с веком,

через себя – за грань, –

за невечерним светом

шли в незакатный край…

17 апреля.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ мистерия

– Ешьте, сие плоть моя! – говорит Иисус, переламывая каравай хлеба. – Пейте, сие кровь моя! – говорит Иисус, пуская по кругу чашу вина. – Иудушка, что ж ты не ешь, не пьешь? – спрашивает Иисус Иуду; их взгляды встречаются, – словно на одно мгновение ока соединяются сияние неба и зияние бездны… потом Иуда опустил глаза, и врата ада закрылись.

– Не хочу… – сказал Иуда.

– Надо, – сказал Иисус.

– Не могу… – сказал Иуда.

– Надо, – сказал Иисус.

И, обмакнув кусок хлеба в чашу с вином, подал апостолу, избранному для погибели.

Позже, в ожидании неизбежного, томимый страхами во тьме Гефсиманского сада, Иисус взмолился – нельзя ли, чтобы минула его чаша сия? И вспомнил, как пусто стало лицо Иуды, когда ему было велено исполнить то, что предназначено свыше.

18 апреля.

Страстная пятница. Смысл распятия соразмерен тайне жизни и смерти.

Если бы человек мог признать, что и вселенная способна любить его и страдать, он бы смирился. *****)

19 апреля.

Великая суббота. В этот страшный день между пятницей и воскресеньем, в смертельной пропасти между распятием и воскресением, Сын божий ни жив, ни мертв. Согласно Писанию и Преданию, Христос спускается в преисподнюю, чтобы вывести из нее праведных, живших и умерших в утраченное время. Вызволить тех, кто не пал духом.

Из всех евангельских событий сошествие в ад мне кажется самым значительным. В божьем промысле, сколько он совмещается с человеческой участью, нераздельно и неслиянно сходятся высшая справедливость и великое милосердие.

А еще мне утешительна мысль, что первыми обрели спасение те, кто не знал истины, но избежал соблазнов лжи. Я бы сказал так: кто не достиг праведности, но сохранил порядочность, вправе надеяться на оправдание. В аду, в котором мы обретаемся, залогом богоявления становится явление личности в человеке. Из этого следует, что основанием и обоснованием нашей действительности, иначе говоря, ее целесообразностью, является не бытие Бога, а наше собственное бытие: существование, предшествующее сущности. Обретенная сущность становится искомым смыслом жизни. Что и требуется доказать. Доказать всей своей жизнью.

20 апреля.

Светлое воскресенье. Чтобы вывести из ада и открыть вход в Царство Божие, Бог поворачивает смысл человека. Обратиться к богу – обернуться в себя. Истина христианства, потерянная в богословских лабиринтах, по сути своей прозрачно ясна и поразительно проста: Царство Божие внутрь вас есть. Это и есть благая весть.

Лучший перевод евангельской истины в категорию существования дан в философских заблуждениях Сартра, страдавшего хроническим атеизмом: метафизика – не чисто теоретическая дискуссия об абстрактных понятиях, уходящая от опыта, а живое усилие объять изнутри удел человеческий во всей его полноте. ******)

Для рассудка достаточно эмпирики, но разум не может обойтись без метафизики. Как могло случиться, что меня не было, а я стал быть? Чтобы виртуальное стало реальным, нужно что-то еще, кроме того, что есть…

*) (лат.) – большой (главный) труд.

**) (лат.) – городу и миру (к общему сведению).

***) ( от лат. intuitus – видение) – наитие.

****) ( от лат. intellegere – постигать) – понимание.

*****) Альбер Камю «Миф о Сизифе».

******) Жан Поль Сартр «Ситуации».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям