Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

28.02.2014

17 февраля. После короткого показательного выступления зимы, в середине сезона представшей в своем лучшем виде, погода опять сбилась с пути и свернула в оттепель. Сколько снегу навалило, столько и стаяло. Этот день, опережающий график календаря, выдался настолько невзрачным и неясным, что разглядеть в окружающей действительности что-то хорошее сегодня труднее, чем всегда. А надо бы. Ведь сегодня особый день. День спонтанного проявления доброты. Представьте себе…

Бог весть кому пришла в голову идея учреждения доброго дня, – такая наивная… и такая непосредственная. То, что эта инициатива и впрямь будет побуждать людей к добрым делам, это вряд ли; но, может быть, будет наводить на хорошие мысли. Спонтанная доброта – хорошо, но осознанная – лучше. Может, хотя бы близкие люди станут друг к другу снисходительнее.

Представьте себе такую житейскую ситуацию: на полу осколки вазы, над ними перепуганный донельзя человечек: в глазах его тихий ужас, а в ушах хрустальный звон…

– Кто это сделал?!

– Это не я…

Счесть это отрицание очевидного наглой ложью было бы непростительным упрощением. Тут есть серьезная философская проблема. Столкновение с действительностью не укладывается в драматургию игры, в которой играющий является демиургом – творцом мира понарошку. В виртуальном пространстве, охваченном игрой воображения, этой вазы как бы не было: реальность, не входящая в обусловленную сферу, временно упраздняется. Это же ежу понятно! И принять ответственность за то, что случилось вне игры, значит, признать свою экзистенциальную неполноценность. А это и зрелому разуму не всегда под силу. Врожденный инстинкт метафизического самосохранения отвергает реальные факты и опровергает доводы рассудка. В сознании существа, без вины виноватого, происходит кризис идентичности. Это не я! На что не было моей воли, не может быть моей виной. Никто из нас, несмотря ни на какую внешнюю очевидность, не подпишет себе нравственного приговора. *) Так в нас входит разлад, преодолеть который не удается до конца жизни. Возможно, что и после тоже.

Сознание человеческого детеныша, как полагали в старые времена, есть tabula rasa **), то есть пустой сосуд, который постепенно наполняется жизненным опытом. За его содержимое сначала отвечает воспитатель, а по мере возмужания сам человек формирует свой внутренний образ. Можно сказать иначе: частный случай человека в начале его биографии – своего рода carte blanche ***), то есть открытая возможность. С точки зрения социологии и психологии это неграмотная ерунда, но в метафизическом разрезе – интересная гипотеза.

Видимо, нечто в этом роде имел в виду Жан Поль Сартр, когда формулировал основной постулат экзистенциализма: существование предшествует сущности. Жизнь вообще рискованное занятие. Вечные вопросы, не имеющие решения, требуют от нас решительного ответа. Каждый человек, хочет он этого или нет, каждый день должен делать выбор. (Уклонение от выбора тоже является выбором, – как правило, самым неудачным). Вот вывод, который с трудом укладывается в сознании: свобода неотвратима – и непоправима!

В религиозной традиции принято верить, что душа сотворена богом – и в свой срок должна возвратиться к творцу, чтобы дать отчет о земном существовании. Мне эта идея кажется недостаточной. В своем рассуждении я дошел до ереси: от рождения человеку дается самость, которая в жизненном опыте становится личностью. Или не становится. Именно это, как мне кажется, подразумевается в притче, изложенной у Матфея со слов Христа: …вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать. ****)

Что здесь смущает – ответственность сеятеля: он что, не смотрел, куда швырял зерно? Понимая алогичность аналогии, евангелист далее дает иное объяснение низкой урожайности. Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Возникает проблема качества урожая. И начальник жизни решает так: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою. ****)

Одно с другим не вяжется; на роковой вопрос, отчего в человечестве добро не может восторжествовать над злом, ответа нет. Если верить первой притче, то всхожесть человечности в нас определяют обстоятельства места и времени; согласно второй версии оправдание или осуждение каждого предопределено изначально, по его геному.

Мне кажется возможным и вероятным третье предположение: человеческое начало есть презумпция, но не гарантия человечности; существование предшествует сущности, то есть образ божий в каждом из нас не предопределен, но предусмотрен. Человек не ноумен, но феномен. Я начал продумывать метафизическую теорию, которую назвал альтернативной антропологией…

Как это часто бывает, теория, кажущаяся автору новаторской, зиждется на его невежестве. Как досадно обнаружить свои свежие идеи законсервированными в классических текстах, с которыми не удосужился ознакомиться ранее! Так свою еще неясную мысль я нашел уже изложенной в рабочих записях Альбера Камю. Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть. *****) И, возможно, бессмертие. Лучшие плоды земные бог собирает в житницу рая – на вечное хранение…

И все же, возвращаясь в начало темы – кто все-таки в ответе за разбитую вазу: сам ли озорник сотворил это мелкое зло или бес его попутал? Решение по этому делу может предопределить его судьбу. Каким будет человечек, когда станет человеком, во многом зависит от того, как обойдется с ним мать. Сможет ли она его понять и, что важнее, объяснить ему, что к чему? От этого зависит, сможет ли он осознать свою свободу и принять на себя ответственность.

Человек волен поступать, как заблагорассудится, – но последовательность решений откладывается совокупностью последствий и становится основой личности. Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

18 февраля. Свобода и ответственность сосуществуют в сознании так же нераздельно и неслиянно, как справедливость и милосердие. Будем же строже к себе и снисходительнее друг к другу! – и в мире будет меньше горя. Будем собой – будем людьми.

Тот, кто нуждается в другом, стучится в двери ближнего своего.

– Кто там?!

– Это я…

Так просто и полно удостоверяет свою личность Винни-Пух, пришедший в гости к Кролику в надежде хорошо покушать… но глубокомысленный резонер Кролик сталкивает простодушную самость Винни-Пуха с твердой почвы спонтанной аутентичности в болото релятивизма: – Я бывают разные…Тут не то что плюшевый медвежонок, – сам Людвиг Витгенштейн, автор «Логико-философского трактата», не нашелся бы с ответом.

Самоидентификация не имеет иного обоснования, кроме уверенности в себе. Самость есть тотальная тавтология: я это я, и ничто иное. С этим живем. Этим живем. Когда что-то происходит с нами, оно происходит в нас. Кто это поймет и примет, преодолеет кризис идентичности. Ребенок, нечаянно разбивший вазу, может оказаться невиновным, но не может остаться невинным; он вырастет – и станет взрослым; потом старым; потом мертвым. И душа, ведомая последней надеждой, явится к райским вратам… – Кто там? – спросит апостол Петр, суровый привратник. Кто? Все существование человека уложится в один выдох: – Это я… И предстоящая вечность вместится в единый момент истины…

19 февраля. Думаю о себе – и недоумеваю: атеист, озабоченный спасением души… Вот уж поистине нонсенс!  Да, конечно. Однако метафизика открывается разуму не иначе, как в парадоксах. Так что тут есть шанс…

20 февраля.  Всемирный день социальной справедливости. По решению ООН отмечается с 2009 года; несмотря на все проведенные мероприятия, за эти пять лет справедливости в мире больше не стало. Более того, расширенное внедрение демократии насильственными средствами ставит под угрозу относительное равновесие мировых интересов, достигнутое с таким трудом.

То, что сейчас происходит в Украине, наглядное тому свидетельство. Вооруженная оппозиция при моральной и материальной поддержке западных демократий выступает против коррумпированной власти… с особым цинизмом используя для риторического прикрытия своих политических целей две вещи несовместные – либеральную фразеологию и нацистскую идеологию. Во имя справедливости лидеры протеста согласны принести любые жертвы… согласия жертв никто не спрашивает.

21февраля. Международный день родного языка. Скажи мне, что ты думаешь, и по тому, как ты скажешь, я смогу судить, понимаешь ли ты, что говоришь.

22 февраля. По мнению отцов Восточной церкви, человек – словесное существо. Видимо, то же имел в виду премудрый Соломон, сказавший, что смерть и жизнь – во власти языка. ******)

23 февраля. День защитников Отечества. Защита Отечества – святое дело. Однако в патриотической риторике Отечество все же нужно отличать от Государства, а Государство от Правительства. И вот еще что. Мировой опыт показывает, что общественное устройство наиболее стабильно, а общественное сознание наиболее свободно там и тогда, где и когда все высокие слова в прописных истинах пишутся со строчной буквы.

*) Лев Шестов «Достоевский и Нитше».

**) (лат.) – чистая доска; в переносном смысле – неискушенное сознание.

***) (фр.) – незаполненный бланк, предоставляющий неограниченные полномочия.

****) Евангелие от Матфея: 13; 3-8 и далее.

*****) Альбер Камю «Записные книжки».

******) Книга притчей Соломоновых: 18; 21.

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям