Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

01.09.2013

 12 августа 

Пока еще лето, пока еще на все хватает жаркого дня и теплого вечера – диву даешься, сколько вокруг столько даровой радости и обиходной свободы…
Чтобы выйти из рабочей загруженности и житейской озабоченности, не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна. Было бы время, было бы здоровье, было бы настроение – и обыкновенной обыденности достаточно для прожиточного минимума. А для новых впечатлений надо лишь пройти по городу как бы заново: свернуть с нахоженного пути и довериться другой дороге.
Коротая время от дела до дела, я прошел по правому берегу Орлика, вверх от храма Михаила Архангела до подвесного моста, переброшенного со стороны 2-й Пушкарной на улицу Горького. На плане города этот участок носит название Набережная Есенина. Надо иметь мечтательное воображение, чтобы назвать набережной эту кривую дорожку вдоль неухоженного берега. По преданию, здесь любил прогуливаться Сергей Есенин, когда навещал в Орле Зинаиду Райх. Что ж… можно поверить; место и впрямь живописное – до сих пор; несмотря на все попытки привести его в полную поэтическую негодность…
Доморощенные деревья, обступившие течение реки, разрослись так, что здесь, фактически в самом центре города, города не видно и не слышно; соразмерность деревьев дороге и реке меняет масштаб окружающего, приноравливая пейзаж к прохожему человеку. Улочка, отступившая от берега, провинциальна донельзя. Вдоль дороги – смешанные заросли садовых цветов, сбежавших из палисадников, и дикорастущих трав, укоренившихся по обочинам и откосам. Разборки культурных растений с сорными проходят не оскорбительным для взора образом: врастание крапивы в запущенный цветник не вызывает такого отторжения, как вторжение мигрантов в устоявшийся уклад жизни. Разноцветье: космеи и флоксы, чертополох и цикорий, розовые мальвы и золотые шары… А большей частью цветы, чьих названий не знаю, – что нимало не мешает получать удовольствие от их лицезрения. Самые неприглядные места заросли лопухами; вот вьюнок, переплетающий разнотравье, взобрался вверх по крепкому стеблю репейника… получилось красиво. Над дорогой, засыпанной по выбоинам битым кирпичом и щебнем, марево солнечной пыли и ароматы гретой зелени.
Огромный пень, вывороченный набок, просто просится на передний план какого-нибудь романтического пейзажа; под его корявыми корнями образовалась глубокая нора, в которой никто не живет... разве что по врожденному любопытству заглянет какая окрестная кошка. Изобразить скромное обаяние этой отрешенности и заброшенности удалось бы, наверное, кому-нибудь из старых мастеров; предположим, - Федору Васильеву, основоположнику русского лирического пейзажа. Здесь свет так отстраненно рассеян, а тени трепетны и теплы, и воздух так мягок и легок, что передать эту почти незримую прелесть может только тот, кто может понять эту простую красоту и полюбить ее с первого взгляда. В игре теней и отражений, бликов и облаков земная красота из умозрительного понятия становится живописной натурой…
Основной колорит, как в старинных картинах, складывается из коричневых и зеленых тонов, подсвеченных золотыми отсветами. Вода плотна и мутна; тусклое зеркало воды обрамлено зелеными кружевами кувшинок и местами как бы выщерблено мелкой рябью. Река зарастает и заиливается, однако эти изменения в ее характере не портят речной красоты. Во всем, что следует естественному порядку вещей, ощущается меланхолическое умиротворение; назовем его непротивление времени. Впрочем, это уже риторика.
В укромном месте под сводом листвы, рассевшись на бревне над баклажкой пива, два самородных философа решают мировые проблемы; судя по их мрачному виду, что-то не сходится. Пиво кончается, а вопросы остаются…
На дороге мальчик и собака; мальчик, видимо, прохожий, а собака здешняя, - собака пристает к мальчику, пугая его своими неясными намерениями… – отвяжись от пацана, зараза! – кричит на нее женщина, стоящая на пороге своего дома. 
Вслед мальчику с собакой по той же дорожке идет поджарая девица с рыжей гривой, тщательно завитой в мелкие локоны; идет уверенно и раскованно, - ей нравится, что она такая молодая и такая модная: на ней легкая зеленая туника, а юбки почти что нет… домашняя женщина провожает ее долгим взглядом – то ли осуждая, то ли завидуя…
Две старобытные старушки (как бы на контрасте: в чем-то темном, плотном, длинном) приютились в тени ракиты – поговорить о своем, житейском. – Ну да и ладно! зять как зять… где ж другого взять – с безрадостным смирением говорит одна. Другая согласно кивает и сочувственно вздыхает.
За разросшимися деревьями, в тенистой излучине, где купаться запрещено, резвится развеселая компания, подвыпившая по поводу хорошего дня; парни ухают в прохладную воду с матерными выражениями восторга. Стайка уток срывается с места и низким лётом, задевая лапами воду, перебирается подальше от горластых пришельцев.
Пока еще лето, но… По течению Орлика в редкую стежку плывут облетевшие листья; их пока немного, но этими первыми штрихами поверх летнего пейзажа уже намечается картина осени.
 
13 августа 
Ничто не дает такого отрешения от суеты, как созерцание природы. Соизмеряя свой земной жребий со зверями и деревьями, с рыбами и птицами, человек видит себя в масштабе всего живого. И вот что странно: чем ближе человек к природе, тем он меньше… но тем значительнее. Тому, кто твердо стоит на земле, небо кажется ближе.
Природа неоднородна, и условия проживания в разных климатических зонах предъявляют различные требования к проживающим существам. В пустынях все живое страдает от нехватки воды, а в субтропиках от ее избытка; в высоких горах не достает воздуха, а  в верхних широтах тепла. А в нашем пейзаже, в уравновешенном ландшафте среднерусской возвышенности, четыре стихии достигают естественного консенсуса.
Плодородная земля, пронизанная животворными жилами рек, речушек и ручейков… Благотворный воздух, собранный в круг горизонта ветрами с четырех сторон света… Благодатный огонь, представленный в ипостаси солнечного сияния… 
Основу естественной экономики биосферы составляет фотосинтез. Этот таинственный органический процесс – технологическая основа всего расширенного воспроизводства земной жизни. А роль всемирной торговли играет круговорот воды в природе. Натуральный обмен: вода отдает дань воздуху испарениями, собранными в облака. Земля получает инвестиции дождя и производит растения, насыщающие воздух кислородом. И то, и другое позарез нужно животным,  чтобы иметь свое место в пищевой цепочке и набирать плоть, которая потом в виде органических веществ вернется в землю, умножая ее плодородие. А не будь солнечного света, не было бы ничего, - и земля была бы пуста и безвидна, как в первый день творения.
14 августа 
Машины творения, запущенные миллиарды лет назад, работают непостижимым способом, продолжая эволюцию к неведомому пределу. 
В сравнение с величием мироздания ничто не имеет значения, - кроме сознания, в котором обретается бытие. Отношение сознания к бытию материалисты и идеалисты понимают противоположным образом, однако ни те, ни другие не могут проверить свои теории онтологическими экспериментами. И слава богу.
 
15 августа 
Человек – царь природы. Так утверждает сам человек. Правда, насколько легитимна его власть над миром, это большой вопрос. Думается, что все прочие виды, сколько в них есть разумения, считают человека узурпатором, захватившим этот мир, чтобы править в нем особо извращенным способом.
 
16 августа 
Флора и фауна приспосабливаются к вмещающему ландшафту, а человек стремится сохранить свою идентичность. И чтобы утвердить свое превосходство, покоряет природу. Нимало не считаясь с естественными правами соседей по планете.
У великого семиотика Юрия Лотмана есть одно ироническое высказывание на эту тему. С точки зрения человека, животному приписывается глупость, с точки зрения животного, человеку – бесчестность (неподчинение правилам). Человек строит свой образ животного как глупого человека. Животное – образ человека как бесчестного животного. <…> Отношения животных к человеку можно назвать устранением… это стремление инстинктивно избегать непредсказуемых ситуаций, - нечто похожее на то, что испытывает человек, сталкиваясь с сумасшедшим. *)
Человек безжалостно и бесчестно распоряжается всем на планете. Человек безраздельно и бесконтрольно пользуется земными недрами и водными ресурсами, безалаберно отравляет атмосферу и беспечно играет с огнем.
Зверь убивает, чтобы сожрать свою жертву. То есть не из врожденной жестокости, а по жизненной необходимости. Самые страшные из зверей едят всех, кто попадется в лапы; некоторые даже друг друга. Но homo sapiens как вид гораздо страшнее: люди с неоправданной яростью и невиданной изощренностью убивают людей … а мясо закапывают в землю. С точки зрения животного это хуже зверства… 
У зверей нет слов, чтобы выразить свое отвращение к людям. 
 
17 августа 
Покуда мы испытываем природу на прочность, тратим время на ерунду и заполняем окружающее пространство сутолокой и суетой, река времен собирает наши дни и несет на край света, к недостижимому покою. 
Первые опавшие листья на зыбком зеркале воды наводят на грустные мысли – словно сноски к печальной мудрости Екклесиаста. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. **) Течение реки, течение времени, течение жизни… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. **)
Суть веры в том, что инстинкт жизни не может принять аргументы смерти, и душа грезит об ином существовании, - в котором каким-то немыслимым образом соединятся вечный покой и вечное движение.
 
18 августа 
Мне снилось, что я умер. И, мертвому, мне снится, что воскресаю – но не хватает сил. И снится, что этот сон вечен. ***)
Жизнь – это сон. Может, и смерть – тоже? 
Мы сотканы из той же материи, что наши сны…****) 
Чего больше в этой мысли – отчаяния или надежды?
 
Владимир Ермаков
 
*) Юрий Лотман «Культура и взрыв».
**) Екклесиаст: 1; 7, 9.
***) Хуан Рамон Хименес «Этика эстетики».
****) Уильям Шекспир «Буря»: 4, 1.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям