Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

13.09.2013

 26 августа 

Человек двойствен. То он такой, то этакий. А то ни се, ни се. На фронтоне дельфийского храма была начертана заповедь для всех и каждого: познай самого себя. У каждого пока не получилось; про всех и говорить нечего…
Человек меняется со временем. И как вид, и как индивид. Это естественно. Вопрос лишь в том, какова динамика изменений – положительная или отрицательная? 
Согласно эволюционной теории, человек произошел от зверя. Однако это еще не решено окончательно. Последнее утверждение можно понимать двояко: 1) дарвинизм все еще не утвердился безусловно в качестве неоспоримой истины; 2) человек все еще не освободился бесповоротно от природного зверства.
Согласно креативной теории, человек сотворен совершенным существом, но прельстился и пал. То есть не смог удержаться на высоте своего предназначения. И, впав в помрачение, забыл в себе образ божий. 
Христианское учение больше льстит нашей гордыне, но учение Дарвина представляется разуму более человечным. Все-таки достойнее быть выдающимся самородком, чем падшим созданием. 
Homo sapiens – self-made man. Что в переводе с иностранного означает: человек разумный – человек, добившийся занимаемого положения своими силами.
 
27 августа 
День российского кино. В самом начале советской власти председатель совнаркома Ленин сказал наркому просвещения Луначарскому: Из всех искусств для нас важнейшим является кино! Так с тех пор и пошло… Прежде всего кино создало миф о добром и мудром Ленине. Экранный образ вождя мирового пролетариата подобно ментальному паразиту размножился в массовом сознании, подавляя критическую реакцию здравого смысла и внушая слепую веру в идеалы революции. Несколько поколений советских людей в массе своей оказались заражены великой иллюзией. 
Эпоха отбирала из человеческого материала свойства и качества, нужные для социального эксперимента; идеология выдавала техническое задание, и кино крупным планом показывало образы идеальных большевиков. Как сказал поэт, гвозди бы делать из этих людей! *) Поэт был отвратительным образом прав: на наглядных примерах система отрабатывала методику превращения людей в винтики государственной машины… 
Однако человеческое начало так просто из людей не выкорчевать: настала оттепель, и оно пошло в рост; наступил застой, и оно стало расти в корень. Три персонажа трех культовых кинокартин, сыгранные артистом Алексеем Баталовым, показывают характер изменений в жизни страны через изменение характера героев. 1954 год: «Большая семья» – сознательный рабочий Алексей Журбин; 1962 год: «Девять дней одного года» – самоотверженный ученый Дмитрий Гусев; 1980 год: «Москва слезам не верит» – хороший мужик Жора (он же Гоша, он же Георгий Иваныч…). Герой нашего времени повернулся от общего к частному. Советский человек выбрался из прошлого, усомнился в будущем и обратился к настоящему. Которое оказалось совсем не таким, как в кино.
Кажется, нынешнее правительство намерено возобновить целенаправленное воздействие на общественное сознание старыми методами наглядной агитации. Последние годы государство последовательно подбирает кинематограф под свою эгиду. Оселком культурной политики правительства стали две экранизации культовых книг братьев Стругацких. 
На съемки блокбастера по повести «Обитаемый остров» расторопному клипмейкеру Федору Бондарчуку без разговоров отвалили несчетные миллионы; на большой экран вышло изощренное издевательство над идеалами интеллигенции… фильм опозорился в прессе и провалился в прокате; режиссер, сотворивший это, потерял лицо… и получил в управление половину отрасли.
На съемки фильма по повести «Трудно быть богом» строптивому мастеру Алексею Герману долгие годы приходилось наскребать по сусекам; то, что это будет безусловный шедевр, было ясно с самого начала… последний гений мирового кинематографа умер, не успев завершить монтаж; престижные кинофестивали оспаривают право на мировую премьеру.
Спрашивается: что, смотрящие за бюджетом в зоне кино, не понимают, что почем? Все они понимают. Видят, что делается, и ведают, что творят. Художникам не стоит обманываться относительно намерений чиновников. Тайная доктрина государственной культуры – секрет полишинеля. Кратко и внятно ее суть изложил прокуратор Патриотической школы отец Кин: Умные нам ненадобны. Надобны верные… **) Так что все по плану. Новый порядок распределения бюджетной поддержки отечественного кинематографа возвращает искусство под контроль государства. Выделены квоты на патриотические картины и фильмы для детей и юношества; предусмотрено также поощрение молодых талантов (разумеется, в меру их лояльности к системе). Десятая муза поставлена на довольствие, но кого ей одарить своей благосклонностью – это будут решать сутенеры продюсеры, имеющие государственное доверие.
При распределении грантов грядущего года в реестр фаворитов не попали многие выдающиеся мастера кинематографа. К примеру, Марлен Хуциев так и не получит средств на завершение своей поэтической элегии о встречах Толстого и Чехова; есть мнение, что его художественные фильмы слишком художественные… народ этого не любит ***), – как приговаривал в аналогичных случаях один полномочный начальник, распорядитель Большой Круглой Печати.
Идеология меняется, а методология остается. Легко вообразить, как при очередной перестройке системы руководство утверждает тайную доктрину внутренней политики: действительности нам не одолеть; значит, из всех задач для нас важнейшей является создание видимости. Такое вот кино…
 
28 августа 
Кинематограф нового времени поднимает производство иллюзий на новый уровень. Высокие технологии позволяют вытворять с изображением все, что только можно, и даже то, что нельзя. Но прогресс не дается даром: мировая кинематография из искусства превращается в индустрию. Чем больше в кино зрелищности, тем меньше содержательности. 
Прогресс вообще понятие проблематичное. Настолько, что сама идея прогресса в эпоху постмодерна утратила прежний престиж. Так авторитетный историк культуры Льюис Мамфорд в ускоренном развитии технологий видит реальную угрозу истории. Неуправляемое творчество в науке и изобретательстве усилило бессознательные демонические импульсы, которые привели нашу цивилизацию в состояние опасного дисбаланса. ****) Боже святый! Не остави и останови нас… 
 
29 августа 
Интуитивное недоверие к преждевременному торжеству разума высказано в письме великого художника Яна Вермеера Дельфтского великому ученому Антонию ван Левенгуку, изобретателю микроскопа. Художник подозревает, что прогресс – опасное путешествие, которое может принести человечеству не только пользу, но и огромный, непоправимый вред… чем больше совершенствуются средства и инструменты наблюдения, тем более цель становится отдаленной и неуловимой: с каждым новым изобретением открывается новая бездна; мы все более одиноки в таинственной пустоте мироздания. *****)
Скептики полагают, что письмо поддельное. Слишком уж в точку…
 
30 августа 
Есть принципиальная разница между эволюцией и прогрессом. Предельно упрощая, можно сказать – как между ростом дерева и вырубкой леса. 
Эволюция лишена целесообразности, в то время как прогресс руководствуется встроенным интересом. Эволюция идет сама по себе; прогресс надо двигать… куда? вперед! Природа исходит из бывшего в сущее, а техника торит дороги в неведомое. Но самое главное, биосфера обладает ресурсом стабильности: из системного кризиса природа выходит естественным путем. На итоги прогресса гарантии нет.
Можно представить, что в конце истории зарвавшийся гений человечества, взобравшись на вершину прогресса, обнаружит в перспективе нечто такое, от чего в ужасе повернет вспять… и обнаружит, что назад дороги нет: мосты через бездну, отделяющую сознание от бытия, сожжены.
 
31 августа 
На исходе августа незаметно меняется основное состояние окружающей среды. Все меньше светлых минут и все больше опавших листьев. Дни лихорадит – то бросая в нездоровый жар, то пронизывая внезапным ознобом; ночная прохлада тянется к утреннему свету невесомыми туманами. С приближением осени у людей, обладающих повышенной литературной зависимостью, обостряется поэтическое чувство. Вот и меня настигло элегическое настроение…
 
СТАНСЫ ИЗМЕНЫ
Я изменился… измена
сущность мою изъела;
что-то во мне сломалось…
то, что осталось – малость.
Малость живет как может,
хочет всего и сразу;
но червь сомненья гложет 
мой недозрелый разум.
То ли гонимый роком,
или же ненароком –
рыщет дух мой по свету
по своему же следу, –
неприкаян, как демон;
современники! где вы?
эта страна – иная;
чья она, я не знаю.
             Прошлое стало ближе
будущего в отчизне, –
смысла нынешней жизни 
я, хоть убей, не вижу. 
И от утрат к утратам,
время во мне мелеет…
Тот, кем я был когда-то,
ни о чем не жалеет. 
Он не утратил веры, 
но не умел жить роем, –
и не хотел быть героем
нашей всеобщей эры.
Пахнет эпоха щами –
сытно, скучно и тошно…
Он мне простил все то, что
я себе не прощаю.
 
1 сентября 
День знаний. Пока мы не поймем, что основу общественного благополучия составляет система формирования шкалы ценностей, мы будем пребывать в неуверенности относительно будущего. Наша школа нуждается в приоритетной поддержке всего общества. Но, похоже, реформой образования у нас занимаются люди малообразованные, скоротавшие отрочество на спортплощадках…
Кто понимает, что происходит, протестует против административного самоуправства. Готовы ли мы к фактическому уничтожению российского образования? Нужна ли нам идеология вместо науки? Эти вопросы – и сотни других школьных проблем – важней для будущего страны, чем любые выборы. ******) Но мнение, не одобренное политическим руководством, ни одно министерство в расчет не берет.
Школьные учители – стрелочники прогресса. Их работа так обыденна, что ее значение в истории почти незаметно. Пока не произойдет катастрофа… 
 
Владимир Ермаков
 
*) Николай Тихонов «Баллада о гвоздях».
**)  Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом».
***) Аркадий и Борис Стругацкие «Сказка о Тройке».
****) Льюис Мамфорд «Миф машины».
*****) Збигнев Херберт «Натюрморт с удилами».
******) Дмитрий Быков «Монолог учителя» («Собеседник» № 31 2013).
 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям