Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

08.02.2014

27 января. Медленно и неуверенно, словно преодолевая сопротивление незримой среды и внутреннюю ментальную инерцию, в стране начинается Год культуры. Все вроде бы согласны в главном: в плане истории культура – это судьба страны. Но что следует из этого постулата? Все или ничего.

Источник: www.liveinternet.ru

28 января. В актовом зале Орловского государственного института искусств и культуры состоялось представительное собрание администрации и общественности, подготовленное и проведенное управлением культуры: Орловский областной культурный форум. Можно сказать, траектория культуры пересеклась с орбитой власти в намеченной точке в рассчитанное время. Люди культуры на этом форуме, конечно же, составляли большинство. Но и люди власти были представлены в должном ассортименте. Вплоть до того, что под дипломатичные аплодисменты зала центральные места на сцене заняли губернатор Александр Козлов и спикер Леонид Музалевский.

В своем вступительном слове губернатор обобщил достижения и обозначил перспективы региональной культуры. Далее трибуна была предоставлена тем, кто непосредственно занят производством и распределением духовных ценностей. Для каждого из них Алла Егорова, начальник управления культуры в роли модератора форума, находила добрые слова – и тем сшивала отдельные занятия в общее дело. В завершение собрания губернатор дал обещание лично контролировать работу своей команды в этом направлении – с учетом сказанного и услышанного.

Если свести суть форума в резюме, то главным итогом видится сдвиг проблемы культуры в сфере ответственности власти от периферии к центру. Насколько? Время покажет…

29 января. Я был на этом собрании в числе выступавших. Не так часто предоставляется возможность высказать свое мнение целевой аудитории – отвечая за свои слова в режиме прямого общения. Привычка строить речь как текст сработала и здесь. Потому считаю вправе включить сказанное в своемерные заметки на полях календаря. –

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ И ВЕКТОР ВРЕМЕНИ

*

Мало сказать, что проблема культуры у нас назрела: она наболела. Назрела в общем масштабе – и наболела в частном. У всех нас накопилось множество острых вопросов и еще больше серьезных претензий. На главные вопросы каждый должен отвечать сам. А вот основные претензии можно разделить по трем категориям: претензии к времени, претензии к государству и претензии к обществу. И прежде чем сделать общий вывод, надо рассудить их по отдельности.

*

Собственно говоря, претензий к времени у критического разума быть не должно. Времена не выбирают, // В них живут и умирают. *) А жить надо так, чтобы в нашей жизни был смысл, который не могла бы отменить наша смерть. Все собравшиеся на этот форум так или иначе связаны с производством этого смысла. Ибо смыслом каждой эпохи является порожденная ею культура. То, что мы творим во времени. Поэтому вести речь можно и нужно только о взаимных претензиях власти и общественности. Чтобы понять, как свести суть дела к общей пользе.

*

Как сказал Антон Чехов, Россия страна казенная. Это надо понимать так, что государство в России больше самой страны. Так что вопрос о власти неизбежно становится во главу угла, о чем бы ни шла речь. Как на уровне державы, так и в регионах.

В гербе Орловской губернии – книга. Это греет душу и обязывает держать марку. И надо сказать, что орловский опыт взаимодействия власти и литературы является если не передовым, то в некотором смысле опережающим. Государственная поддержка литературы, о необходимости которой говорил президент на заседании Совета по культуре, у нас уже отработана на практике. Писателям дается стипендия, чтобы они могли жить как люди, и оплачивается издание книг, чтобы они могли быть как писатели. Конечно, число книг ограничено, и тиражи невелики. Денег маловато, на все не хватает. И все-таки «Орловский дом литераторов» продолжает существовать – как некий писательский анклав… чтобы не сказать – гетто. Потому что его место в общественной жизни оказывается ограниченным пространством, окруженным общим равнодушием.

Понятное дело, что губернатор области занят прежде всего решением социально-экономических проблем региона, коим несть числа и нет конца; в число его прямых забот литература (к сожалению всех пишущих) не входит. С одной стороны, это правильно: хотели писатели избавиться от идейного надзора, ну так вот вам и покой, и воля! Однако с другой стороны… Россия – страна казенная. Это значит, что все, что у нас делается, делается с оглядкой наверх. Не только неодобрения, но и невнимания начальства оказывается достаточно, чтобы реальный интерес к литературе ограничился платоническим почитанием классиков и свелся к музейным мероприятиям.

Неучастие властей предержащих заведомо придает любому общественному делу характер необязательности. К сожалению, первые лица нашего региона фактически отстранилась от непосредственного участия в наиболее значимых литературных мероприятиях (таких, как Фетовский праздник или День орловской книги). Вслед за первыми лицами расслабились вторые, третьи и так далее, до самого конца номенклатурного списка. А когда власть устраняется из сферы культуры, вся сфера сужается до своего круга. Увы, тесного и замкнутого. Впрочем, если быть справедливыми, надо признать, что в этом отчасти виноваты мы сами.

*

Причин упадка культурной жизни множество, и главные из них лежат на нашей совести: духовная инертность, душевная вялость и интеллектуальная расслабленность. Единственно, на что нам хватает энергии – на раздоры и разделы.

Антон Чехов в пьесе «Дядя Ваня» высказал одну мысль, ныне вдвойне злободневную: мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг… Рвачество и склочничество, зависть и зловредность, склонность к халтуре и любовь к халяве, неприятные в любом человеке, особенно нетерпимы в людях, по роду своей деятельности полагающих себя элитой. Те, кто смотрят на нас, вправе сказать нам: Врачу, исцелися сам!

Проявлений нашей сословной слабости более чем достаточно. К примеру. В ноябре минувшего года в Москве было проведено Российское литературное собрание с участием президента. (И с моим скромным участием…). Была создана – едва ли не впервые – возможность прямого разговора. И что? Цель встречи была потеряна в ходе прений. Две крайности – бескомпромиссность и беспринципность – показали неготовность писательской корпорации к консолидации; политические взгляды и конъюнктурные выгоды возобладали над интересами литературы.

Хочется надеяться, что на местах, где люди ближе друг к другу, найти компромисс и достичь консенсуса будет проще и легче. Но убежденности в том нет. Потому что ни во власти, ни в интеллигенции сегодня нет внутренней устроенности. И оттого нет уверенности в порядке вещей. Социальная сфера выхолащивается, культурная среда вырождается. Не на что опереться, не на кого ориентироваться. Нет харизматических лидеров, которые гарантировали бы уровень критериев творчества и личного достоинства.

Еще недавно – были. Их имена в анналах нашей памяти: филолог Леонид Афонин и библиофил Виталий Сидоров, художник Валентин Анисимов и артист Владислав Трахтенберг, прозаик Иван Рыжов и поэт Николай Перовский… Эти люди были авторитетами, поддерживающими уровень общественного самосознания. Ныне же признанных гарантов состоятельности и суверенности у нас нет. Скажем, литературная среда разобщена и расстроена настолько, что течение литературного процесса из года в год замедляется и заболачивается. Литература не имеет прежнего значения, писатели не имеют былого влияния.

Потеряв приоритет, культура сократилась во внутренних параметрах. Наши творческие свершения (а они у нас, несомненно, есть) не становятся культурными событиями. Мы потеряли общее видение проблемы. Мы опустили критерии профессионализма. Мы утратили чувство сопричастности. Модус нашей жизни – отчуждение. Разлад в людях – распад среды. Литераторов не найдешь на вернисажах, художников не увидишь на премьерах, артистов не встретишь в музеях. Культурный рынок свернулся до натурального обмена.

Если называть вещи своими именами, это положение вещей похоже на застой. Однако застой не тупик. Русская культура переживала не один системный кризис – и из каждого упадка восставала в силе и славе. Перенесет и наше расстройство.

*

Родовая травма русской истории – роковая трещина между государством и обществом. Этот незримый разрыв то сужается, то ширится – но не зарастает в веках. Кто хочет погубить Россию, вбивает в эту трещину клинья раздоров. Единственно, что может заполнить пространство разрыва – культура. Не религия и не идеология, не спорт или Интернет, а именно культура и только культура. Вся надежда – на нее. Ряд событий последнего времени, имеющих символическое значение, свидетельствуют, что вектор времени, словно стрелка компаса, после долгих колебаний начинает показывать верный путь. Теперь главное – не сбиться с дороги и не сойти с пути.

30 января. Когда я сочинял эту речь, у меня было сомнение: вправе ли я подавать свое понимание проблемы как безусловное? Когда читал текст с трибуны, то чувствовал напряжение: все ли в кассу? Когда закончил выступление, у меня появилось ощущение, что люди в зале все понимают как надо. И если не все поддерживают критику, то все разделяют тревогу и надежду.

31 января. У социологов есть такое понятие: референтная среда. То есть каждый индивид проверяет настройки своей личности в поле сознания определенного круга людей. Для меня такой средой является круг читателей. Мне показалось, что многие из них были на культурном форуме.

1 февраля. Хотелось бы, чтобы внутренние связи культурной среды проявлялись отчетливее и очевиднее. Чтобы всем нам не только осознавать, но и чувствовать взаимную поддержку. А в ней обретать свою силу.

2 февраля. Культурная революция, чтобы стать успешной, требует не государственного переворота, а общественного переустройства. Проблемы решаются не через приобретение нового опыта, а путем упорядочивания уже давно известного. **)

*) Александр Кушнер «Времена не выбирают». 

**) Людвиг Витгенштейн «Философские исследования». 

 Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям