Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

22.11.2013

11ноября. В выставочном центре Союза художников открылась выставка «Тургеневская осень». Как бы подведение предварительных итогов года: художники показывают народу, что натворили…

 

Наиболее заметной и значительной вещью в реестре представленных работ мне показалась графическая серия Николая Силаева, посвященная Ивану Тургеневу. На центральном листе – портрет классика; Иван Сергеевич в этом подробно проработанном рисунке словно усмотрен заново. Образ, созданный Силаевым, убеждает не внешним сходством (это многие могут), а внутренней достоверностью. Перед нами грустный и мудрый русский европеец, с гордым терпением переносящий горе от ума. И очень, очень уставший человек. Уставший от назойливого любопытства современников и потомков, поверхностно знающих его хрестоматийные тексты, но въедливо вызнающих его не слишком удавшуюся жизнь. От личности автора интерес художника переходит к смыслу творчества. В первой композиции тематической серии из четырех листов Тургенева рисует Крамской; на периферии этого художественного события вольно располагаются тургеневские персонажи, как бы вспоминающие в живом общении эпизоды своей истории – на трех страницах иллюстраций. Каждое обращение (возвращение) живописца Силаева к графике поражает узнаваемостью творческой манеры и неожиданностью художественного решения; впрочем, что тут удивительного? Он – мастер, и время – критерий его внутреннего роста.

Что еще произвело впечатление – триптих Ольги Сорокиной. Три картины примерно метр на метр, как три окошка на север, а в них крупным планом явлены виды архитектурных памятников Пскова и Новгорода. Вернее, видения. В искусстве важно не что, а как. На холстах Сорокиной раскрывается сокровенная прелесть северной палитры – от теплой бархатной вкрадчивости до холодной перламутровой отстраненности… я бы сказал – пятьдесят оттенков серого, если бы кто-то не накатал пошлую книжку под этим названием. В сером колорите картин органические примеси небесной синевы и земной зелени как бы стабилизируют естественный вкус реальности. Тяжесть плотного мазка и точность легкой кисти рождают странное чувство… сопричастности или отрешенности? – все сразу и все вместе.

А еще я застрял взором на небольшой картине Яны Патокиной «Деревенские сумерки». Что показалось мне особенным в этой работе – вызывающий контраст сюжетной сдержанности и визуальной сложности. Густые сиреневые/лиловые/фиолетовые тона являют в предвечернем пейзаже нечто мистическое и даже декадентское. Так, наверное, писала бы печальное и пустое предвечерье Зинаида Гиппиус… Такой деревни я сроду не видал, однако оспаривать ее виртуальную реальность нимало не намерен. Художественное изображение не копирование, а преображение. Как говорят художники, чтобы отвязаться от пустых претензий праздных зевак, – я так вижу! И зритель, доверившись авторской апперцепции, начинает видеть иначе – одолженным у художника новым взглядом.

Эти работы я выбрал для любования и взял в свой виртуальный музей. Взял бы еще… да ведь надо же и другим что-то оставить – для радости своевольного открытия. В общем ряду каждому глянется что-то свое. Родное и близкое – но в лучшем виде. Ибо искусство – это вещь воистину волшебная. Все мы любим выдавать желаемое за действительное, но лишь у художников это получается чудесным образом.

12 ноября. Всемирный день борьбы с пневмонией (World Pneumonia Day). Это банальное заболевание является главной причиной детской смертности в мире. А еще пневмония – черная напасть, идущая по следу долгих хронических болезней, настигающая ослабленных и нападающая на лежачих. Каждую осень медики напоминают о повседневной опасности простудных заболеваний, последствиями которых могут быть разные осложнения. В том числе пневмония…

В пульмонологическом отделении областной больницы тепло и тихо, светло и чисто. Дежурный распорядок в главной клинике отработан как вахтенный режим на подводной лодке. Разрешенные посещения соотнесены с процессом лечения. Я смиренно жду в коридоре, в который выходят двери палат… жена подгадала с болезнью как раз к этому дню; она у меня такая – нутром чует все мировые тенденции. В предустановленной тишине тихого часа, если вслушиваться целенаправленно, различимы ритмичные хрипы и синкопы кашля: воздыхания под сурдинку. Каждый слышит, как он дышит…*) Как же, однако, наше отношение к жизни зависит от житейских обстоятельств! Как уверяла героиня хрестоматийного рассказа, главное, знаешь ли что? – легкое дыхание! **)

В голых ветвях деревьев больничного двора суетятся синицы… На это же число в календаре, переполненном всякими инициативами, пришелся также синичкин день. Любители природы придумали такую фишку, чтобы лишний раз напомнить человеку, что прочим видам живых существ жить с ним рядом трудно…

У легких синичек и легочных больных, казалось бы, ничего общего. А если подумать, таки есть: воздух! Один на всех. Если врачам-пульмонологам нужен девиз, то им стоит взять строку из 150 псалма: Всякое дыхание да хвалит Господа! Дай бог нам всем дышать легко и свободно…

Цена вещей постигается из нехватки, а не от избытка. Не тот богат, у кого всего много, а тот, кто ни в чем не нуждается. Именно так! однако эта очевидная истина прячется в сумерках общественного сознания древней ересью нестяжательства.

13 ноября. День за днем, из края в край родная земля опустошается осенью. Словно вокруг становится просторнее, и страшно потеряться в этом просторе. Кажется, что божий мир открывается на все четыре стороны, и ни с одной возврата нет. И в себе нет уверенности. Уйдешь в себя – и не вернешься.

Под элегическое настроение вспомнились стихи. Не сразу сообразил, чьи…

Ходят по лесу ветра напролет.

Все прозрачней дерева день за днем.

В горьких сумерках пичужка поет –

Хвалит Господа, не зная о Нем. ***)

Вот и я – как та пичужка…

14 ноября. День социолога. Та еще работа… Социологи избавляют общество от иллюзий, и за это их никто не любит. Ни одно общество не хочет знать всей правды о себе. Миссия социологов противоположна делу идеологов; ясен пень, кто при власти…

Социологи доискиваются до всей правды не о человеке вообще, а о человеке в условиях времени. Притом не о каждом, а обо всех. Человек – это звучит гордо! ****) Эта крылатая фраза, некогда выведенная из банальной мысли буревестником революции, ныне бесславно доживает свой век в богадельне фразеологического словаря. Вот ведь что странно, вот что страшно, – чем разумней становится человечество в целом, тем больше горя от ума выходит на отдельную человеческую единицу. Человек – это звучит горько… Бог весть, почему так.

15 ноября. Непосредственная задача демократического общества, как она осознана в социуме, ясна и несомненна: наибольшее благо для наибольшего числа людей. Так сформулировал кредо политического утилитаризма Иеремия Бентам – философ, равно разоблачавший и религиозные иллюзии, и социальные утопии. Он и его последователи, основоположники позитивизма, поставили во главу угла, в котором сходились интересы личности и общества, научный расчет и житейскую пользу. Им поверили.

В самом деле, так много зла выходило из благородных стремлений, освященных великими идеалами, что разумное отношение к делу казалось универсальным методом и гарантированным средством. Позитивизм проникал во все сферы общественной жизни, вплоть до морали, и беспощадно вытравливал предрассудки и пережитки. И что же? Доверие Просвещения к критическому разуму оказалось так же обмануто, как обращение Средневековья к мистическому чувству. Двадцатый век, рожденный всеобщей надеждой, оказался гиперактивным шизофреником с расколотым сознанием, осложненным геополитическими психозами и идеологическими маниями. Век великий и ужасный, он был всяким и разным, но счастливым не был. Сколько ума ни будь, для горя его всегда много, а для счастья все равно мало. Чего не учел Иеремия Бентам – очередной прожектер, сочтенный пророком.

16 ноября. Международный день терпимости (International Day for Tolerance). В этот день в 1995 году ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов терпимости; Генеральная Ассамблея ООН предложила выделить это число в календаре для радостей толерантности. Однако кроме разных меньшинств, обиженных на нелюбовь большинства, никто не пользуется подходящим случаем, чтобы показать широту своей натуры.

Терпимость… какое-то неприятное слово; вроде как нам противно, а мы как воспитанные люди стараемся вида не показать. Ложный пафос либерального лицемерия Марк Алданов перевел в сарказм: не говорите мне о терпимости – для этого есть специальные дома… (Если кто забыл, дом терпимости – старинный эвфемизм для борделя.) С толерантностью тоже как-то не очень получается. С одной стороны, конечно! А с другой… Если непредвзято прочитать Эдуарда Гиббона, то история упадка и падения Римской империи предстанет как хроника компромиссов: терпимости к порокам и толерантности к варварам. Где грань между этическим релятивизмом и социальным цинизмом – неясно; ее легко перейти, не заметив…

17 ноября. День защиты черных котов. Правда, в качестве такового этот день признан пока что только в Италии. Остальные страны еще не доросли до такого уровня сознательности.

Согласно древним суевериям, черные коты (и кошки) являются катализаторами несчастья. Им приписывались магические свойства; их считали спутниками нечистой силы и подельниками ведьм и колдунов. И хотя темные века вроде остались позади, злые люди по-прежнему третируют бедных животных. Ко всем, кто не такой, все такие относятся с подозрением и неприязнью.

Я вообще неравнодушен к котам – как домашним, так и бездомным. Чувствую нечто вроде избирательного сродства с ними. О чем не раз писал в стихах и в прозе. Вспоминая мою жизнь в искусстве (это выражение я стырил у Константина Станиславского), полную лишений и выгоняний (а это я стащил у Эдуарда Успенского), я легко могу себе представить, что думают о толерантности белые вороны и черные коты.

*) Булат Окуджава «Я пишу исторический роман». **)Иван Бунин «Легкое дыхание». ***) Владимир Ермаков «Всякое дыхание». ****) Максим Горький «На дне».

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям