Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

28.09.2013

 9 сентября 

В этот день по инициативе СИДЕСКО (Международный комитет по эстетике и косметологии; оказывается, есть и такой) проводится Всемирный день красоты.
Странная вообще-то идея – ввести в календарные рамки и подвести под формальные критерии неопределимое и необъяснимое явление красоты. По каким же таким признакам можно определить, что красиво, а что нет? Кто вправе претендовать на всеобщее восхищение, а кому надлежит довольствоваться простым существованием? Если уж люди доброй воли не могут договориться между собой, что считать истинным, что полагать добрым, трудно поверить, что можно согласовать понятия о том, что является красивым.
На это число в календаре приходится день рождения Льва Николаевича Толстого. Так что эту дату в теченье дней стоило бы обозначить как-то иначе. Скажем, как Всемирный день совести. Как повод всерьез подумать над тем, как мы живем…
Событие Толстого – едва ли не самое великое проявление нашего национального гения и едва ли не самое великое противоречие в мировой культуре. И потому красивые слова по телевизору, сопровождаемые прелестными картинками, кажутся в этот день особенно фальшивыми.
Одна из лучших книг о Льве Толстом написана Иваном Буниным. Она называется «Освобождение Толстого»; смысл заглавия раскрывается только при вдумчивом и сочувственном чтении. О чем, собственно, ведет речь Бунин, осмысливая судьбу Толстого? От чего нужно было освобождаться Толстому? Разве он был захвачен или порабощен? Выходит, что был. Захвачен идеями и порабощен страстями; поглощен собой и покорен роком. Мятежный дух Толстого угнетало самоуправство власти и подавляло самодовольство церкви; ему было равно тяжело невежество народа и фарисейство общества; окружающая нищета язвила его совесть и собственное благополучие мучило стыдом; для него богатство было бременем и слава стала кабалой.
Его нравственное чувство не могло мириться с правящей в мире неправдой – и не могло одолеть ее ни словом, ни делом. Поражение Толстого в правах пророка в конечном счете значительнее, чем могло бы быть торжество толстовства. Явление такого масштаба не переносит упрощения; по мнению семиотика Юрия Лотмана, жизнь без Толстого и Достоевского была бы нравственно и духовно бедной, жизнь по Толстому и Достоевскому была бы нереализуема и чудовищна. *)
Фатальная невозможность примирения идеалов с действительностью трагична для человечества и мучительна для человека. Служить человечеству тяжело, и жить в людях тяжко. Чем благороднее дух, тем невыносимее ему заточение в обстоятельствах места и времени. Уход Толстого из Ясной Поляны – попытка бегства, имевшая всемирно-историческое значение. Удалась ли она… это большой вопрос.
Великие вопросы отличаются тем, что не имеют ответов, но само вопрошание поднимает дух на новый виток бесконечной спирали познания.
 
10 сентября 
В программу XVIII Международных яснополянских писательских встреч была включена поездка в Пирогово – одно из имений Толстых, в разные времена принадлежащее разным владельцам; для нас важно, что в Малом Пирогово сестра писателя Мария Николаевна выстроила дом с мезонином, сохранившийся (не иначе как с божьей помощью) до наших дней. В этом доме Лев Николаевич продолжительно пребывал и плодотворно работал. В конце минувшего века дом стал филиалом музея-усадьбы «Ясная Поляна»; с консервации здания началась постепенная музеефикация этого исторического места.
Намерение расширить музейное значение Пирогово более чем оправдано. Именно здесь у Толстого созрел замысел его последнего шедевра – повести «Хаджи-Мурат». На вершине холма, откуда открывается удивительный вид на долину реки Упы, внимание писателя привлек изломанный куст чертополоха, ставший ключом к давно занимавшему его сюжету. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. **) Из этой выразительной метафоры воображение Толстого породило образ трагического кавказского героя, напрасно пытавшегося перебороть свою злую судьбу. Но не так ли и само Пирогово? Полураздавленное колесом истории, оно упорно возрождается, вопреки усилиям всемирной истории нивелировать русский мир до рядового сегмента мирового порядка – домена ru.
Ныне восстановлением дома и освоением окрестностей занимается директор музея Геннадий Опарин, прагматик с душой поэта, бывший морской пехотинец; его творящей яростью с гор Кавказа доставлен многотонный монолит, водруженный на холме в память о непокоренном чертополохе. Словно титаническое пресс-папье, прижавшее к русскому пейзажу легенду кавказских гор…
В размытых сумерках ранней осени от лугов, украшенных коровами, в промоину перламутровой облачности взошла радуга – как дорога в один конец. А потом, когда совсем свечерело, в полумраке гостиной, при немногих свечах, виртуозная пианистка Нина Сарапян на старинном кабинетном рояле играла любимую музыку Толстого: Бетховен, Шопен, Шуберт. В этом мемориальном ритуале было что-то почти мистическое. Как бы оживало былое…
В гармонии, овладевшей душой, обозначилась диссонансом посторонняя мысль: подумалось, что такое чудо могло бы иметь место и в наших палестинах, в гостиной Дворянского гнезда, однажды возвращенного из небытия…
11 сентября 
Сюжет лета дошел до своего эпилога… В палисаднике, заросшем цветами, изобилие бабочек: они порхают в слоеном воздухе, перенасыщенном смешанными ароматами – позднего цветения и раннего увядания. Так богатые гармонии дорогих духов, выдыхаясь, оставляют по себе тонкое и сложное чувство.
В восходящих потоках парят тончайшие серебряные нити; на некоторых паутинках, словно воздухоплаватели, скользят по ветру маленькие паучки… как будто и этим бессмысленным существам передались тревожные предчувствия, понуждающие перелетных птиц к осенним странствиям…
 
12 сентября 
В один из этих дней в Ясной Поляне прошла презентация проекта «Весь Толстой в один клик». (Для людей, еще не попавших в сети Интернета, надо уточнить, что такое клик: это не означает, что дух яснополянского старца надо вызывать, выкликивая в полночь на перекрестке четырех дорог, а значит всего лишь, что доступ к творчеству Толстого открывается одним щелчком по клавишам компьютерной клавиатуры при наборе в поисковой системе простого заклинания tolstoy.ru.) Первое восприятие – настороженное; прежде всего из-за заглавия: как это так? немыслимая сложность и неподъемная тяжесть толстовского наследия… и чтобы вот так: кликнул разок – и вот он весь открылся для праздного взора… Нет, в том-то и дело, что не для праздного! К Толстому просто так не приходят.
Проект «Весь Толстой в один клик» открывает свободный доступ к Полному собранию сочинений Льва Толстого в 90 томах, прежде труднодоступному. Почти пятьдесят тысяч страниц, снабженных комментариями и указателями, становятся достоянием всех и каждого. Огромная работа организована музеем «Ясная Поляна» и компанией ABBYY при участии тысяч волонтеров, совершивших совместными усилиями этот титанический труд в немыслимо короткие сроки. Куратором проекта (и ведущей презентации) была Фекла Толстая; проникаясь ее позитивной энергетикой, уверяешься, что в русском секторе Интернета все образуется к лучшему.
 
13 сентября 
Сегодня – День программиста. Это день люди празднуют по-разному. На открытии яснополянских встреч московский дервиш Тимур Зульфикаров, поэт и музыкант, обличил Всемирную паутину (www) как сеть сатаны, в которой безвылазно запутываются слабые духом. По его сильной метафоре, Интернет – это горизонтальная вавилонская башня, разводящая языки и разъединяющая души. Его мнение поддержал писатель и публицист Петр Краснов: поскольку большую часть совокупного контента сети составляет разного рода порнография, следует ввести несколько уровней цензуры, то есть выстроить несколько рубежей обороны общественных идеалов. Завязался спор.
Конечно же, большинство писателей и филологов высказались в пользу Интернета. Современное интенсивное производство текстов трудно представить без новых интеллектуальных технологий. Дело не в том, какими путями слово входит в сознание; главное, что оно несет в своем смысле.
Мне припомнились по случаю два высказывания, не относящихся к теме, но показательных в плане наглядной аналогии:
1. Ружья не убивают людей; людей убивают люди. (Приписывается Сэму Кольту, изобретателю современного стрелкового оружия.)
2. Если в первом акте на сцене висит ружье, в пятом акте оно должно выстрелить. (Так сказал Антон Чехов, хотя, наверное, потом сто раз пожалел, что сказал так – так затрепали это выражение, применяя к месту и не к месту… вот и я туда же.)
Вывод из силлогизма делайте сами.
 
14 сентября 
Интернет поглощает все наши сомнения в его целесообразности. Как и все другое, что только может вместить это безмерное, безличное и безвольное сознание глобального человечества. Интернет – величайшее изобретение новейшего времени, последствия которого, как всего великого, громадны и непредвиденны. Что ж, теперь уже ничего изменить нельзя. Интернет стал орудием судьбы человечества. Но не самой судьбой. И в кого выстрелит ружье в конце трагедии – это зависит от сюжета в целом.
 
15 сентября 
Что же касается защиты общественной нравственности… вспомнился анекдот о старушке, жившей в квартире, окна которой выходили на окна мужской бани. Старушка потребовала поменять ей жилье; пришла жилищная комиссия. Председатель подошел к окну, всмотрелся в окна напротив и сказал с недоумением: – Но ведь ничего же не видно… – Не видно?! – возмутилась старушка – а вы возьмите бинокль и залезьте на шкаф…
Нет такой защиты, которую нельзя было бы обойти. Как ни оберегал Пентагон свои секреты, а вот ведь – все по миру разбежались...
 
Владимир Ермаков
 
*) Юрий Лотман «Механизм Смуты».
**) Лев Толстой «Хаджи-Мурат».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям