Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

10.04.2014

31 марта. Возвращение Крыма в состав Российской Федерации актуализировало и активизировало наше национальное самосознание. Радость граждан потерянного края, которые отстояли свое право на самоопределение и определились как россияне, подогрела гордость тех, кто к своему гражданству привык относиться как к некоей данности. Произошла перезагрузка патриотической риторики – в словах возобновился смысл.

Положительный вектор этого факта обусловлен и осложнен двумя негативными факторами: антирусской направленностью украинского шовинизма и западной предвзятостью в российско-украинском конфликте. Поскольку каждое действие равно противодействию, нарастающее давление неправды повышает наше нравственное сопротивление; в ответ на виртуальную интервенцию ускоряется внутренняя интеграция. Без вины виноватые, без суда осужденные, россияне ищут единства в правде и обретают оправдание в общности.

В этих сложных обстоятельствах часть соотечественников выразила несогласие с тем, что случилось. Что ж, они вправе свободно высказывать свое особое мнение – но понять их резоны непросто, и суть их протеста неясна. Когда ход событий очевидным образом направлен против российского государства, оппозиция требует от правительства непротивления близкому злу и неучастия в делах ближних. То есть наша оппозиция представляет внутри страны интересы антироссийской коалиции. Это уж как-то слишком странно, почти по Гоголю… мало того, что мировые жандармы вознамерились наказать Россию за строптивость, так ведь им еще надобно, чтобы Россия, словно унтер-офицерская вдова, сама себя высекла.

1 апреля. День смеха. Иначе – День дураков. День, когда добрые люди выставляют ближнего своего на смех и ставят в дурацкое положение. Славный обычай, пережиток старинных карнавальных ритуалов – безнаказанно дурачить друг друга. Из всех животных только человек умеет смеяться, – сказал Аристотель.

Однажды Эрнест Хемингуэй, коротавший вечер в баре в веселой компании, озадачил приятелей классической цитатой: Человек – единственное животное, которое умеет смеяться. Поскольку он платил за всех, то все охотно согласились с ним и продолжили веселиться за его счет. Но в этот раз в дружном смехе ему почудилось нечто постороннее, притаившееся в подтексте. Папа Хем поник головой, пряча грустный взгляд в стакане, полном золотым мерцанием кубинского рома. Выпил и добавил: – Хотя как раз у него для этого меньше всего поводов.

Да уж… к вечеру долгого дня по краям бесцельного веселья проступает беспричинная грусть.

2 апреля. Среди тех, кто не принимает и не поддерживает нынешнего порядка, есть люди, достойные всяческого уважения. Более того, когда критические выступления направлены против коррумпированности и некомпетентности властей предержащих, в оппозиции к правительству оказывается электоральное большинство. И правящая элита не пережила бы ближайших выборов… если бы у нас была другая, хоть в чем-то отличная от этой. Но чего нет, того нет. А есть то, что есть. Нынешний истеблишмент, словно кот в сапогах в известной сказке, без всякого насилия, а всецело за счет хитроумия стал полновластным владельцем выморочного наследства прежнего режима. Как так вышло – никто не понял. Но менять кота в сапогах на кота в мешке особой охоты ни у кого нет. Ибо большинство населения нашло какое-никакое место в сложившейся системе и, помня трудности переходного периода, не намерено переживать их повторно. Тем более что рядом дурной пример братского народа, разделившегося в своих надеждах.

Людям для жизни хватило бы хорошего, а политики сбивают их с толку, искушая лучшим. Долгие годы среди теоретиков идет распря: прение о должном и данном. Одни убеждают, что действующий порядок вещей является нетерпимым и порядочные люди обязаны всячески способствовать его разоблачению и разрушению, другие утверждают, что то, что есть, это действительность, которую мы порождаем из себя: мир нельзя изменить к лучшему, пока мы не переменимся сами. Ни одни, ни другие пока не смогли подтвердить свои теории на практике; все исторические опыты дали отрицательный результат… Так что люди умников уже не слушают и живут своим умом.

3 апреля. Укрепление патриотизма государственными мерами, как это обычно бывает, сопряжено с некоторыми нравственными издержками. На призыв к мобилизации первыми откликаются резервисты незримого фронта, поднаторевшие в поисках внутренних врагов. Выражение решимости на лице отцов нации разные сукины дети воспринимают как обещание грядущих репрессий – и выражают готовность способствовать торжеству государства над гражданами, не жалея усилий и не щадя ближнего своего. Мобилизация общественного мнения на борьбу с внутренними врагами – вот тот случай, когда ожидания властей предержащих встречаются с чаяниями подлых людей.

(В патриархальные времена подлым людом называли простонародье, известное дурными нравами и худыми обычаями, в отличие от образованного сословия, которое делало подлости осознанно, обдуманно и обоснованно.)

Идя навстречу пожеланиям благонамеренных граждан, законодательная власть заметно увеличивает число поводов, по которым граждане, заподозренные в неблагонадежности, могут поиметь неприятности. Отвечая требованиям времени, исполнительная власть, не вполне справляясь со сложной задачей управлять и устраивать, со всем нерастраченным рвением берется за более привычное занятие – надзирать и наказывать. Количество доносов увеличивается в разы. Пространство свободы уменьшается соответственно.

Группа актеров Театра на Таганке, прибежища вольности, пишет письмо в Государственную Думу с осуждением своего руководства; донос становится поводом к началу кампании по введению идеологического контроля в сфере культуры. Как не терпится нашему парламенту, средоточию ума, чести и совести нашей эпохи, послужить торжеству добродетели, а пуще того наказанию порока! Длинные руки власти так и чешутся… Посылайте сигналы, бдительные граждане! Доносите во все инстанции: стучите, и вам отверзется. *)

А общественность всегда начеку! Вот и на одном из местных сайтов появился грязный пасквиль на орловскую театральную жизнь. Комментировать там нечего, но как-то к месту подвернулась страница Диккенса – как реплика в тему:

– Это какое-то чудовище подлости, – сказала бабушка.

– Право, не знаю, – задумчиво проговорил Трэдлс. – Многие могут стать подлецами, если только захотят. **)

Уже многие, принюхавшись к запаху дерьма, захотели стать подлецами, чтобы чужими руками мочить в сортирах своих ближних. Что тут сказать… Разве что повторить за Шостаковичем, ставшем некогда жертвой травли, старое народное присловье: – А укащику говно за щеку…

4 апреля. Демократия как таковая не более чем неясное выражение наивной надежды, что люди могут согласовать свои интересы в параметрах общего дела. Пока получается не очень. Древние греки, которые изобрели демократию, так и не смогли найти устойчивого равновесия между плутократией и охлократией. Власть богатых развращает общество; злость бедных разрушает государство. Гармония частного и общего в социальной сфере оказалась недостижимым идеалом.

Древние римляне, привычные к жестокости и приверженные к риторике, задолго до Дарвина четко сформулировали основной закон борьбы за существование: homo homini lupus est (человек человеку – волк). И неуклонно следовали этому правилу. Пока не истощили свою злобу в победоносных войнах и перманентных репрессиях… и тогда их сжили со свету мирные христиане – добрые люди, любившие ближних, как самих себя.

Так все-таки человек человеку кто? По мере укрепления эмпирического морализма прежняя постановка вопроса многократно подвергалась критике чистого разума; если не человеческие нравы, то нравственные нормы человечества из века в век улучшались. Но до гуманизма так и не доросли. Человек человеку… то так, то этак. Споткнувшегося подтолкнет, упавшего пожалеет. Так вот и живем. Как можем.

Простосердечное злорадство, свойственное обывателям, в большей степени влияет на повседневный характер общественных отношений, чем ритуальное благородство или реальное вероломство. Как рассудил один моралист, по-настоящему опасны не циники, а те, кто тешит себя иллюзиями, что у них, в сущности, хорошие намерения. ***)

5 апреля. Рано или поздно перед каждым индивидом, наделенным честью и совестью, встает все та же экзистенциальная проблема: как отдать богу богово, а кесарю кесарево, чтобы при этом что-то осталось самому? Как быть: жить как все, понимая все, как надо? или познать самого себя и стать непонятным для остальных? Во все времена общее мнение применяло к инакомыслящим разные меры воздействия. Судьба Сократа: Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду. ****)

Однако у того, кто решился мыслить, нет выбора. Если философ не рассуждает о своем времени критически, его мышление недостоверно. Если современность так или иначе не отчуждает философа, его существование неподлинно.

СУД НАД ФИЛОСОФОМ

маленькая трагедия

На сцене президиум суда и скамья подсудимых; просцениум является залом заседания. Присяжные, не нашедшие в деле смягчающих обстоятельств, выносят вердикт: виновен. Подсудимый, в ходе судебного разбирательства не признавший своей вины, отказывается от последнего слова. Судья оглашает приговор:

– Поскольку его цели нам неизвестны, а дела неведомы, слова сомнительны и помыслы неясны, во избежание нежелательных последствий имярек приговаривается к высшей мере общественного воздействия – лишению чести; приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

занавес опускается

Ну что же, – подумал человек, лишенный чести, – на худой конец у меня остается совесть…

6 апреля. Как вывести свою мысль из леса сомнений в открытое поле общего согласия? Следуя голосу совести, еле слышному в шуме времени. Тогда, может быть, где-то в дальней перспективе встретятся все люди доброй воли, чтобы начать лучшую жизнь...

*) Евангелие от Матфея: 7;7.

**) Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфилд».

***) Норманн Льюис «Зримая тьма».

****) Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

 Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям