Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

04.01.2014

16 декабря. Год идет к концу, и как всегда на выходе, оглядываясь в ретроспективу прожитых дней, запоздало коришь сам себя: как же так? опять жил неполно и небрежно, начерно и наскоро. Так мало сумел, сколько всего не успел… 

Подводя итоги, бегло перелистывая свои заметки на полях календаря, испытываешь досаду: не то! не так! Словно недоразвитая мысль, запутавшись в словах, не дотянулась до своего смысла. Хочется надеяться, что вдумчивый читатель в своем уме довел бедные суждения до надлежащих выводов.

 

Осознание умственной неполноценности сродни ощущению сердечной недостаточности. Однако человек так устроен, что работа разума не кончается вплоть до самого маразма. В конце годичного цикла литературного дневника хочется выложить начистоту, что осталось в черновиках.

У всех мудрых мыслей есть одно опасное свойство – с течением времени они становятся прописными истинами. И чем умнее, тем банальнее. Вчерашнее откровение разочаровывает как возвращение к постаревшему предмету нежной страсти. Как странно перечитывать свой открытый дневник как отстраненный текст… Стоила ли овчинка выделки? Дневник вообще хитрая штука: откровенность в нем обусловлена лукавством. То, что по строю речи является монологом, по сути все-таки опосредованный диалог. С кем и зачем ведется разговор? С собой – удостоверяя событие себя во времени; с другими – сверяя свое существование с действительностью. И пусть вторая сторона безмолвствует, полифонический смысл разговора не утрачивается в молчании.

Я знаю, что у этой страницы есть читатели. Их не так много, как хотелось бы, но, что важнее, мы принадлежим к одному культурному слою. Я пишу свое, имея в виду наше общее. С некоторыми из них мне довелось общаться в действительности. О других только догадываюсь – с некоторым радостным недоверием. Я не знаю, что дает тем, кто это читает, то, что они читают. Но то, что тексты такого рода читают люди раздумчивые и разборчивые, обязывает держать слово на уровне современных литературных критериев. Видит бог, я стараюсь…

Без этого сложного (ложного?) чувства сопричастности, я, наверное, давно бы вернулся из открытого информационного пространства в укромную гавань приватного существования. Не такое простое это занятие – размышлять открыто и рассуждать откровенно. Казалось бы, чего уж легче – говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Но первое трудно, второе еще труднее.

17 декабря. Рабочее состояние критического разума – замешательство. Рефлексия – критическая реакция самости на свою непроясненность. Природа сознания не терпит пустоты в себе. В истоке мышления – эпистемологическое беспокойство; пружина мысли – экзистенциальная тревога. Когда ясно только одно, что никакой целесообразности в нашем существовании нет, и как разобраться в сущем хаосе случайных событий и странных явлений, не имея встроенной в сознание системы – бог весть… А разобраться как-то надо. И прежде чем уразуметь что-либо по сути, надо создать в уме виртуальный проект и собрать на своем счету необходимые и достаточные средства; здание истины возводится в лесах языка.

В психологии (душеведении) понять – значит, простить. В философии (любомудрии) понять – значит, принять. Вот, к примеру, как Мартин Хайдеггер форматирует в понятие свое онтологическое чувство: реальность подразумевает бытие внутримирно наличного сущего… *) Ага, говорю я себе! все понятно… и редуцирую предложенную дескрипцию до своего понятийного уровня. Упрощение хайдеггеровской мысли укладывается в уме так: сущее – то, что есть, а бытие – как оно есть. Хайдеггера покорежило бы от такой простоты, но меня это мало смущает: ведь и сам Хайдеггер так толковал идеи Платона, что Платон свою надежду на вечное возвращение в его изложении вряд ли узнал бы…

18 декабря. Время от времени мысли о сущности времени возвращаются на круги своя… Проще всего понять время как длительность. Время – темп. Время – ритм. Время бежит или тянется – в зависимости от желания наблюдателя заглянуть за горизонт события. Главное свойство времени, имеющее решающее значение в устройстве мироздания, – необратимость. Что бы ни измышляли безумные мыслители и записные писатели, никто и ничто не в силах отменить случившиеся. Как гласит античная максима, сами боги не могут бывшее сделать не бывшим. Что бы мы ни делали, мы делаем это единожды. Даже на чтение этого короткого текста ушло несколько минут вашей жизни. Если вы пожалели о потраченном времени, я не могу вам вернуть его.

19 декабря. Время – это не явление; время – это исчезновение использованных возможностей бытия. Пока не исчерпаются все. Упустить, потерять, потратить время – с точки зрения вечности не имеет никакого значения. Так или иначе, но все сущее подвержено мировой энтропии. 

20 декабря. Метафора времени – текущая вода. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну реку. Удел человека – неутолимая жажда быть… и неудержимое ускользание бытия: танталовы муки существования.

Античная мифология все аспекты существования стягивает в сюжеты. Так притча о Тантале может быть понята как иносказание о недостижимости. Наказанный богами за разные злоупотребления, Тантал был осужден на вечные муки: стоя по горло в воде, он, томимый жаждой, не может напиться – стоит ему наклониться к воде, как вода убегает от его губ… Похоже на то, как несчастное сознание погружается в себя в поисках утраченного времени. И во всяком воспоминании обнаруживает невосполнимую пустоту.

21 декабря. Мятежный дух рыщет по миру в поисках своего смысла, ускользающего за горизонт сознания. Ощущение данности и цельности бытия, открывающееся в эмпирическом опыте, теряется в теориях. 

Но будь нам дана во владение истина, лучше бы не стало. Несчастное сознание, обнаружив и устранив причину своего несчастья, остановится на достигнутом. Остановка сознания равнозначна исчезновению, потому что мышление может протекать лишь во времени.

22 декабря. Некоторые философские понятия настолько сложны, что лучше не вдумываться в них, а понимать интуитивно. Так я долго не мог уяснить разницы между реальностью и действительностью, пока не разбавил смысл иронией: реальность – это то, что есть на самом деле, а действительность – это как бы то же самое. Эта дефиниция кажется мне столь верной, что я не понимаю, как она забрела в мою голову…

23 декабря. Время от времени в голову приходят разные мысли, некоторые из них совсем не к месту. Неуместные мысли записываешь куда-нибудь. И вот что бывает с ними потом. Если потрудишься придать записи афористичную выразительность, мысль сохраняет врожденный смысл; если же нет… пустопорожняя фраза! читаешь и не понимаешь – как только в голову могла прийти такая чушь? Смысл не держится в ущербной форме. 

Если после прочтения текста остается чувство личной причастности к сказанному – это литература. Все остальное – слова, слова, слова…

24 декабря. Мир, если вы обратили внимание, вообще странное место. Очень странное. Есть подозрение, что реальность всего лишь порождение нашего воображения. Причем каждый видит в сути всего свой особый смысл. Воображаемое множество сводится в общее, но не складывается в целое. 

Если бы я мог изобразить то, что могу вообразить, я стал бы последователем художника Поля Дельво, достоверного свидетеля умозрительных явлений. Как художник, он сродни сюрреалистам, но превосходнее их. В сравнении с Дельво видно, что Дали придуривается, Эрнст изощряется, а Маргитт изобретает. Сюрреалисты решили меж собой, что мир абсурден. Ничего подобного. Структура мира предельно рациональна. И запредельно. Критического разума не хватает для постижения истинной сути. Ибо в основе сущего не формула, а метафора. Никто не понимает, что происходит, но некоторые догадываются. Живописи Дельво ближе всего архитектура Гауди и музыка Малера, поэзия Элиота и проза Борхеса, кинематография Тарковского и философия Бодрийяра.

В явленных чудесах знаменитого бельгийского художника-визионера нет никакой мистики; если сон разума рождает чудовищ, то грезы разума порождают метафизические миражи. Если мистика суть технология теизма, то метафизика – поэзия агностицизма. Что есть там, где нас нет? Я не знаю, но мне кажется… Излюбленные персонажи живописных грез Поля Дельво – нагие женщины, погруженные в летаргию, и голые скелеты, одержимые тщетой. В подлунном мире, охваченном тотальной меланхолией, все уже случилось, но ничего не сбылось. Эрос и Танатос, вечные соперники и верные соратники, не оспаривают, а уступают друг другу власть над людской юдолью; страсть и смерть обращены в бесстрастность и безжизненность.

Мир, зачарованный самой неумолимой из всех злых колдуний, которую физики зовут Энтропией, в сумеречном сознании грезит об ускользающем бытии – грезит бесцельно, грезит безвольно, грезит безболезненно. Мир утраченных иллюзий и потерянного времени, угасших желаний и пропавшего смысла. Мир виртуальной реальности, гипнотической и галлюциногенной… модус его – отчужденное существование. Реальное вообще есть упраздненная и вытесненная форма мира… некое бессмысленное послание – а позади затаился зверь, незримый, как женщина под камуфляжем макияжа… всякая вещь, отступившая из самой себя, утопает в тайне и абсорбирует свое окружение… дух человеческий неодолимо завораживается оставшейся на месте смысла пустотой. **) Если кто не догадался, это та самая реальность, в которой мы живем как рыбы в воде – не замечая самой воды, пока она не станет мертвой…

25 декабря. 25 декабря – и далее, вплоть до последнего дня этого года; вот странность! чтобы придерживаться поставленных правил, нужно как-то исхитриться и что-то вписать в дневник не наставших дней…

Чтобы обойти эту неправильность, я настраиваю ход мыслей на поэтическую ноту. Поэтам можно многое, чего не может позволить себе честный эссеист. Следуя традиции, к ветке новогодней ели я прикрепляю короткое стихотворение: пятистишие в духе старых японских поэтов.

Праздничная рутина…

в елочных украшеньях

под руку подвернулась

(и в сердце кольнула)

игла прошлогодней елки.

*) Мартин Хайдеггер «Бытие и время»: I; 6; § 43 а).

**) Жан Бодрийяр «Соблазн».

  Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям