Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

14.11.2013

4 ноября. День народного единства. По своим внутренним параметрам этот первопрестольный праздник (наполовину государственный, на треть церковный, а большей частью риторический) кажется народу, коему надлежит сей день пребывать в радости, не столь державным, как казенным. О чем шумите вы, народные витии? *) Суть дела не в историческом значении судьбоносного события, положенного в основание праздника, а в идеологическом векторе установленного торжества. Возникает подозрение, что умозрительным основанием консолидации современного демократического федеративного государства избрана старая идеологическая триада: православие, самодержавие, народность. 

 

День народного единства – надлежащий повод поразмышлять о принципах, положенных в основу сплочения бывших советских людей в новую историческую общность. На чем сойдемся и в чем своими будем? За что решимся душу положить?

Прежние ответы великодержавности уже не сходятся с заданным вопросом. Первый российский орден Андрея Первозванного, установленный в качестве высшей награды первым российским императором Петром Романовым и восстановленный в том же статусе первым российским президентом Борисом Ельциным, был учрежден под девизом за веру и верность. Как прикажете понимать сие?

За веру… верить или не верить мы пока еще вольны, и хоть все под богом ходим, да ведь своими путями, – и не дай бог правоверным с православными встретиться в сумерках разума на скрещении дорог, ведущих к разным храмам… Ставка на религиозное рвение рискованна даже в единоверном пространстве; так благочестивые сунниты и боголюбивые шииты убивают друг друга, ревнуя к Аллаху. И уж совсем неразумно смешивать небесное и земное в многоконфессиональной стране, в которой к тому же еще живут во множестве безбожные выходцы из прежней эпохи…

За верность… тут тоже сложно; присягать на верность конституции положено ее гаранту, а прочим – кому и чему за себя ручаться? Верность России – риторика, а преданность режиму – конъюнктура. (Словно в издевку над девизом, вторым кавалером ордена «За веру и верность» стал гетман Мазепа.) В демократической системе гражданская ответственность отделена от личной верности: по сути общего дела власть всегда в долгу перед народом, и никак иначе.

День народного единства националисты разного разбора ознаменовали русским маршем. Попутчиков у них оказалось немного, и это понятно: особый русский путь – это дорога никуда. Ставка на этническую идентичность в логическом пределе ведет к геноциду. Не будем всуе поминать холокост, но ведь и в наше просвещенное время национализм провоцирует жесточайшие конфликты; пример тому – нескончаемые разборки на африканском континенте: только в Бурунди война между хуту и тутси (на взгляд европейца или азиата совершенно неотличимых друг от друга) привела к гибели с обеих сторон сотен тысяч человек. Надо ли говорить, к каким последствиям ведут шовинистические движения в нашей многонациональной стране? Когда заезжие джигиты со зверским презрением третируют мирных славян, а разудалые витязи ищут повода свести счеты с погаными басурманами, случайные конфликты служат запалами массовых беспорядков. Нарастающая вражда будет накапливаться во взаимных перечнях обид, тлеть темным огнем неприязни и прорываться внезапными вспышками ненависти.

5 ноября. Залог единства множества отдельных вещей – целостность общей для всех основы. Что же является общим основанием нашего многообразия? Необходимое и достаточное условие государственного единства – российская культура. Общая для всех, открытая для каждого. Различия, воплощенные в культурных формах, становятся предметом взаимного интереса, а не поводом для раздора.

6 ноября. Культура – матрица цивилизации. Нет ее – и ничего остального нет. Потому что все остальное – производное от человеческого фактора.

7 ноября. То ли праздник, то ли нет… но – памятный день в любом случае. Еще как памятный…

Однажды выведенная мной ненаучная дефиниция совка не оставляет воображения; метафора разрастается до образа и расширяется до концепции: Советская действительность – умозрительный мираж, намертво пришитый к жизни колючей проволокой. Это определение может возмутить многих… многих из тех, кому сама действительность, какова бы она ни была, кажется оправданной, но всякая критика этой действительности видится угрозой. Угрозой пересмотра мирового соглашения с историей. Благонадежные граждане не отвергают режима – они его разлагают…

Патриоты СССР считают упадок общества и распад государства результатом происков неких чуждых сил, враждебных социализму. Пустое дело. Согласно логическому правилу, известному как бритва Хэнлона, не надо искать злого умысла в том, что объяснимо глупостью. Или иными скверными качествами самой вещи, не удержавшей своего места в порядке вещей. В самом начале советской истории гениальный писатель и экзистенциальный мыслитель Андрей Платонов обнаружил вероятность вырождения социализма и разобрал механизм идеологической деградации: – Всякая сволочь на автомобилях катается, на толстых артистках женится, а я все так себе живу! – выговаривал комсомолец свое грустное озлобление. – Завтра же пойду в райком – пускай и меня в контору берут: я всю политграмоту знаю, я могу цельным масштабом руководить! **) Именно эти комсомольцы, имя им легион, и подготовили реформацию советской фиктивной действительности в новорусскую виртуальную реальность. Никаких других агентов влияния искать незачем.

8 ноября. Близость в календаре двух главных государственных праздников – Российской Федерации и Советской России – невольно наводит на размышления о том, что дает нам право говорить о непрерывности истории…

Российское историческое общество, восстановленное под эгидой высшей власти, заявило о завершении согласительных процедур по унификации принципов отечественной историографии. Это заявление отозвалось возобновлением дискуссии о целесообразности такого патриотического катехизиса.

Концепция единого учебника истории (на самом деле полной линейки школьных учебников) представляется обществу как компромисс мнений ведущих историков, достигнутый под руководством председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина, по совместительству председателя Государственной Думы. Концепция, предложенная к обсуждению, включает список трудных вопросов, требующих от авторов будущего учебного пособия особой методологической деликатности. Так сказать, политеса. Типа да и нет не говорите, красное с белым не берите… что же делать? выбирайте серое – и покрывайте сусальным золотом.

Предтечей новой российской историографии был, судя по всему, незабвенный Виктор Степанович Черномырдин. В числе прочего он внес вклад и в данную тему: Сейчас историки пытаются преподнести, что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было. Да не было ничего! Все это происки! Вот в чем задача: пресечь происки разного рода русофобов и примкнувших к ним либералов.

Цель государственного вмешательства в сферу образования – стандартизация патриотического мировоззрения путем упрощения уроков истории до прописных истин. Чтобы каждому дураку было ясно, что к чему. Под административным нажимом принципиальные разногласия переводятся в методические расхождения и сводятся в компромиссные тезисы. Компромисс – это когда каждый получает то, чего никто не хотел. Авторство этого изречения не установлено; возможно, так ворчали наши предки, основатели древнерусского государства, расходясь с учредительного собрания, на котором для наведения порядка было решено призвать варягов. Или вот еще остроумное определение, констатирующее сердечную недостаточность разумного соглашения, найденное мной в одном детективном романе: Компромисс – это когда все согласны, но никто не доволен.

В обществе, где довлеют идеологи, согласие достигается через избавление от сложностей; как будто лукавое обхождение причин отменяет следствия… у идеологов с логикой всегда нелады. В стремлении подогнать историю под современность скороспешные выводы опережают ход событий. Включение в пантеон исторических деятелей действующего президента Владимира Путина – классический пример усердия, превозмогающего рассудок. Кому, как не историкам, ведомо, что суду истории подлежат только завершенные эпохи. Это аксиома. А современность надлежит ведению других научных дисциплин, представленных в образовательном процессе.

9 ноября. Историческая задача простого решения не имеет. Тем более невозможно подогнать условия задачи под нужный ответ и поместить его в конец учебника. Исторический процесс, в отличие от физического, характеризуется особыми свойствами: непредсказуемостью, неуправляемостью, необратимостью. 

Государственные деятели, делая глупости и совершая подлости, в обоснование оных ссылаются на Бисмарка, определившего политику как искусство возможного. Дескать, не мы такие – жизнь такая; история нас оправдает. С одной стороны, вроде так оно и выходит. А с другой стороны, что такое эта хваленая “жизнь”, что такое эти прочные “истины”? В них начинаешь сомневаться, увидев, как историки, сцепившись намертво, катаются в пыли веков. ***)

Ну, не будем давать воли воображению. Не было ничего такого. Члены Российского исторического общества, в отличие от наших пламенных парламентариев, не склонны к эксцессам. Сознавая свою высокую ответственность, они, как могут, сводят к общему знаменателю основные принципы методологии и идеологии. Невозможность компромисса не отменяет необходимость консенсуса.

10 ноября. Тот же Черномырдин – наш Бисмарк, наш Кафка и наш Конфуций, – обрезая резоны критиков правительственного курса, сказал так: Курс у нас один – правильный. И добавил для пущей ясности: Мы продолжаем то, что мы уже много наделали. Лучше не скажешь. Этими золотыми словами стоило бы завершить краткий курс российской истории под редакцией политтехнологов из идеологического отдела администрации президента – заключая раздел, посвященный свершениям нынешнего руководства страны.

*) Александр Пушкин «Клеветникам России».

**) Андрей Платонов «Чевенгур».

***) Владимир Набоков «Лекции о “Дон Кихоте”».

 Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям