Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

09.09.2013

 19 августа 

Преображение Господне. Один из двунадесятых церковных праздников, в котором происходит символическая перезагрузка главного догмата христианской веры.
Преображение празднуется в память великого дня, когда Иисус Христос впервые явил апостолам свою божественную природу: лик его, обращенный к небесам, просиял как солнце и стал невыносимо прекрасным. Это случилось на горе Фавор, на пути из Галилеи в Иудею, и с тех пор фаворский свет незримо и негасимо сияет над грешной землей, словно где-то за горизонтом приоткрыта створка райских врат, и свет, исходящий из обетованного вертограда, призрачно мерцает в окружающей тьме, и тьма не может поглотить его и спрятать его во чреве своем…
В евангелиях не сказано, как следует толковать это знамение; смысл преображения принимается на веру. А в православном обиходе священное содержание скрывается под праздничным псевдонимом яблочного Спаса. Спокон веку на Руси в этот день прихожане несут в божьи храмы первые созревшие яблоки, чтобы освятить плоды сада земного. Строго говоря, это не собственное изобретение христианства; это не что иное, как реликтовое излучение язычества, приносившего богам жертвы от каждого урожая… Как же совмещаются в одном священном ритуале две столь различные вещи?
Задумавшись над этим компромиссом, я нашел, что в нем есть некая метафизическая метафора. Исходной точкой падения человека из райского состояния в грешную жизнь стало желание познать различие добра и зла. (Почувствуйте разницу! первый рекламный слоган змея-искусителя). Визуальным символом познания (логотипом дьявольской сети) стало яблоко: именно яблоко протягивает Ева Адаму на всех картинах, изображающих искушение. Значит, на уровне архетипов освящение яблока знаменует возможность прощения. Откусив от запрещенного плода, человек стал на тернистый земной путь; вкусив от благословленного яблока, человек обращается к небу. 
Есть только одно доказательство бытия божьего в человеке: если кто через свою веру становится светлее, в нем проявляется благодать божья. Кто светел, тот и свят. *) Что бы это ни значило. А иначе зачем? На все прочее человеку и своего разумения довольно. В чуде преображения с сердца человека сваливается земная тяжесть, и душа вызволяется из паутины психики. Растерянные психиатры лихорадочно листают справочники, ничегошеньки не понимая в том, что происходит в душе человека, исполнившегося решимости к спасению. А происходит вот что: образ божий воспаряет над трясиной подсознания, поднимаясь к своему высшему смыслу.
Хочется верить в лучшее…
Хочется райского яблока…
 
20 августа 
День демократии. Вроде как праздник. Красный день календаря. В этот памятный день в Москве закончился трехдневный дождь и кончился трехдневный путч. Мы одержали победу над собой. Двадцать лет и еще два года спустя мы так и не поняли, что это значит…
 
21 августа 
За прошедшие годы демократия разочаровала всех: одних своей избыточностью, других своей недостаточностью. Этого следовало ожидать. Демократия не социальная панацея, и слепо уповать на то, что она оптом и в розницу оправдает все наши ожидания, было непростительной наивностью. Демократия как политическая система не отменяет природного неравенства и не защищает от превратностей судьбы. Ее цели и задачи много скромнее и разумнее: не обеспечить всем равные условия, но гарантировать всем равные права. Если этого нет, то о демократии говорить трудно.
Демократия – великая вещь, и потому на нее в полной мере распространяется так называемый «закон Ханта»: У любой великой идеи есть недостаток, равный или превосходящий величие этой идеи. Так что механизмы демократии требуют постоянного технического контроля. Иначе все дело портится.
Наиболее распространенные извращения демократии – охлократия и плутократия; первая означает власть лозунгов, то есть произвол вожаков и господство демагогов, вторая – власть денег, то есть право крючкотворов и господство барыг.
Демократия в идеале (в пределе) – меритократия: власть достойных; этим понятием социолог Огюст Конт обозначил некое конечное состояние общества, когда порядок вещей будет поддерживать компетентная администрация, а гарантировать – авторитетная иерархия; ни одно важное решение не может быть принято без должного одобрения лучших людей, не имеющих никаких полномочий, кроме общественного признания. Прожект Конта как бы задуман на смысле одного изречения Иоанна Златоуста: Народ представляют не толпы народа, а его святые. Будь так, как бы хорошо было! Увы, нам до этого далеко… Тех, кто представляет народ в нашем Законодательном собрании, можно заподозрить в чем угодно, кроме праведности.  
Так что же вышло у нас из политического кризиса 1991 года – демократия в словарном значении слова или опять нечто самобытное? Изнутри не разобраться, а со стороны тем более. Правящая элита, консолидировавшая власть и собственность, посредством парламента перекраивает демократию в бюрократию, отождествляя структуру правительства с системой государства. Политические и ведомственные интересы довлеют над порядком вещей, – в то время как по сути дела народное волеизъявление должно наделять правительство ответственностью. Государственная Дума совершенствует законодательство к удобству руководства; в дискурсе власти ключевым понятием становится слово нельзя! – скользкое, мерзкое и опасное, словно лезвие бритвы в руках нетрезвого цирюльника. 
Вспомнилось: власть отвратительна, как руки брадобрея…**) Наше отношение к власти носит истерический характер: то обожание, то отвращение. Хоть при автократии, хоть при партократии, хоть при демократии. От Рюрика до наших дней внутреннюю политику характеризует примат риторики над прагматикой и приоритет силы перед правом. Воля народа смиряется своеволием правителей; главная гражданская добродетель, поощряемая всеми властями, – не рассуждающее усердие.
 
22 августа 
День Государственного флага РФ. Вроде как тоже праздник… согласно регламенту организованы показательные акции с участием энтузиастов. Зрелищно… но как-то неубедительно.
В свете жесткой критики реального государства, вызванной цинизмом правящей элиты, российский триколор выглядит поблекшим и полинявшим: не красный/синий/белый, а розовый/голубой/серый; розовый – выцветший след советского прошлого, голубой – общий тон казенного оптимизма, серый – основной колорит безыдейной действительности… 
 
23 августа 
При всех претензиях к сложившемуся порядку общественное мнение не склонно к перемене государственного устройства. Квота на социальные эксперименты исчерпана. Единственно, чего хотят люди, – изменить к лучшему существующую систему. Хотя бы настолько, чтобы коэффициент полезной деятельности оправдывал затраты на содержание.
Придумать можно много чего, но лучше не надо. Есть принципы экономии мышления, ограничивающие полет фантазии рамками рациональности. Своего рода правила технической безопасности, действительные для любого рассуждения, претендующего на обобщение. Одно из них известно в философской традиции как «бритва Оккама»: Не создавайте сущностей сверх необходимости. Это значит, что не следует изобретать сложные теории, если достаточно простых понятий. Житейским вариантом того же логического постулата стала так называемая «бритва Хэнлона»: Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью. Это очень верный сарказм. Когда кто-то витийствует на тему мирового заговора против России, мне кажется, что я имею дело с дураком. Или с умником, который меня держат за дурака. Большая часть наших несчастий устроена нами самими, а остальные – стечением обстоятельств. Или, если хотите, судьбой. 
Если не выпускать из рассуждения символа бритвы, то злой рок, преследующий все наши добрые начала, можно отформатировать в образ строкой Тарковского: Когда судьба по следу шла за нами, // Как сумасшедший с бритвою в руке…***) 
Может быть, по пятам за прогрессом, по следам наших просчетов и провалов, так же неотступно и неотвратимо идет русский бунт, бессмысленный и беспощадный? Не дай нам бог увидеть…
 
24 августа 
Власть, целенаправленно превышая свои полномочия, вырабатывает идеологию, чтобы закрыть реальность для сомнений. В представлении правящей элиты внутренний идеал русского государства не общественное согласие, а гражданское повиновение и церковное послушание. Демократия покрывается демагогией, словно хлеб плесенью. Наступают времена фарисеев. Изнанкой фарисейства является нигилизм.
Нигилизм есть химерическое порождение извращенного соития романтизма и цинизма; его идеология – рассудочное обоснование морального идиотизма. По убеждению нигилистов, существующий порядок создан из хаоса, и создан неудачно; значит, надо вернуть все в исходное состояние. Разрушить до основания. Дело нигилистов современный философ левого толка представляет таким образом: Их союз вызревает в разрушительную силу. Она сметает и очищает пустотой. А затем? Затем будет видно… Нигилисты обретаются на краю пропасти. ****) В этом высказывании угадывается политическая платформа нашей несистемной оппозиции, объединенной только общим стремлением к развалу существующей системы. Что из этого выйдет? Ничего. Или хуже чем ничего.
Нигилизм как политическая идея опасен для государства; нигилизм как моральная установка опасен для общества. Как печально подмечал Чехов, мир погибает не от разбойников и не от воров, а от ненависти, от вражды между хорошими людьми, от всех этих мелких дрязг…*****) Когда частные интересы не соизмеряются с общими идеалами, повседневная жизнь вырождается в гражданскую войну всех и каждого против всех остальных.
 
25 августа 
Наше время не стало эпохой из-за недостатка людей, живущих в масштабе времени. Выделенные нам исторические возможности мы растратили на взятки разным мелким бесам, служащим на побегушках у князя мира сего. Пенять не на кого – это был наш собственный выбор. Выбор по умолчанию. На то и демократия…
 
Владимир Ермаков
 
*) Анри Волохонский «Город».
**) Осип Мандельштам «Ариост».
***) Арсений Тарковский «Первые свидания».
****) Андре Глюксман «Достоевский на Манхэттене».
*****) Антон Чехов «Леший». 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям