Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

31.10.2013

21 октября. Из какого-то забытого закоулка памяти без всякой надобности вылезла в сознание загадочная фраза на непонятном языке, странноватая и страшноватая: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка… Что за чертовщина? Вспомнил! В давние студенческие времена я поверхностно интересовался модной тогда структурной лингвистикой и в симпозиумах на троих требовал дружков с филфака, понаслышке знавших семиотику, ответить за базар; вот и поселилась с тех пор где-то в глубине подсознания эта самая глокая куздра…

 

В оные годы выдающийся лингвист Лев Владимирович Щерба придумал эту белиберду как наглядное пособие для студентов-филологов. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка… На первый взгляд – бессмыслица, ан нет! Несмотря на словарную пустоту этой фразы, общий смысл странным образом проявляется в сознании человека, понимающего русский язык. Сообщается следующее: некая сущность как-то сделала нечто с каким-то существом и творит что-то с его отпрыском. Корневые морфемы подменены смысловыми пустышками, но семантические признаки каждого слова остались. Строй речи сохраняет абрис прежнего порядка. Иначе говоря, парадигма стерта, но синтагма не повреждена – и синтаксис продолжает определять отношения между членами предложения. Формальное строение языка называется его структурой. На изучении этого явления основан метод структурного анализа.

Если расширить сферу применения метода, то конструктивный принцип можно выявить во всех умозрительных вещах, созданных сознательной деятельностью. С разумной осторожностью можно применить структурный анализ к отечественной истории, чтобы выявить ее закономерности. Российская действительность имеет свою скрытую структуру (внутреннюю форму – сказал бы Кант), сохраняющуюся в целостности при всех исторических трансформациях. Московское царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация – при всех переменах государственной парадигмы ментальная синтагма остается неизменный.

Это верно в общем и явно в частном. Как сказал один видный государственный деятель, какую партию ни начнем создавать, все равно получается КПСС. Да уж! Виктор Степанович Черномырдин, автор приведенного выше изречения, был не только выдающимся политиком, но и гениальным лингвистом. Глокая куздра ходила у него на задних лапках. Его риторические парадоксы – перлы мудрости в сокровищнице мысли. Никогда такого не было, и вот опять… Или: Не только противодействовать, а будем отстаивать, чтобы этого не допустить. Вроде бы семантически невозможные высказывания, а смысл предельно ясен. Академик Щерба только развел бы руками…

22 октября 

В процессе сосредоточенного размышления о судьбах России… не надо так саркастически ухмыляться! кто только теперь не рассуждает о судьбах родины… правда, в основном те, кто ни к какому конкретному делу не гож… ну да я не о том. Да, так вот, в поисках конечной причины всего происходящего я обратился к мистическим прозрениям Даниила Андреева. Конкретнее, к его уверенности в том, что судьбу бытия вершат некие иноматериальные существа – даймоны и стихиали, эгрегоры и уицраоры. Особенно страшны последние. Главные в астральной иерархии они, словно криминальные авторитеты, поделили меж собой земные зоны; российский метафизический монстр – жругр. Это могущественное, разумное и крайне злобное существо, обитающее в смежной реальности; с точки зрения человека, это демон великодержавной государственности. В нашей метаистории он играет огромную роль, противоречивую и двойственную. *) Ну и так далее. 

Должен признаться, что разобраться в герменевтике «Розы мира» мне всегда не доставало ума и никогда не хватало духа. Но тут вдруг как озарило! Мне стало ясно, что пророку Даниилу в этом моменте изменило умозрение: уицраор России вовсе не зловещий жругр, а злорадная глокая куздра! И мне захотелось поделиться своим великим открытием с читателями, столь же озабоченными проблемами метаистории, как и я, грешный. Главное, нам надо понять, что на самом деле все не так, а совсем иначе. Правда, я пока не знаю, как именно. И еще менее понимаю, что это нам дает… Но, если рассудить здраво, так ведь и от всех прочих великих теорий на практике никакого толку.

И всюду тайны роковые,

И от судеб защиты нет. **)

23 октября 

Первый канал представил полуночным зрителям русскую литературу в неформатном виде – в откровенных разговорах литераторов. В свое время собрание бесед Соломона Волкова с Иосифом Бродским стало мировым бестселлером; двадцать лет спустя Евгений Евтушенко, ревнуя соперника в мировой славе, открывает тому же конфиденту прежде недосказанное. Именитый критик принимает исповедь знаменитого поэта. Это стоит посмотреть…

24 октября 

В своих интервью Бродский не считал нужным скрывать неприязненное отношение к Евтушенко. Надо с сожалением признать, что в истории отношений двух неравно знаменитых поэтов есть несколько эпизодов, где оба предстают нашему мнению не в лучшем виде. Евтушенко каким-то образом оказался причастен к обстоятельствам высылки Бродского из СССР – по его уверению, с благими намерениями. Но дело даже не в этом. Бродского чрезвычайно раздражало настырное стремление Евтушенко быть первым в гонке за славой, а больше того – расчетливое умение устраивать литературную карьеру, угадывая настроения властей и угождая желаниям читателей. Но в то же время Бродский не единожды признавался, что многие стихи Евтушенко знает наизусть. Какие именно? Может быть, эти –

А снег повалится, повалится,

и я прочту в его канве,

что моя молодость повадится

опять заглядывать ко мне.

И поведет куда-то за руку,

на чьи-то тени и шаги,

и вовлечет в старинный заговор

огней, деревьев и пурги…

До сих пор Евгений Евтушенко не может примириться с тем, что его счастливое время давно вышло. Баловень судьбы, переживший свою удачу… приказавшую долго жить.

Но, сразу ставшая накрашенной

при беспристрастном свете дня,

цыганкой, мною наигравшейся,

оставит молодость меня.

Крашеной курвой оказалась и мировая слава. В шестидесятые годы у него был шанс стать нобелевским лауреатом. Но что-то не сложилось. И какие фортели он впредь ни выкидывал, его рейтинг неуклонно шел на убыль. Подводя итоги, ему хочется понять, что он упустил и где он напортачил.

Начну я жизнь переиначивать,

свою наивность застыжу

и сам себя, как пса бродячего,

на цепь угрюмо посажу…

Вот! – переиначить, поправить, переиграть… подретушировать свой образ – постаревший? устаревший? Именно этим занимается Евгений Евтушенко, при посредстве новых пиар-технологий делая телезрителей очевидцами его напрасных прений с прошлым. Нарочито причудливый и намеренно непосредственный, всемирно отзывчивый и откровенно эгоцентричный, расчетливый мифоман и сентиментальный циник, он – Евтушенко! Он сказал: Поэт в России больше чем поэт. И все поверили. Самое главное, он сам в этом уверился. И старался всеми способами, дозволенными и недозволенными, превзойти самого себя, впадая в лирический раж и ложный пафос. Так и не научившись различать славу и молву… Исповедующийся поэт старается убедить самого себя, что на самом деле все было именно так, как ему видится в ретроспективе. А потом – в долгом кадре крупным планом – теряет слова и стирает слезы. Старый Пьеро в наряде Арлекина молча плачет, и миллионы его противников и поклонников, переживших оттепель, застой, перестройку и последующее безвременье, в этот момент прощают его неординарному таланту его несуразную жизнь. Последний из плеяды шестидесятников, в конечном расчете с эпохой он оказался крайним.

25 октября 

А все же, что ни говори, поэт – это нечто большее, чем просто литератор. Весомым аргументом в поддержку тезиса Евгения Евтушенко стала Нобелевская премия… данная Иосифу Бродскому. Что же до самого Евтушенко… Ныне, когда слава оставила в тени его персону, читатель, сохранивший верность слову, может невозбранно любить его стихи. Стихи, которые остаются, когда уходит все остальное.

26 октября 

Что же все-таки происходит в России? То же, что всегда. В господствующем дискурсе меняется лексика, а грамматика остается прежней. Лингвист Джон Остин, создатель теории речевых актов, выделяет два основных типа высказывания: перформатив и констатив. То есть своего рода актив и пассив языка как коммуникативного средства. Язык власти перформативен: быть по сему! глаголы стоят в повелительном наклонении: исполнить и доложить! Модус протеста констативен: все не так, как надо; глаголы стоят в сослагательном наклонении: если бы да кабы… Каждый, кто включен в пространство общения, вкладывает в части речи свое содержание, в зависимости от убеждений, но общий смысл происходящего не меняется: он предопределен не значениями вещей, а системой отношений между ними.

Что ни возьми – все в нашей жизни выстраивается по одной и той же логической схеме. Скажем, правительство делает заявление: Пенсионная реформа гарантировала сохранение прожиточного уровня пенсионеров и предоставляет новому поколению возможность обеспечить себе достойную старость… Ну и так далее. Хорошо звучит! Но… мягко стелют, да жестко спать. Как начинаешь вникать в разъяснения, хорошее впечатление размывается, и, как ржавая пружина из ветхого матраса, из словесной оболочки выпирает все та же структура: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка…

Что касается целесообразности перманентной пенсионной реформы, эффективность благих намерений правительства ответственными работниками и безответными стариками оценивается весьма по-разному. Модернизация системы социальной защиты вызывает энтузиазм у тех, кто отвечает за распределение, но не у тех, кто попадает под раздачу. Как с мрачной иронией мне пишет моя сестра, у нас жизнь в формате 3D: доживаем, доедаем, донашиваем.

27 октября 

Как часто выводы из моих рассуждений не нравятся мне самому… Быть может, я что-то не так понимаю? Может быть. Что в таком случае оправдывает мои неправильные мнения – попытка хоть как-то уяснить, что же все-таки с нами происходит. Насколько хватает моего старания и разумения.

*) Даниил Андреев «Роза мира».

**) Александр Пушкин «Цыганы».

 Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям