Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 

Осадок дня

07.04.2013

 1 апреля 

День смеха. Он же День дураков. Славный обычай – раз в году позволить себе забыть о смертельной серьезности этой жизни. О эти дурацкие розыгрыши! разной степени глупости и жестокости…

Попасть в смешное положение полезно для нашего тщеславия, но болезненно для самолюбия. Приходится быть настороже. Как говорится в народе: первого апреля никому не верю. Народ у нас ушлый и умный. Наши люди друг друга насквозь видят. Нас на мякине не проведешь. Нас вокруг пальца не обведешь. Но почему-то в конечном итоге при всех расчетах мы остаемся в дураках. От отчаяния и уныния нас спасает лишь счастливая способность посмеяться над собой.

Наверное, Адам, изгнанный из Эдема, тайком пронес этот чудесный дар через таможню на границе рая с реальностью, запрятав его в себе под покровом скорби. Ангел с огненным мечом, по метафизической природе своей начисто лишенный чувства юмора, пропустил по неведению, а Господь попустил в облегчение, яко благ и человеколюбец.

2 апреля 

Аристотель в трактате по этике ограничивает место смеха в обществе. Те, кто в смешном преступают меру, считаются шутами и грубыми людьми, ибо они добиваются смешного любой ценой… шут подчинен смешному, и, если выйдет потеха, он не пощадит ни себя, ни других .*) Да уж! ради красного словца…

Платон в намерении урезонить смеховую стихию заходит еще дальше. В виде забавы всякому дозволено говорить о любом человеке смешные вещи, однако без гнева; тому же, кто высмеивает с неприязнью и гневом, это не будет разрешено… Вопрос этот никак нельзя оставить в стороне: надо определить законом, кому разрешается осмеяние, а кому нет. <…> Различать это поручается попечителю всего в целом воспитания молодежи: что он одобрит, то человек, сочинивший шутку, может использовать публично, а что он отвергнет, того этот человек никому не должен показывать. **) Ослушника закона, как полагает суровый основоположник философского идеализма, должно изгнать из страны в один день.

Удивительно, как у наших законодателей не дошли руки до такого общественно значимого явления! Граждане смеются, как вздумается; потешаются, невзирая на лица. Это непорядок. Поскольку таким образом подрывается авторитет государства и правительства, то всякий сарказм, направленный против существующего положения вещей, следует приравнять к подрывной деятельности. Для начала принять закон «О недопустимости злостного осмеяния» и назначить главного агеласта, уполномоченного по правам осмеянных.

Неологизм агеластия (гр. agelastie – несмеянность) образовал великий насмешник Франсуа Рабле. Подозрительное отношение к сатире философ Жан Бодрийяр выделил в качестве характерного симптома всех идеологий: не сметь смеяться! То, что выдерживает нападки, не переносит насмешки. Не случайно же шутовская акция Pussy Riot, пародия молебна и профанация протеста, вызвала большую ярость властей предержащих, чем любая другая оппозиционная деятельность, рассчитанная всерьез и надолго. Так что было бы логично в законном порядке ввести серьезность в реестр гражданских обязанностей.

Ума не приложу, как это можно сделать… так ведь с нас и спроса нет: на такие дела у нас есть Государственная Дума. Которая может так приложить ум, что мало не покажется. Проголосует единогласно за ведение квот на смешное – и все дела. И тогда у записных зубоскалов не будет никаких проблем, а у тех, кто вздумает шутить с законом, не будет никаких шансов.

3 апреля 

Один видный парламентарий, обидевшись на насмешки прессы, обозвал журналистов мелкими тварями (мелкими – в сравнении с чем? видимо, крупными полагая себя и своих коллег). И с блатным понтом пообещал разобраться со всеми охальниками. Видимо, следует ожидать внеочередного смехотворного законопроекта.

4 апреля 

Один знаменитый писатель в своих путешествиях по СССР сделал весьма характерное наблюдение. Власть не понимает шуток; при столкновении с властью улыбка – бестактность, доказательство неуважения. А еще не следует надолго останавливать взгляд на том, кто облечен властью.***) Дело, видимо, в том, что улыбка произошла от оскала; звери при встрече показывают зубы в порядке превентивной меры: видишь, какой я крутой? так что подожми свой хвост… Поэтому улыбаться официальному лицу, даже из лучших побуждений, всегда рискованно – альфа-самец, стоящий во главе стаи, может усмотреть в вашей уверенности в себе вызов своему авторитету.

5 апреля 

У православных Великий пост. Для истинно верующих – время смирения, для уверенных в своей избранности – дни гордыни. Фарисеи, соблюдающие предписанную диету, представляют свое воздержание духовным подвигом и богоугодным делом. Фарисеи убеждены, что сбережения от соблазна чревоугодия они надежно вкладывают в устройство райского местечка. Понимая евангельскую заповедь собирайте себе сокровища на небе в прямом и непосредственном смысле, как слоган рекламы инвестиционного фонда. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…****)

Это бы еще ладно; худо, когда нищие духом начинают спекулировать церковными ценностями. И тогда простодушным прихожанам, алчущим и жаждущим правды, в духовное окормление предлагается, мягко говоря, осетрина второй свежести и седьмая вода на киселе. Примеров тому тьма. Вот как один из православных литераторов описывает старательными стихами евангельское чудо с воскрешением сына вдовы.

Это было в городе Наине,

Плач стоял – вспухала голова.

Безутешно плакала о сыне

Возле гроба свежего вдова.

Оставим литературным критикам красоты слога. Но разве уважительное отношение к Священному Писанию не есть непременное условие христианской литературы? Лука, у которого изложен этот эпизод, говорит, что Иисус подошел и прикоснулся к смертному одру единственного сына вдовы: одру, а не гробу. Далее –

Сын воскрес, как заново родился.

Лица всех улыбками цвели.

Если евангелист сообщает, что очевидцев чуда всех объял страх *****), – вправе ли современный автор отвергать его свидетельство? Ужас суеверных евреев при виде воскресшего покойника наделяет сообщение психологической достоверностью, а расцвет лиц улыбками придает евангельскому сюжету слащавый привкус благочестивого вранья. Но если от такого авторского своеволия испытываешь лишь некоторую неловкость, то последующий анахронизм озадачивает внимательного читателя так, что голова вспухает –

«Господи», – народ перекрестился,

Поклонился низко до земли.

Как, скажите пожалуйста, народ мог перекреститься, то есть совершить крестное знамение, являющееся ритуальным жестом христианского благочестия, до распятия Христа – до того, как крест стал сакральным символом вероисповедания?! Следствие прежде причины – это чудо, логически и хронологически совершенно невозможное. В такое даже Тертуллиан, выводивший веру из абсурда, вряд ли поверил бы. А нам ничего, сгодится…

6 апреля 

Если это не скрытая пародия (в чем благонамеренного сочинителя заподозрить грешно), то, как ни крутите, профанация сакрального. Притом откровенно скверная, – как по стилю, так и по смыслу. Не понимаю, как такое может быть. Меня, атеиста милостью божией (парадоксальное самоопределение сюрреалиста Луиса Бунюеля), и то коробит от такого. А уж священнослужители по определению должны отвергать всякие попытки превратить христианскую апологетику в духовную конъюнктуру. Они же благословляют такую халтуру и дозволяют в душеспасительное чтение! То ли святые отцы сами не заглядывают в то, что издается под их эгидой, то ли полагают, что прихожане получают оное чтиво не в назидание, а в наказание за грехи…

7 апреля 

Всемирный день здоровья. Что такое здоровье? Устойчивое равновесие всех физических и психических параметров активности живого организма. Состояние, позитивный смысл которого ускользает из всякого констативного определения. Ценность здоровья постигается ценой потери. Кто имеет его, не знает, что имеет, а кто знает, тот не имеет его. Все, что можно определенно сказать о здоровье, можно свести в три слова: здорово это здорово!

Здоровье – это отсутствие болезни: доля, безусловно, благая, но сама по себе пустая. Здоровье еще не счастье. Но без него счастья нет. Мысли болящего роятся вокруг страдания, и чувства его замыкаются в самочувствие. По слову Симеона Полоцкого, плоти бо изнемогшей ум не добр бывает.

Здоровье – суверенное состояние организма, когда все системы функционируют в штатном режиме и природной энергии для жизни хватает с лихвой. Избыток сил, как правило, тратится на вредные излишества, – следствием чего становится преждевременный износ и отказ отдельных узлов, а также значительное снижение коэффициента полезной деятельности. Но, с другой стороны, согласно всемирному закону о прожиточном минимуме, – каково бы ни было ваше здоровье, его хватит вам до конца жизни.

Мы как-то по-детски верим, что здоровье нам дают занятия физкультурой. Тем более что само государство реформой здравоохранения занимается с прохладцей, намного больше вкладываясь в развитие спорта. Так что наш удел – бег на месте. Или бег трусцой. Бег от инфаркта… к инсульту. Посмотришь на такого беглеца от действительности, трусящего неровной рысцой по дорожкам чахлого сквера… эх, бедолага! от судьбы не убежишь. Окрестные собаки смотрят на него с подозрением, а прохожие люди с осуждением: дурью мается! Делать не хрена, так пошел бы пивка попил. Или – воскресенье же! – отдохнул как человек, посидел с людьми да водочки выпил.

Тем более есть повод – Всемирный день здоровья! надо ж отметить… благо, здоровье позволяет. Если здраво рассудить… Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне. ******) А мы и радуемся! как умеем. За что пьем? Ясное дело – за здоровье! – А ты, мужик, чего не пьешь? – Не могу; доктор запретил. – Это, брат, легко поправить! Мне мой тоже запретил, но я ему конвертик сунул, и он разрешил. Так что – давай за доброго доктора Айболита! За него грех не выпить…

*) Аристотель «Никомахова этика»: 1128а.

**) Платон «Законы»: кн. 11.

***) Рышард Капущинский «Империя».

****) Евангелие от Матфея: 5; 12.

*****) Евангелие от Луки: 7; 16.

******) Генри Дэвид Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям