Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

23.08.2013

 5 августа 

В День города, в день 70-летия освобождения Орла, на его улицах и площадях больше людей, чем когда-либо, и все, кто ни есть – свои. Все в свойстве, потому что все здесь – потомки тех, кто победил в великой войне.
Многим героям не суждено было дожить до победы, некоторым из них не довелось даже поцеловаться по-настоящему – но в высшем смысле в нас течет их кровь. Павшие за родину становятся неотъемлемой частью ее истории, и пока история не кончится, своими легендарными образами они будут представлять свою героическую эпоху…
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились 
                    в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках 
   на холсте…*)
 
Поэт, сказавший так, погиб в бою; он поручился за всех – и расписался кровью: с подлинным верно.
Те, кто отстоял страну, были настоящие люди. И жизнь у них была подлинная. В той войне героем был каждый, кто перед лицом смерти оставался собой. В трагедии войны нет проходных персонажей; в священной земле братских могил покоятся мощи ее великомучеников. Бронзовые изваянья героев охраняют отвоеванную ими землю – хранят свое настоящее и наше прошлое от забвенья. 
 
У братских могил 
                               нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах 
                                     не ставят крестов…
Но разве от этого легче?! **)
 
Теперь ставят и кресты, и часовни… И в памятные дни засыпают красивыми цветами и заговаривают красивыми словами. Но если относиться к истории всерьез, легче все равно не становится. Слишком страшна была та война, невыносимо долга и бесконечно мучительна, чтобы память о ней свести к патриотической риторике. Что угодно, только не упоение и не умиление… Но и мерить историю как дорогу от горя до горя тоже не надо – иначе победа лишится своего жизнеутверждающего смысла. Люди легендарного поколения отвоевали, отработали и отстрадали за всех своих потомков.
В этот престольный праздник в городе сосредоточено больше радости, чем в любые другие дни. Вся та радость, которой были лишены оборванные жизни погибших и нелегкие судьбы победивших в той войне, досталась на долю последующих поколений. Не растранжирить бы ее попусту…
 
6 августа 
За торжественной роскошью праздника как-то затушевываются и забываются будни войны. Для тех, кто сражался на фронте, война была работой; для тех, кто трудился в тылу, работа была войной. И тем, кто не хлебнул общего горя, трудно судить через годы, какое лихо было страшнее и какая доля тяжелее.
Когда в составе фронтовой писательской бригады поэт Борис Пастернак оказался в Орле, только что отбитом у врага, вид города, ставшего полем сражения, произвел на него впечатление мрачного фантазма: …озаренные черным креповым светом с  замогильного неба, целыми улицами лежат обмякшие здания с развинченными каменными конечностями, хватаясь за соседей; где-то с треском взлетают на воздух отдельные кирпичные одиночки, и сползают, и падают целые расслабленные кварталы по краям большого парка… тысячи огромных бесформенных куч, щебяных и щепенных… у вас закружится голова, а глаз обессилеет, взмолится о милости и разрыдается от жалости и обиды. ***)
То, что воображению поэта предстало тотальной утратой, для уцелевших орловцев было обретенной надеждой. В нагромождении руин, оставшихся после изгнания захватчиков, открывалась перспектива в будущее. Возвращение Орла на карту мира, если выбирать точные по смыслу слова, не восстановление, а возрождение. Город восстал из мертвых. Жизнь города не в жилищах, а в жителях.
 
7 августа 
Жизнь вообще занятие ненадежное. Сегодня вроде все идет более или менее нормально, а как выйдет завтра – бог весть…
Тревогу внушает все – от мировых проблем до житейских. На нашем душевном и физическом состоянии так или иначе отзываются текущие события в геополитическом пространстве и в космическом. Ученые, изучающее солнечное светило, сообщают о значительных пертурбациях, связанных с предстоящей переменой магнитных полюсов. Повышенная солнечная активность отражается неустойчивым состоянием земной атмосферы; кто не может похвастаться здоровьем (а кто из нас так в себе уверен?), тому следует соблюдать в эти критические дни особую осторожность. Но в целом (успокаивают нас ответственные ученые лица) наш желтый карлик (энергетический генератор солнечной системы – звезда спектрального класса G2) функционирует в штатном режиме; еще на три-четыре миллиарда лет солнечной энергии точно хватит.
Однако и незначительные изменения в состоянии солнечной плазмы создают проблемы для земной жизни. Иногда довольно серьезные. Собственно, хроника человечества насквозь прошита климатическими аномалиями, обусловленными (как выяснилось со временем) не мистикой, а физикой. Но суеверным современникам каждое такое странное явление природы казалось началом конца света. 
Вот что сообщает русский летописец под 1371 годом. В солнце видны были черные места, подобные гвоздям, и долговременная засуха произвела туманы столь густые, что днем в двух саженях нельзя было разглядеть лица человеческого; птицы, не смея летать, станицами ходили по земле. Описание завораживает; нынешним беллетристам, поставщикам ужасов для досужего чтения, слабо сочинить такое… 
Или вот, в записи 1368 года. Облака были тогда кровавы, иногда черны; и мгла стояла три месяца, и рыба в реках мерла. Всяко было: что ни год, то мор, то потоп, то трус земной… Так что нынешние подвижки климата вполне укладываются во всеобщую историю земных невзгод. Это не то что обнадеживает, но все-таки как-то поддерживает. 
 
8 августа 
В ретроспективе истории наше время выглядит в общем и целом весьма благополучным. Конечно, угнетенные мигранты из третьего мира или озлобленные маргиналы мировых мегаполисов, униженные и оскорбленные в мире ликующих и праздноболтающих  вряд ли согласятся с этим утверждением. Но все хорошо не бывает. И пряников, как сказал поэт, всегда не хватает на всех. 
Иеремия Бентам, основоположник философии утилитаризма и сторонник теории разумного эгоизма, оптимальный режим общественного устройства определял так: наибольшее благополучие для наибольшего количества людей. Нашим большевикам этого показалось маловато, и они положили своей целью скорейшее устройство всеобщего счастья. В принципе, ничего сложного в этом нет, – ведь человек создан для счастья, как птица для полета, и нужно просто оторвать руки тем, кто связывает ему крылья. То есть экспроприировать экспроприаторов. Какая замечательная была мечта! А что из этого вышло… 
Удручающая странность истории в том, что большинство людей каким-то образом всегда оказываются в меньшинстве.
 
9 августа 
От моего юношеского увлечения античностью в память запало много чего из хрестоматийного набора крылатых изречений и сильных выражений, не потерявших со временем ни прелести, ни мудрости. На то она и классика… 
Боги Греции и Рима ушли из реального мира, чтобы остаться в мировой культуре. Словно на незримом рубеже истории гений античности, обращаясь к гению христианства, произнес чеканную формулу, которой римские консулы передавали полномочия преемнику: Feci quod potui, faciat mtliora potentes. (Я сделал все, что мог; кто может, пусть сделает лучше). Potentes… то есть – кто может; увы! во многих отношениях последующие эпохи оказались impotentes; такой концентрации творческого потенциала Европа не достигала вплоть до Ренессанса, да и после него такое случалось не слишком часто.
С другой стороны, в многой мудрости много ерунды. Хорошего много не бывает. Вот и среди множества классических максим кое-что кажется мне сомнительным по смыслу. Скажем, мое нравственное чувство смущает одна малоизвестная сентенция... Она такова: Детям, женщинам, рабам и животным надлежит быть счастливыми. Что это значит? Понимай как знаешь….
По здравому размышлению, это высокомерное утверждение не является утверждением мужского шовинизма; это кредо стоицизма. Его суть содержится в опущенном выводе: кто обладает свободой, не должен рассчитывать на счастье. Смысл жизни не иллюзорное блаженство, а собственное достоинство, которое гордый человек должен хранить при любых обстоятельствах. Пока в силах. А кто не сможет жить с достоинством, тот должен, по крайней мере, умереть с честью. Один из самых славных мужей древности афинянин Перикл, обращаясь к согражданам в трудные времена, сказал так: считайте за счастье свободу, а за свободу – мужество. ****) На закате античности один знаменитый философ, приговоренный своим самодержавным учеником к смерти, подытожил опыт стоицизма в одной короткой максиме: счастлив тот, кому не нужно счастья. *****) Затрудняюсь сказать, как следует понимать горькую мудрость римского стоика – как подтверждение или как опровержение героического призыва греческого стратега… 
 
10 августа 
Ирония – лекарство от фарисейства. Когда дух эпохи сгущается в пафос так, что на душе становится тошно, ирония – отдушина. 
 
11августа 
Я родился в стране, где государство забрало все права, а на долю отдельных людей оставался только долг перед родиной; выходило, что жизнь дается в кредит, который нужно отрабатывать. Вопреки порядку вещей, установленному властью, я хотел быть свободным. И стал им. Оказалось, что свобода – вещь неудобная. Неизбежные издержки жизни списывать не на кого. И совмещать условности чести с условиями жизни дело не простое…
Свобода в человеке обложена прогрессивным налогом долга: чем свободнее человек, тем больше с него спроса. И это справедливо. В каталоге житейских благ свобода должна стоять на первом месте. Сама по себе она ничего не стоит, но составляет необходимое условие всего по-настоящему ценного. На свете счастья нет, но есть покой и воля… ******)
Из всех гарантий хорошей жизни самые надежные – возможность располагать своим временем и способность владеть самим собой.
 
*) Николай Майоров «Мы». 
**) Владимир Высоцкий «Братские могилы».
***) Борис Пастернак «Поездка в армию».
****) Фукидид «История»: II; 43.
*****) Сенека «Письма к Луцилию»: 90; 34.
******)Александр Пушкин «Пора, мой друг, пора…».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям