Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Неформат

Осадок дня

17.10.2013

7 октября. В столицу нашей Родины доставлен огонь Олимпиады. От аэропорта до Кремля похищенный у олимпийских богов клок священного пламени сопровождал эскорт байкеров; в воротах Спасской башни кортеж встречал самолично глава государства вкупе с доверенными лучшими людьми. Президент Путин, к всеобщему ликованию, собственноручно изволил зажечь неугораемую чашу…

 

Правда, уже на начальном этапе эстафеты, когда пылающий символ проносили по территории Кремля, случился конфуз: факел погас… видно, бес попутал расчеты конструкторов изделия №1. Но один из сотрудников Федеральной службы охраны сразу сориентировался и быстро восстановил status quo (от зажигалки Zippo, в отличие от факела – безотказной). Не стоит искать в этом происшествии отрицательные стороны, – сказала Ирина Роднина, трехкратная чемпионка Олимпийских игр и двукратная депутатка Государственной Думы. Хорошо сказано! Так сказать, дана правильная установка. Давайте видеть в нашей действительности только положительные аспекты. Разве при желании нельзя увидеть тот же факт с хорошей стороны? Вот ведь какие надежные у нас охранники! – всегда окажутся в нужном месте и проявят себя в нужный момент. Так что за порядок в стране можно не беспокоиться. А это ж самое главное…

8 октября 

Праздник схождения благодатного олимпийского огня на русскую землю стал центральным событием общественной жизни. Все прочее оказалось в тени. А ведь было нечто более значимое… оставшееся практически незамеченным. 

2 октября в Кремле прошло заседание Совета по культуре при президенте России. Владимир Толстой, советник президента, в аналитическом докладе представил катастрофические последствия непродуманного законодательства в сфере культурной жизни страны. Наиболее авторитетные деятели культуры и мастера искусства высказали нарастающую тревогу за судьбу государства, в котором административные резоны и коммерческие интересы подавляют и подменяют творческое начало. Выслушав собравшихся, Владимир Путин сделал судьбоносное заявление о пересмотре государственной стратегии в области культуры. Культура должна быть определяющим, а не периферийным фактором внутренней политики. Притом (подчеркнул президент) нельзя вгонять актуальную культуру в прокрустово ложе административной системы.

– А кто ж ее вгоняет? – недоумевают начальники всех уровней, – мы, что ли? нам она на хрен не нужна…

9 октября 

Создан оргкомитет по проведению года культуры, коим будет объявлен грядущий год. Смотрящей за зоной ответственности властей назначена Валентина Матвиенко, спикер верхней палаты парламента. Как можно понять из ее вступительной речи, изыскать возможности дополнительного финансирования приоритетного направления будет поручено… губернаторам. Где взять? поскрести по сусекам. Притом что львиная часть всех ресурсов страны находится в федеральном распоряжении, а большинство региональных бюджетов – дотационные и дефицитные… О мытари и фарисеи! креста на вас нет… хотя кресты теперь на всех, – нет совести.

Значит, исходя из общего положения дел, рассчитывать на реальные перемены в сфере культуры… скажем, преждевременно. Одно дело, если бы поправка курса была внесена в стратегию до составления бюджета на 2014–2016 годы, совсем другое, когда бюджет уже сверстан и передан на утверждение в Законодательное собрание. Что толку заявлять благие намерения и высказывать добрые пожелания, если заведомо известно, что средства на национальное возрождение в бюджете не заложены?

Потому от надежд на лучшее, порожденных решительными выражениями ответственных лиц, по здравом размышлении не остается ничего, кроме возвышенной печали об утраченном времени. Когда слово еще что-то значило…

10 октября 

Претензии державы на величие, заявленные реальной политикой, могут быть подтверждены только великой культурой. А для этого недостаточно государственной снисходительности к культуре как таковой. Культура не имеет абсолютно никакого значения, если она не является абсолютным стремлением изменить жизнь людей. *) Можно свести эту мысль в аксиому: культура ничего не значит, если она не значит все.

11 октября 

Несмотря на все реформы культурной отрасли, культурная жизнь в стране продолжается. 

В театре «Свободное пространство» состоялось представление орловскому зрителю «Капитанской дочки». Обращение к священным текстам культурной традиции – проверка театра на творческую зрелость. Перевод прозы, тем более хрестоматийной (чтобы не сказать – канонической), на язык драмы невозможен без утрат – вопрос в целесообразности перевода. Станет ли театральное представление живым художественным переживанием или же будет формальным ритуальным поминовением, паразитирующим на харизме оригинала? Насколько хватает моего зрительского опыта, я готов поручиться за этот спектакль.

Течение спектакля захватывает воображение и не отпускает до самого катарсиса. Напряжение возникает на контрасте вербального и визуального: гармонический строй речи и рваный ритм действия. Представление организовано по принципу калейдоскопа: при каждом повороте сюжета/зрелища складываются и рассыпаются эпизоды/мизансцены. Драматургическим каркасом спектакля становится следствие по делу прапорщика Петра Гринева; сценическим образом – сон героя, изложенный во второй главе повести: зритель, привлеченный к процессу как очевидец, как бы находится в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях… **) Художник Мария Михайлова, обустраивая пространство сцены, будто размыла грань между видимостью и кажимостью: основная декорация, представляющая некий архитектурный мираж, в разных ракурсах является то как романтическая руина, трансцендирующая историю, то как сюрреалистическая ловушка, поставленная на людей. И сценические костюмы, наглядно демонстрируя разность уровней реальности, разнесены по крайностям театральной стилистики – от буквализма униформы до дизайнерского гротеска. Отдельная тема – спектакль как пластическая сюита (хореография Олега Николаева). Сильнее всего впечатляет даже не ритуальная схватка протагонистов – стремительного Гринева (Евгений Рассоха) и брутального Швабрина (Сергей Козлов), поставленная как ироническая парафраза голливудских штампов, а мрачное веселье опьяненных вином и кровью бунтовщиков, по лютости и лихости сродное половецким пляскам.

Заглавная героиня в спектакле взяла больше воли, чем ей было дано в повести; я видел в этой роли Елену Симонову; я слышал от знатоков, что Валерия Жилина решила характер Маши чуть иначе. Но центром тяжести драматического события стал образ Пугачева. В техническое задание Валерию Лагоше задан парадокс – роль персонажа, играющего не свою роль: из-под личины самозванца проступает его потерянное лицо…

Потери повествовательности и описательности в постановке Александра Михайлова честно возмещены зрелищностью – за счет творческого потенциала театра. Бывает, что интерпретатору, проясняющему скрытые смыслы литературного произведения, сильно мешает текст. Это не тот случай. Александр Михайлов в своей инсценировке не погрешил ни в духе, ни в букве против пушкинской прозы, разве что ввел в действие недостающие драматические элементы (в частности – казнь самозванца) из пушкинской же «Истории Пугачева». Его режиссерское решение не в модернизации, а в актуализации классической повести. Перечитывать классику нужно в свете своего времени. Проблема истолкования в том, что свет, сгущенный в одном месте, затемняет другие смыслы. А классика неисчерпаема. Парадокс классики: в процессе постижения пространство интерпретации не сужается, а расширяется – за счет пограничной территории между искусством и жизнью.

12 октября 

Актуальна ли «Капитанская дочка» в прочтении Александра Михайлова? Безусловно. Более того – злободневна! В наше время, когда общественное сознание развращено посулами сильной власти и соблазнами сладкой жизни, особенно важно активировать ценности, пребывающие в спящем режиме.

В чем же урок этой трагической истории? Движущая сила мятежа не зло как таковое, а добро наоборот… Что хуже – бог весть. Премьера спектакля состоялась 4 октября – в двадцатую годовщину красно-коричневого мятежа: пугачевщины без Пугачева. Как тут не вспомнить молитвенное выражение здравого смысла – Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! **)

Однако интенция этой повести и поставленного по ней спектакля не в стабилизации общественного мнения. «Капитанская дочка» возвращает в повестку дня основную проблему любого общества – вопрос о личности. Если точнее – о порядочности.

Содержание повести легко открывается ключом эпиграфа: Береги честь смолоду. Мораль, выраженная пословицей, проста и понятна, как и надлежит быть морали: честность – лучшая политика; любая сделка с совестью, сколь бы не казалась выгодной, отдает душу в кабалу злу.

Коварный рок во все времена ставит на жизненном пути силки на каждого: искушение выкупить свою участь из общего горя – ценой бесчестья. Противоборствовать духу времени трудно. Но можно и нужно противостоять ему, полагаясь на свое достоинство: Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. **) Вот конечный смысл, что откладывается в культурном слое каждой эпохи: участь человека не в его власти, но совесть – в его воле.

13 октября

Культура в идеале суть геном нации. При всех переменах властей и идеологий именно она сохраняет духовный стержень родной истории; не будь ее, наша жизнь давно впала бы в ничтожество под тяжестью испытаний. Как образно сказал поэт,

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу. ***)

Вот уже два века как пушкинский гений животворит нашу национальную идею. Тот, кто положится на его слово, никогда не будет обманут. Не знаете, как поступить в сомнительных обстоятельствах, – спросите у Пушкина.

*) Ромен Гари «Ночь будет спокойной».

**) Александр Пушкин «Капитанская дочка».

***) Давид Самойлов «Пусть нас увидят без возни…». 

Владимир Ермаков

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям