Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

04.04.2014

24 марта. Пройдя незримую черту равноденствия, год вошел в светлую пору. Весенняя благодать является как природная справедливость, освобождая и обнадеживая все живое. Хочется жить. Жить заново. Жить в полную силу…

 

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита! *)

Странное ощущение лихорадочного нетерпения, смутное брожение невольных эмоций и неясных мыслей… Томительное предчувствие больших событий из общего настроения перешло в общественное сознание. Словно время ускоряется, и вот-вот движущие силы истории выйдут из-под международного контроля…

Предвестием перемен стали климатические аномалии. С самого начала года порядок природы вышел из графика календаря. Зима – время контрастов: бесснежная святочная оттепель и сразу за ней жуткая крещенская стужа. А потом удивительные дни случились в начале марта: до неприличия голая природа сверкала в лучах солнца рассыпанными по краям луж льдинками, словно звезда стриптиза стразами… как будто несколько дней выдрали из предстоящего апреля и внедрили в затянувшийся февраль.

У природы все ненадежно… С экономикой тоже неважно… И в политике все неладно… Как известно, весной обостряются проявления психических расстройств и основных инстинктов. Когда с катушек сходят люди незначительные, еще куда ни шло. Но ведь и сильные мира сего подвержены дурным страстям, – вот что худо. Если экзистенциальный потенциал тех, кто вершит судьбы мира, расходуется на эротические похождения, это еще не так опасно, как если нарастает настрой властей предержащих на исторические свершения. Пока, скажем, французский президент входил в образ Казановы, было забавно, а вот когда он стал глядеть в Наполеоны, стало противно. Ему бы разобраться со своими бабами, а он, вкупе с такими же историческими личностями, без всякого пардону собрался разбирать спор славян между собою. Лидерам мировых держав должно быть благоразумнее. Особенно в эту лихорадочную весну, когда устоявшееся равновесие нарушилось, и непродуманные действия чреваты непредсказуемыми последствиями.

Европа цезарей!

С тех пор, как в Бонапарта

Гусиное перо

направил Меттерних, –

Впервые за сто лет

и на глазах моих

Меняется твоя

таинственная карта! **)

В этих стихах ворованный воздух (метафора Мандельштама) 1914 года, пропахший порохом и страхом, гарью и горем. В тот год началась Мировая война. Позже историки присвоят ей порядковый номер: Первая. Потому что ровно через 25 лет случится Вторая. Когда еще через четверть века придет время быть Третьей, ее не решатся развязать; карибский кризис разрядится путем переговоров. Когда же подошел очередной срок, событием всемирно-исторического значения, снявшим накопившееся напряжение, стал распад СССР. И вот теперь, в начале нового цикла, мировые противоречия вновь обострились до критического состояния. Детонатором Первой мировой войны была Сербия, Второй – Польша, Третьей (пропущенной) – Куба; запалом нового мирового кризиса стала Украина… Неосторожное обращение с этой взрывоопасной проблемой чревато катастрофическим разрушением существующего мирового порядка.

В закрытом казино Бильдербергского клуба таинственная карта Европы снова ложится на стол… Начинается новый кон геополитической игры, решительной и рискованной. Кто-то блефует. Кто-то пасует. Шулера выжидают подходящий момент, чтобы вытащить из рукава припрятанные козыри. Делайте ваши ставки, господа! Ставьте на кон все, что есть за душой. Кто-то готов пойти ва-банк?

25 марта. День работника культуры. Есть два рода людей, от которых главным образом зависят сила и слава отечества: герои и гении. Если из этой сентенции убрать пафос, суть останется прежней: судьба народа зависит от его решимости отстаивать свою независимость и его способности осознавать свою общность. Страна вольна в себе, когда в ней есть солдаты и есть поэты. Ратные люди нужны на черный день, а работники культуры – на каждый. Вооруженные силы защищают территориальную целостность государства, а достижения культуры укрепляют его внутреннюю цельность.

Наша беда в том, что обществу не удается убедить государство, что о культуре должно радеть не меньше, чем об обороне. Ибо культура есть основание государства, его объяснение и его оправдание. Вот что сказал по этому поводу академик Борис Раушенбах, физик и философ: Если бы человечество когда-либо отложило занятие искусством или наукой до лучших времен, оно бы их не дождалось. ***) Странно все-таки, что мы так надеемся на лучшее будущее – и так мало заботимся о том, чтобы оно было возможно.

26 марта. День внутренних войск Украины. Вряд ли его будут праздновать те защитники незалежности, кого сограждане жгли напалмом, а законодатели мазали дегтем. Те, кого атаманы майдана ставили на колени и вынуждали раскаиваться в том, что они были верны присяге. Прежние стражи порядка дезорганизованы, дезориентированы и деморализованы. Видимо, теперь этот день будет преобразован в праздник национальной гвардии, которая наскоро и начерно собирается из незаконных вооруженных формирований, поменявших вектор агрессии.

В присягу национальных гвардейцев по определению должна быть заложена украинская идея. Что же станет идеологической гарантией новой легитимности? Правящая хунта постановила считать основателем современного государства не Ленина, не Сталина и не Хрущева, фактически выкроивших Украину из обрезков сопредельных стран, а  воинствующего националиста Степана Бандеру, харизматического зверя из бестиария Второй мировой войны, наводящего страх на своих жертв. Культ Бандеры – героика карателей и романтика параноиков: наука ненависти и искусство злодейства, проза угроз и поэзия казней… Слава Украине!? Дурная слава хуже клеветы.

27 марта. Всемирный день театра. Нежданным подарком орловской публике к праздничному дню стала встреча с Людмилой Улицкой, чья пьеса «Мой внук Вениамин» была с успехом поставлена в театре «Свободное пространство». Встреча состоялась в областной библиотеке имени Бунина.

Людмила Улицкая является одним из немногих современных писателей, чье творчество получило безоговорочное признание. Так что конференц-зал библиотеки был переполнен. Столько людей не собиралось здесь ни на какую другую акцию, тем более столько интеллигенции, которая не склонна к массовым скоплениям. Общение прошло в атмосфере общего благорасположения: читатели верят Улицкой, и она не обманывает их доверия. И в этот раз в прямом разговоре она как автор и как авторитет отвечала всем ожиданиям.

Как доказательство от обратного надо отметить два характерных момента. Сначала один общественник, усердный не по уму, попытался спровоцировать скандал на модную тему гей-пропаганды; Улицкая урезонила его таким виртуозным маневром, что этот идиот даже не понял, каким образом он оказался вздорным дураком, выставленным на общее презрение. Другой инцидент был обусловлен нашим умилительным обычаем напрашиваться на комплименты; когда Улицкая не подтвердила наш статус третьей литературной столицы, некоторые ревнивые любители родного края покинули мероприятие… как мне показалось, среди безвременно ушедших было больше пишущих, чем читающих.

Надо сказать, что основную часть аудитории составляли женщины. Статистика показывает, что женщины в большей степени привержены к чтению. И вообще по мере времени мужчины утрачивают приоритет в сфере культуры; видимо, настоящие мужики занимаются другими делами. – Знаешь, – как-то сказала мне жена, – я прочла в одном триллере, что 90 процентов преступлений совершают мужчины… Я вспомнил об этом, когда на встрече с Улицкой она сказала как бы между прочим: – Обрати внимание: 90 процентов собравшихся читателей – женщины; где же мужчины? Что было сказать… я мрачно отшутился: – Мужчины заняты обдумыванием и совершением преступлений…

Вечером того же дня в театре «Свободное пространство» после спектакля «Капитанская дочка» состоялось вручение дипломов лауреатам конкурса «Пушкин и театр». Интерес к теме показывает, что элита нового поколения сохраняет приверженность культурным традициям. И опять же, на сцене и в зале преобладали представительницы прекрасного пола…

28 марта. Театр – это перманентный праздник, встроенный в будни. Порою праздник со слезами на глазах. Катарсис в театре может озарить даже самое темное сознание. Нет слез светлее тех, что пролиты над прекрасными вымыслами. Может быть, переживание искусства есть не что иное как предчувствие инобытия.

29 марта. Единственный театр, который не дорожит актерами и не нуждается в зрителях – театр военных действий. Театр жестокости, театр ненависти, театр страха и страдания. На мировой сцене из века в век ставится одна и та же человеческая трагедия; с каждым  актом возрастает масштаб постановки и увеличивается число действующих лиц: герои гибнут, злодеи тоже – но катарсиса нет! все новые наборы статистов умирают в проходных ролях – в образах веселых и грустных солдат, а незримый режиссер, одержимый неведомой сверхзадачей, никак не может выйти из творческого коллапса…

30 марта. Информационные программы перенасыщены драматическими событиями. Как выразительно сказал один мужик другому в приватном разговоре (а я услышал и утилизировал это выражение), телевизер разрывается! Его хмурый товарищ вздохнул и кивнул.

Телевизор разрывается от новостей, а сердце сжимается от предчувствий.

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые…****)

Оспаривать поэта не пристало, да и за всех ручаться нельзя, – может кому-то в нашей действительности и впрямь недостает драйва и кайфа. Но что касается меня, то лично я как субъект истории предпочел бы оставить за собой право на обыкновенную жизнь. Никогда не чувствовал в себе призвания к блаженству, а тем более к мученичеству. Да и в других, насколько я могу судить, вроде как нет стремления к подвигам самопожертвования. Мне кажется, что русскому народу роковых минут, критических дней  и фатальных лет в минувшем веке хватило с лихвой.

Хочется, чтобы на этот раз обошлось.

*) Александр Блок «Заклятие огнем и мраком».

**) Осип Мандельштам «Европа».

***) Борис Раушенбах «Праздные мысли».

****)Федор Тютчев «Цицерон».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям