Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

19.12.2013

9 декабря. На свете счастья нет, но есть покой и воля…*) Поистине так. Этот лаконичный постулат я мог бы поставить эпиграфом ко всему своему, так сказать, творчеству. То, что поэт полно и сильно выразил одной поэтической строкой, я из года в год, из жанра в жанр, из книги в книгу развожу своими словами в нескончаемом неудобочитаемом тексте. Притом не всегда логично и не во всем убедительно; утверждая право жить по своей воле и стремиться к покою, я чувствую себя… не то чтобы неправым, но как бы виноватым. Как будто пытаюсь сбить с пути того, кто в дороге…

Чтобы не быть предубежденным, время от времени приходится идти на компромиссы. Стоя на своем, я все-таки допускаю, что альтернативой счастью, вместо покоя и воли, могут быть дорога и судьба. Кто-то выбирает иное. И идет другим путем до самого конца.

 

В пути я занемог…

И все бежит, кружит мой сон

По выжженным полям.

Это хокку сочинил Мацуо Басе, очарованный странник японской поэзии. Что снилось ему в том сне? То же, вероятно, что и каждому из нас, – когда внезапно просыпаешься среди ночи и не можешь понять, отчего…

Иначе сочинил Кобаяси Исса, великий поэт всего обыкновенного и обыденного.

Луна, цветы…

По жизни вот уже столько лет

Шагаю бесцельно.

В своих поисках покоя я иду по следам старых поэтов. Вот уже столько лет…

Через долгую ночь

кто-то идет к рассвету…

Мне снится, что это я.

10 декабря. Наверное, каждый путник мечтает о доме в конце дороги, а кто привязан к месту, грезит о том, что за горизонтом. Суть противоречия, составляющего источник экзистенциального напряжения, исчерпывающе изложил философ Федор Степун: Две любви бессмертны в душе человека. Первая – это любовь к своей земле, к своему дому, к своему порогу – к своей родине. Вторая любовь – это любовь к чужому небу, к вольной дали, к пути-дороге – к чужбине. Только из родного угла может сердце предельной тоской вдруг истосковать о дали; и только в скитаниях обретаем мы дом. **) Согласно классическому латинскому изречению, via est vita: дорога это жизнь. Мне думается, что эта формула обратима: vita est via – жизнь это дорога. Дым отечества ест глаза; дорожная пыль сушит слезы. Блудный бес сбивает с пути; леший путает дорогу…

11 декабря. Выдающийся русский фольклорист и лингвист Владимир Пропп в книге «Морфология сказки» выявил структуру сказочного сюжета как систему основных функций действия. В образах сказочных героев персонифицированы базовые стереотипы поведения. В контексте различных культур сюжеты и персонажи получают национальную специфику, но в глубине текста лежат некие инварианты, общие всем народам. На раннем этапе развития личности эпистемологическая парадигма, растворенная в сказке как лекарство в сиропе, формирует этические критерии и определяет порядок приоритетов. Идеальные образы, поразившие воображение, западают в душу и предвещают судьбу.

С позиции метафизического фатализма можно представить себе этот таинственный процесс противоположным образом: а что если не мы выбираем свой образ жизни, а некие виртуальные сущности выбирают нас как материал для своего воплощения в действительность? То есть наша суть является извне: личинки личности исходят из духовной сферы и заселяют пустые тела. Нечто трансцендентное (сущность), воплотившись в человеческом теле, становится имманентным (самостью). Наша самость неизмеримо больше, чем наша личность: каждый из нас, если принять эту гипотезу, – инкарнация неизвестного героя или эманация неведомого бога. Используя термин индуизма, можно сказать, что каждый человек – аватар: временное воплощение в телесной оболочке высшего существа, пораженного метафизической амнезией – забвением своей истинной сути.

В других мифологических и теологических традициях разработаны иные концепции существования. Но все метафизические теории выносят истоки сознания вовне, за пределы реальности, данной нам в ощущениях. Если поискать общий знаменатель, то получается, что каждый человек – агент другого мира, внедренный в нашу действительность. Чтобы его не разоблачили, у каждого есть надежная легенда. Настолько убедительная, что он сам в себя верит. Настолько, что почти забыл, что на самом деле он совсем не то, за кого себя выдает. Что на самом деле он – иной: полнее, цельнее, лучше. Что главное в нем то, что сильнее смерти.

12 декабря. А в периоды депрессии думается иначе. Кажется, что мы всего лишь собственные иллюзии, не имеющие никакой сущности. И вся наша жизнь – сон разума, тень света, обморок бытия. Ничтожный пузырек пустоты, немножечко ничего – голый нолик, обросший нелепыми случайностями и неизбежными последствиями, радужными образами воображения и жесткими осадками действительности. Так некая пустячная помеха, попавшая в организм моллюска, наслаивается перламутром и становится жемчужиной. Ободрав жемчужину, слой за слоем, что вы найдете в середине? Вот то-то и оно…

Нет, лучше все-таки положиться на сказочные подсказки. Сказка – ложь, да в ней намек… Будем считать, что все мы, если доискаться до сути, потерянные персонажи волшебных сказок. Внутренний образ прорастает в нас как семечко судьбы: запущенная в детстве структура восприятия выбирает из жизни то, что увязывается в сюжет. Хотя чаще всего получается не очень. Жизнь сложна неимоверно. Изнутри ее не разобрать, а извне не обустроить. Причины наших несчастий часто разбросаны по разным уровням бытия. И труднее всего обнаружить системные нарушения в сфере символического, следствием чего являются кармические катастрофы. Все настоящие истории – сказки с печальными концами: все иллюзии рушатся, все герои погибают… и только непостижимое мастерство неведомого рассказчика каким-то чудом оставляет в живых последнюю надежду.

13 декабря. Вот так мы и живем… Живем как в сказке. Каждый в своей. Беда в том, что в эпоху постмодерна все классические сюжеты перепутаны. Каноны жанра больше не соблюдаются. Если раньше люди плохо понимали реальность, данную им в ощущениях, но доверялись выводам эмпирического опыта и резонам здравого смысла, то теперь люди в большинстве своем вообще ничего не соображают. Умственную неполноценность массового сознания философ постмодерна Мишель Фуко вежливо назвал эпистемологической неуверенностью. Как вести себя с Серым Волком, чтобы выпутаться из ситуации, Красная Шапочка знает с детства, а вот если в ее сказку вписывается Синяя Борода, она впадает в полную фрустрацию. Когда тебя хотят сожрать, это, в общем-то, естественно… Но всякие психопатологические извращения сюжета сбивают героев с толку. К такой действительности никого из нас не готовили…

Главное в жизни – вовремя понять, в какую историю мы попали. Но это как раз самое трудное.

14 декабря. Каждое поколение людей, образующее новую эпоху, оказывается в одной и той же критической ситуации. Мир по существу изменить нельзя, а сохранить в неизменном состоянии тем более невозможно. В зависимости от обстоятельств места и времени, исторические деятели выбирают одну из двух альтернатив. И третируют тех, кто не разделяет их неверного выбора, предпочитая свое неправильное решение.

Последняя серьезная попытка направить ход истории случилась четверть века назад, когда под давлением общественного мнения (то есть подавляющим большинством) был закрыт проект под аббревиатурой СССР. Свернуть социалистический эксперимент удалось довольно легко. А вот какой должна быть новая эпоха – к общему мнению современники не пришли. Камо грядеши? – хрен его знает... Пока никуда не грядем. Держим оборону. Все против остальных. Общероссийский народный фронт…

Некоторые креативные идеи насчет того, как нужно и можно жить, были выдвинуты интеллигенцией в шестидесятые годы. Однако договориться с властью и массами относительно общей системы ценностей не удалось. Теперь уже трудно понять, что не получилось. Первый канал ТВ представил на днях премьеру сериала Валерия Тодоровского «Оттепель». Фильм доставил столько же удовольствия, сколько разочарования. В отличие от прочей продукции массовой культуры, это кино про людей. Только про других. Похожих на тех, что были, но не таких. Последние из романтиков своего времени в фильме не узнали. Они жили иначе, но чем – новым людям этого не объяснить. Видимо, дух той эпохи развеялся в истории бесследно…

15 декабря. Иногда мне думается, что шестидесятые не удались потому, что очень уж хотелось счастья. Всем и каждому. Здесь и сейчас. А где ж его взять столько, чтоб на всех хватило? Счастье вообще категория странная (на свете счастья нет…) – никто не знает, в чем оно и где оно, но все о нем мечтают и каждый к нему стремится. Глупцы готовы пожертвовать всем на свете ради двух приобретений: счастья и свободы, но бывают наказаны тем, что добиваются своего, и оказывается, что испытывать счастье у них нет способностей, а что делать со свободой, они понятия не имеют. ***)

Чистое счастье как дистиллированная вода – в живой природе не встречается. Блаженство нам невозможно. Да оно и ненужно. Блаженный, он же юродивый, перестает быть одним из нас. Кто этого мира не принял, в нем жилища не строит; // когда ему больно, он не чувствует боли…****) А жизнерадостный идиот, контрафактный суррогат счастливого человека, являет собой на взгляд философа поистине удручающее зрелище. Покажите мне счастливого человека, и я покажу вам либо самовлюбленность, эгоизм и злобу, либо полнейшую духовную слепоту. *****) Однако именно такого героя нашего времени показывают нам по телевизору в качестве идеального образца для подражания. Именно этот набор человеческих качеств внедряют в массовое сознание в качестве матрицы виртуальной реальности.

Человек редко получает от жизни то, что хочет. Кто ищет счастья и кто ждет его – все обманываются в своих надеждах. А если кто и получает то, чего хотел, исполнение желаний не дает ему того, на что он надеялся. И надо учиться желать заново, желать иного – непостижимого и недостижимого…

*) Александр Пушкин «Пора, мой друг, пора».

**) Федор Степун «Мысли о России».

***) Из письма Дж. Б. Шоу – Э. Терри (1916).

****) Анри Мишо «Безмятежность».

*****) Грэм Грин «Суть дела».

Владимир Ермаков 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям