Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

31.01.2014

20 января. Ну вот, дождались… в наш богоспасаемый край пришли крещенские холода. С утра мороз такой, что на вдохе ноздри рвет. Уж стужа так стужа! Звери, гады и птицы попрятались по тайным щелям ближнего мироздания, где с прошлого года сохранилось чуточку тепла. А деревьям деваться некуда. Они стоят недвижно и неслышно стынут. Разве что треснет ветка, в которой от ледяной судороги лопнет замерзшая жилка. Хорошо, что у деревьев нет нервов, а то бы они всю ночь дрожали от холода, заражая ночную тьму тихой жутью. Не дай бог! И без того жить страшно. А жить надо…

 

В метафизическом фатализме русской зимы есть некое высокое безумие, когда холодный рассудок как будто теряет raison d’etre *), но в сердце зарождается горячий кураж; как бы ни был мороз силен, но наш дух он не сломит: надо выдержать, выдюжить, выжить… гений места принимает вызов времени и – вопреки ледяному безразличию вселенной – твердо верит в конечное торжество живого над мертвым и крепко надеется на счастливый конец календаря…

21 января. Мороз крепчает… На окраине рынка две базарные торговки, перетаптываясь за прилавком, ведут светскую беседу; о чем говорят? о жизни, о здоровье, о погоде. Одна жалуется другой: – У меня почки больные, а я должна, как блядь, стоять на морозе! Вот так, буквально и фигурально! 

Как литератор, я был восхищен риторической выразительностью и семантической насыщенностью подслушанной фразы. В одной короткой реплике схвачены все темы разговора. В структуру фразы встроены три смысловые опоры: экзистенциальная ситуация, гражданская позиция и моральная установка. Протест против социальной несправедливости сопровождается утверждением своего нравственного достоинства; этот мир устроен скверно… ладно бы, если бы лихо было тем, кто себя соблюсти не умеет, – но почему же честной женщине приходится страдать и терпеть?!

Я даже позавидовал такому дару речи; при всех своих навыках, иной раз, чтобы выразить мысль в надлежащем виде, подолгу подбираешь слова – а тут нужное выражение как будто само слетело с языка, – в мистическом ореоле легкого дыхания, рассеивающегося в морозном воздухе сизой дымкой…

22 января. Слова, слова, слова… как часто мы поддаемся приворотной магии языка, не замечая, что далеко не все волшебные слова обеспечены реальным смыслом. Когда люди говорят ex officio или ex cathedra **), они особенно склонны выдавать желаемое за действительное. Особенно те, что отвечают за все.

На днях президент поразил журналистов, отвечая на вопрос о его требованиях к людям, облеченным властью. Переменив тон разговора с непринужденного на серьезный, Путин нарочито сосредоточился, и – обдуманно, откровенно и ответственно – выделил три критерия качества чиновника: честность, компетентность и (выдержав паузу) сострадательность.

Ну, насчет честности и компетентности наших чиновников не высказаться нельзя – уж очень удручают общественное мнение уголовные дела и публичные скандалы, перманентно сотрясающие систему на всех уровнях… а вот по поводу способности к состраданию, согласитесь, сильно сказано; можно предположить здесь влияние гуманистического пафоса русской литературы на формирование этоса российской номенклатуры. Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский, прославленные в чине нравственных учителей человечества, внимая словам Владимира Владимировича Путина, паки и паки умиляются на небесах…

Можно расширить контекст высказывания до всемирного масштаба, и тогда на ум приходят аллюзии на шедевры мировой классики: Она меня за муки полюбила, // А я ее за состраданье к ним. ***) Слова Отелло о Дездемоне в трагедии Шекспира, если дать волю воображению, можно один к одному перенести на нашу социальную сцену; можно представить себе, как наш многострадальный народ в роли ревнивого мавра со сдержанной нежностью говорит о своей заботливой номенклатуре, воплощенной в образе благородной супруги: она меня за муки полюбила, а я ее… нет, эту ассоциацию следует остановить и отозвать! Стоит вспомнить, чем там все кончилось… а если еще в роли Яго выступит коварная несистемная оппозиция, на happy end ****) надеяться трудно…

Велика Россия, а отступать некуда! Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, – на тысячи верст кругом – край родной долготерпенья; от Москвы до самых до окраин, от Рюрика до наших дней *****) все та же картина: природная безраздельность и человеческая разделенность; страдальцы в хижинах и сострадальцы в дворцах… мы и они.

23 января. Мы и они. Бедность и богатство. Добро и зло. Горе и счастье. И так далее. В структурном анализе законов естественного языка такое полярное деление называется бинарная оппозиция. Это своего рода универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два взаимообусловленных понятия: одно из них утверждает какое-либо качество, а другое выражает нечто, ему противоположное. Такой подход полагается основным методом дискурсивного мышления, противопоставляемого различным формам интуиции. Корни метода уходят в диалектику Платона и логику Аристотеля, но сам термин введен в лингвистику философом Николаем Трубецким и разработан в языкознании филологом Юрием Лотманом. Если расширить понятие, то его смысл можно обобщить следующим образом: чтобы разобраться в окружающем мире, надо понимать это через то, что противостоит этому в порядке вещей. Ничто не будет понятно само по себе, без знания обратного ему.

Сознательно или бессознательно, все мы пользуемся этим методом, разделяя все на черное и белое, плохое и хорошее, низкое и высокое. А как иначе? Если все вперемешку, ничего нельзя понять по существу, а как разделишь вещи по значению и назначению, в хаосе начинает проступать скрытая структура. Так что делите – и глядите, что из этого выходит. Иногда выходит довольно неожиданно. Особенно если логический разрез проведен острым умом. Вот примеры делений, замечательных оригинальностью критериев.

• Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками (Блез Паскаль).

• Люди делятся на тех, которые чувствуют, что их место там, где они находятся, и на тех, которые чувствуют, что там, где они находятся, им не место (Милорад Павич).

• В мире есть два типа людей: одни – часть проблемы, другие – часть ее решения (Том Роббинс).

• Есть два типа людей: те, которые всех людей делят на два типа, и те, которые этого не делают (Роберт Бенчли).

Поворачивая тему так и этак, я додумался вот до какой резолюции. Человечество, помимо прочего, делится на умных и дураков; оно бы и ладно, да вот беда – делить, как правило, берутся дураки… Поскольку полагать себя умнее других – дело неблаговидное, умные люди, когда начинается деление на тех и на этих, остерегаются брать на себя ответственность и выносить суждение на чужой счет, да и на свой собственный тоже, – и потому каждый раз оказываются в дураках. Ибо дураки сомнения в себе не имеют.

24 января. В театре «Свободное пространство» очередная премьера: спектакль «Украденное счастье» по пьесе украинского классика Ивана Франко поставил литовский режиссер Линас Зайкаускас. Поставил в лучших традициях русского театра. Старик Станиславский, утирая украдкой набежавшую слезу, сказал бы: верю… Театр еще раз показал, что способен на все. Спектакль сыгран на голом нерве и на одном дыхании: органика и энергетика сквозного действия такова, что, кажется, за три часа в зале никто ни разу не отвлекся.

Лейтмотив спектакля – щемящая народная песня. Солнце низэнько, вечор близэнько; иду до тэбе, мое сердэнько… Ох, люди! не спешите радоваться: это ж беда идет. Беда идет в дом, где разрываются сердца. Рвутся от горя, рвутся от страсти, рвутся от ярости. Кто не видел Валерия Лагошу в роли Миколы, его еще не видел: этого актера в амплуа не удержишь – наизнанку вывернется, но вырвется на творческий простор. И партнеры под стать: Светлана Нарышкина (Анна) и Сергей Пузырев (Михайло), две другие стороны трагического любовного треугольника, создают такой острый угол, что психологическая коллизия пронизывает спектакль насквозь. Можно сказать наверняка, что спектакль в репертуаре задержится надолго.

Можно сказать, что эта постановка является актом дружеской поддержки братского народа во дни смятения и смуты, когда национальная культура страдает от националистической политики. Что бы кто ни говорил, а украинская земля никогда не будет для нас чужестранной. Гарь от покрышек, горящих на улицах Киева, черной пеленой заволакивает наш общий горизонт.

Нэнько Украина, старая страна и новая держава, одержима духом мятежа. Евростремительные и евробежные тенденции разрывают общество на части. Посредством раздоров народ разделяется на щирых украинцев и малороссов. Что сбивает с толку сторонних наблюдателей – иконой для патриотов европейской ориентации является… нет, не Иван Франко, выразитель демократических убеждений, а Степан Бандера, вдохновитель террористических организаций. Чужая душа – потемки, даже если это душа братского народа…

Портрет Ивана Франко украшает купюру в 20 гривен; по курсу это, насколько я знаю, меньше ста рублей – что-то около двух евро. В любом случае деньги небольшие. Но, если уж говорить о демократии, каждый украинец вправе сам выбирать, на что ему менять свои гривны.

25 января. День студентов (Татьянин день). В этот день хочется хотя бы мысленно вернуться в alma mater ******), в праздничный актовый зал Орловского государственного университета (прежде педагогического института), чтобы тенью минувшего сгуститься в темном уголке, посторонним образом участвуя в общем торжестве и озорстве, не завидуя и не осуждая, но угадывая в радужных надеждах нынешних студентов утраченные иллюзии их предшественников…

26 января. Наверное, привидения – это сгустки ностальгии, оторванные от реальности и не растворенные временем.

*) (фр.) – смысл существования.

**) (лат.) – официально… авторитетно.

***) Уильям Шекспир «Отелло».

****) (англ.) – счастливый конец.

*****) контаминация шести расхожих (усеченных) цитат.

******) (лат.) – кормящая мать: старинная метафора университета. 

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям