Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

18.04.2014

7 апреля. Всемирный день здоровья. Несчетные тысячи наших сограждан проведут лучшую часть этого дня в спортзалах и саунах, поддерживая модус и тонус. И правильно! Как говорится в народе, лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным. Всем хочется, как лучше… да не у всех получается. Несметные тьмы россиян скоротают этот день (как и многие другие свои дни) в поликлиниках и больницах, – снедаемые тоской и тревогой. Их житейский статус – больные. В живой очереди к врачу каждый больной сам по себе, – непоправимо потерянный среди себе подобных, ищущих в бюджетных учреждениях здравоохранения (БУЗ) облегчения своей естественной участи.

Болезнь учит смирению. Помни, – говорит человеку боль, внутренний голос природы, – прежде всего ты организм, а все остальное, что ты о себе вообразил, всего лишь умозрительная иллюзия; стоит разладиться какому-либо физиологическому процессу, и в сознании не останется ничего актуального, кроме страдания. Ну и, конечно, надежды. Надежды на божье милосердие. А пуще того на умение и на усердие доктора.

В истории медицины прослеживаются два принципиально различных подхода к процессу врачевания. Оба идут от античности. В основе ионической традиции, следующей Гиппократу, лежал постулат: человек болен. Дорическая традиция, следующая Ктесию, исходила из аксиомы: у человека есть болезнь. В первом случае врачевание сводится к мастерству, во втором лечение является технологией. В стародавние времена земский врач, пользуя недужных, диагноз ставил по дыханию и пульсу, а лечение назначал по опыту и наитию. А теперь целый штат специалистов составляет досье на пациента, исследуя всю его подноготную, изучая графики кардиограмм и формулы плазмы, срезы тканей и сводки анализов, – и не может понять, почему при таких параметрических показателях данный организм все еще активно функционирует… и даже жалобы пишет.

Современные врачи приносят клятву Гиппократа, но работают по системе Ктесия. Их задача не исцелять, то есть восстанавливать целостность человека, гармонию тела и духа, – но поправлять, то есть приводить к нормативным значениям основные показатели работы организма. Врачи и хотели бы иначе, но не могут: социальная медицина есть государственная система, и потому ее стержнем является административная структура. Сфера здравоохранения постоянно расширяется и перманентно реформируется, не меняясь в принципе. Хотят как лучше, а получается как всегда. То есть не так, чтобы очень. Лечение проводится по науке. Управление построено на статистике. Проблема решается в общем и целом. А плохо отдельному больному, и все, что ему нужно, чтобы его самочувствие стало главной заботой всей системы. Чтобы в статусе пациента он чувствовал себя полноценным человеком. Человеком среди людей.

Чтобы хорошо болеть, нужно иметь много терпения. А чтобы хорошо лечить, терпения нужно еще больше. И больному, и врачу нужно стремиться к взаимопониманию как основному условию лечения. Все, что может дать человеку медицинский полис – уверенность, что в немощи своей он не останется без надлежащей помощи. Чтобы не мучиться ему от одиночества в невзгодах и недугах своих. И не страшиться страшного – язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. *) Что в его случае будет сделано все, что нужно и можно сделать. А что сверх того – в божьей воле.

Кстати, сегодня Благовещение.

8 апреля. Первая антропологическая декларация, выведенная античной риторикой, провозглашает единство физического и душевного состояния: mens sana in corpora sana – здоровый дух в здоровом теле. Все согласны с этим тезисом… но редко кто ему следует на деле. В нашей реальности культура тела и культура как таковая меж собой никак не связаны. Умственно недоразвитые атлеты и хилые титаны духа премного довольны собой и презирают друг друга. Начинается с детства. Харизматичные учителя физкультуры и авторитетные учителя литературы разводят интересы своих подопечных в разные стороны; незрелому разуму в данных условиях трудно сохранить врожденную разносторонность.

С точки зрения чистого разума, вся система нашего воспитания и образования, от Ромула до наших дней, отличается крайней неразумностью. В качестве образца для общественного воспроизводства предлагается ущербная матрица: не благоденствие, а благосостояние. Достижением жизни полагается не судьба, а карьера. Все стремления индивида ориентируются на образ действий, опасный для души и вредный для тела. Жизнь делается искаженными людьми, – и стоит ли удивляться, что в ней столько нелепости и жестокости.

История человечества, как бы ни пытался ее оправдать педант от идеализма Георг Вильгельм Фридрих Гегель, разворачивается во времени как драма абсурда, не дающая катарсиса. Все, что дают несчастные люди своим потомкам в качестве экзистенциальной программы, это опыт несчастья. Круг замыкается. И как вырваться из этого порочного круга – бог весть. Хотя очень хочется…

9 апреля. В начале западной цивилизации парадигма образования сводилась к семи свободным искусствам, каковыми полагались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Образованным человеком считался тот, кто поднаторел в этих предметах. Нам такая систематизация кажется странной, но по сути дела методология у нас та же. Из века в век круг знаний расширялся, но горизонт образования, то есть кругозор, по-прежнему ограничивался умозрительной сферой. Мы все учились понемногу, // Чему-нибудь и как-нибудь…**) Толку от этого было мало, разве что горе от ума. В наше время, когда человечество так изощрило возможности разума, имея так мало благоразумия, проблема просвещения перерастает в проблему существования.

10 апреля. Чтобы реконструировать структуру личности, нужно перестроить систему ценностей, – через реформу образования провести замену базовой матрицы в сакральном сервере человечества. Экзистенциальная революция, о необходимости которой столько говорили моралисты, должна начаться с эпистемологической реформации. То есть переворота в умах.

11 апреля. Смысл человека составляет знание своей сути. Иначе – аутентичность. Главное в образовании личности – познать самого себя. Человек по Канту цель, а не средство. Система образования должна способствовать достижению этой цели. Для этого часть уже существующих гуманитарных наук нужно преобразовать под действительные нужды человека, часть создать заново. Вот, как мне думается, из каких дисциплин должен сложиться цикл образования человека лучшего, чем мы.

ЭКОНОМИКА. Этой науке нужно вернуть первоначальный смысл домоустройства – антропологический. Смысл экономики в рациональном обустройстве реальных интересов частного человека. Материальная база каждого должна быть достаточна, но не избыточна – чтобы жить, не имея ни в чем нужды и не желая ничего лишнего.

ЭРГОНОМИКА. Наука об эффективной организации трудового процесса должна сменить содержание и сосредоточиться на оптимальной организации жизненного процесса. Основное содержание жизни не производство и не потребление, а сама жизнь. Технология прогрессивна настолько, насколько облегчает условия человеческого существования.

ЭКОЛОГИКА. Наука о разумном образе жизни. Это понятие на вырост: такой науки еще нет, но есть насущная нужда в ней. Новая наука складывается из двух отдельных отраслей знания, доныне, к сожалению, далеких друг от друга: экология + логика. От охраны окружающей среды нужно переходить к разумной организации социальной сферы.

ЭВРИСТИКА. Методология мышления доминирует как принцип научного подхода, в то время как обыденное сознание фактически произвольно. Самое главное, чему нужно учить в школе – упражнять мышление; то есть уметь пользоваться собственными мозгами.

ЭГОТЕХНИКА. Эта наука существует от начала человека, но не в виде знания, а в форме мудрости. Мишель Фуко из опыта античного стоицизма вывел суть дела как технику себя: проектирование и построение в индивиде личности. В этом деле нет законов, но есть законодатели: Екклесиаст, Сократ, Сенека, Августин, Монтень, Толстой, Судзуки, Кастанеда. В учебной программе образовательного учреждения, помимо физкультуры, должна быть культура духа: курс развития самости.

ЭТИКА. Никто не может быть счастлив, не будучи расположен к добру. Если моральные ценности в общем и целом не возобладают над материальными интересами, потребительское общество станет смертельной ловушкой для рода человеческого.

ЭСТЕТИКА. В мире, лишенном красоты, нет места радости. В жизни, лишенной радости, нет смысла. Сводить искусство к декоративной функции – роковое заблуждение обреченных цивилизаций.

12 апреля. Стремление к счастью полагается основным экзистенциалом личности. Это аксиома. Однако до сих пор практически не было попыток систематизировать разрозненные представления об оптимальном состоянии сознания в рациональное знание. Вот ведь в чем вопиющая странность человеческого существования! – Имея все возможности обустроить жизнь к общему благу, разум настолько порабощен злобой дня, что даже благие намерения обращает себе во зло.

13 апреля. В обиходе древнегреческой философии было разработано понятие эвдемония ***), выражающее оптимальное состояние сознания, для которого характерно устойчивое равновесие условий человеческого существования: благополучие = благоразумие. Настало время развить эту античную концепцию в отдельную научную дисциплину, имеющую своим предметом суть гуманизма, – человеческое счастье. Назовем ее строго и точно: ЭВДЕМОНИКА. Эвдемоника как теория – это идейная основа лучшего будущего. Эвдемоника как практика – искусство безмятежности и культура благодарности. Я бы сказал больше… но больше о счастье я ничего не могу сказать. Не так воспитан, не тому выучен.

Надо начинать учиться быть счастливыми. Здесь и сейчас. Иначе зачем все? И зачем мы сами? Ведь не может такого быть, чтобы день за днем, из года в год, от века и впредь закрома разума заполнялись мякиной бессмыслицы, и жажда жизни утолялась желчью…

*) Псалтирь: 90; 6.

**) Александр Пушкин «Евгений Онегин»: 1; V.

***) (греч. – eudaimonia) – счастье, блаженство.

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям