Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

21.04.2013

15 апреля понедельник 

Всемирный день культуры. В этот день в 1935 году в Нью-Йорке ведущими державами подписан Пакт мира, обязавший все страны охранять культурное наследие человечества во всех обстоятельствах, вплоть до военных действий. Вскоре началась Вторая мировая война, в ходе которой все достижения цивилизации, кроме технологий разрушения, оказались недействительны. Благими намерениями вымощена дорога в ад.

В этот день в 2013 году в Москве открылась международная конференция «Культура в эпоху перемен». Мир меняется непрерывно – и непредвиденно. Участники форума делятся своими тревогами: традиционные формы культуры под угрозой. Деятелям культуры есть о чем поговорить и посетовать, но… что они могут поделать?

Одна из главных проблем современности – сужение сферы интенсивного чтения. Книга как таковая теряет читателей и почитателей. Продвинутые пользователи Интернета считывают информацию с дисплея своего гаджета. Поскольку основной пакет информации визуализируется (смысл сводится в образ), в сетевом сознании возникает видимость знания. Так начинается галлюциногенная эпоха. Под напором внутреннего варварства высокая культура оставляет стратегические позиции в реальном мире и отступает на вершины духа. Места творцов занимают иллюзионисты.

16 апреля вторник 

Притом что в порядке моих занятий чтение занимает основное место, желание поделиться впечатлением о прочитанном возникает нечасто. Ибо чтение – занятие интимное, коему присущи покой и воля, и советовать кому-либо что бы то ни было все равно, что навязываться в провожатые там, где каждый гуляет сам по себе. Но эту книгу я имею смелость рекомендовать каждому, кто не потерял надежды на русскую литературу, –

Евгений Водолазкин «Лавр».

Москва: Астрель, 2013.

Жанр книги в подзаголовке определен через отрицание: неисторический роман. Я бы предложил неологизм: анахроника. То есть хроника событий вне времени. Если это постмодернизм, то самого высокого разбора. В любом случае это нечто значительное. И при этом захватывающее чтение. Современные издатели для изделий такого рода придумали торговую марку интеллектуальный бестселлер. (Мировые примеры: Умберто Эко «Имя розы» и Йен Пирс «Перст указующий»; отечественный образец жанра: Антон Уткин «Хоровод»). Но если критика проверит текст по критериям магического реализма, (эталоном которого стал шедевр Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»), роман все равно окажется превосходен. А еще эта книга – роман воспитания. И – love story: история любви, превосходящей жизнь. И отчасти fantasy. И книга странствий, то есть травелог. А также философский роман. Все жанры, кроме скучного – в одном тексте, читающемся одним духом.

Однако истинной основой этого произведения является основной жанр христианской словесности – житие. Евгений Германович Водолазкин, доктор филологических наук, сотрудник отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН – авторитетный ученый и великий знаток родной старины. А еще, как ученик академика Лихачева, человек философского склада ума и безупречного литературного вкуса. В этой книге исследователь, мыслитель и писатель сошлись в единое явление. Явление литературы.

Сюжет романа – жизнь человека, от рождения до смерти. Фабула романа – судьба человека, от падения до спасения. Главный (заглавный) герой – личность воистину необыкновенная; его великий дар любви становится погибелью для любимой, но искупление им невольного греха несет избавление многим. Ибо наибольшее в любви – самоотверженность. Меняя имена (Арсений « Устин « Амвросий « Лавр), герой по лестнице отречений от себя поднимается к обретению самости. Меняя занятия (целитель « юродивый « паломник « схимник), герой проходит по этапам путь от данного к должному. Постмодернистская ирония, пронизывающая стилистику книги, оказывается в избирательном сродстве с духом юродства, опосредующем ее проблематику. Изощренная ироничность не снижает житийной торжественности, а просветляет темную глубину христианского экзистенциализма. Повествование о жизни и судьбе человека предельно серьезно в содержании. Жизнь – мозаика эпизодов; образ целого видится только sub specie aeterni *) Назовем это непостижимое оправдание бытия Богом. Религиозное сознание зиждется на едином принципе: следуй правде, и Бог позаботится о смысле. И тогда не важно, куда ты идешь – ты придешь, куда надо. Неисповедимы пути господни, но все они сходятся в бесконечности.

Книга жестоких деяний и чудесных явлений, составляющих всеобщую историю – о чем же все-таки этот роман? О времени? О современности? О со-временности! – то есть со-бытийности всех времен, бывших и будущих, открывающихся разуму в исчезающем настоящем. Действие отнесено к XV-XVI векам, периоду перехода от Руси к России, от летописного времени к историческому. Однако в структуре текста минувшее и грядущее таинственно соприкасаются: топология времени не сводится к хронологии. Как утверждает один из прозорливых персонажей, в ходе событий старое не теряется, но входит в новое. Возлюбив геометрию, движение времени уподоблю спирали. Это повторение, но на каком-то новом, более высоком уровне. Или, если хочешь, переживание нового, но не с чистого листа. С памятью о пережитом прежде. Такое видение порядка вещей меняет место человека в мире. И направление мыслей в человеке. Диалектика Гегеля и мистика Апокалипсиса в нашем сумеречном сознании сходятся в одну идею конца истории. И одну надежду на возвращение в вечности всего потерянного времени.

Этот текст как мост между древностью и современностью. Он возвращает в духовный оборот нетленные ценности нестяжательства, связанные с учением и личностью Нила Сорского. И обращает наш внутренний взор к фаворскому свету, мистической озаренности русских исихастов – от Сергия Радонежского до Андрея Рублева. Приближение автора к тайне исихазма **) – приобщение читателя к сокровенному смыслу православия. И его прикосновение было глубже любых слов. Оно рождало ответ в голове самого вопрошавшего, ибо тот, кто задает вопрос, часто знает и ответ, хотя не всегда себе в этом признается. По мере того, как ищущий себя избавляется от лишнего в себе, все яснее проявляется главное в нем: образ божий.

В завершение рецензии пафосный вывод. Вот книга, которой не доставало – дондеже ***) ожидаемая и паки непредвиденная. Книга ясная и светлая, как икона северного письма. Я надеюсь, что сказанного достаточно, чтобы заинтересовать читателя настолько, чтобы он нашел случай и дал себе труд прочитать хотя бы сорок начальных страниц; остальные четыреста прочитаются само собой.

17 апреля среда 

Сознание есть зерцало вечности во времени. Мудрость – созерцание смысла сущего; этот смысл, словно амальгама зеркала, образуется от соединения преходящего и непреходящего.

Интуиция, обостренная страхом божьим и человеческим горем, догадывается о высшем смысле существования, потерянном в хитроумных лабиринтах рационального знания. Те относительные истины, до которых хромой разум доходит лишь задним числом, изначально предположены и превзойдены в свободном полете духа. Но в отрыве от житейского опыта воображение пропадает без возврата в холодной и темной бесконечности вселенной, не достигая заветной цели. Мудрость суть гармония интуиции и рассудка.

То, чего мучительно не хватает нашей эпохе, не вера и не опыт, а мудрость: свет, мерцающий в глубине печали…

18 апреля четверг 

Международный день охраны памятников и исторических мест. Иногда думается, что проблема сохранения пережитков прошлого является костью, брошенной общественности, чтобы отвлечь внимание от проблемы определения параметров будущего.

Когда в стране нет социального согласия, сбиться с толку не трудно. Так наша общественность организовала протестные выступления по поводу строительства нового корпуса поликлиники на территории уже существующего комплекса областной детской больницы. Можно понять гордое недоумение главного врача Владимира Круглого, коренного орловца и потомственного интеллигента, который отвечает за строительство. Когда целые кварталы без всякого резона застраиваются элитным жильем или частными особняками, вроде как никому печали нет. А вот когда благоустраивается лечебница для страждущих детей, ревнители старины с канонизированным образом Лизы Калитиной идут крестным ходом поперек общего дела.

Что такое Дворянское гнездо? Символическое выражение с неясным содержанием. Ротонду над Орликом можно позиционировать как точку зрения в ретроспективу. На тысячу верст кругом Россия, которую мы потеряли. ****) Кто виноват? Если в деле о выморочном наследстве Лизы Калитиной мы не смогли доказать своей правомочности и дееспособности, что искать виноватых… Легко обличать чиновников, не умеющих наладить нашу жизнь, но что может поделать даже самая добросовестная администрация, если народ относится к общему хуже чем к чужому.

19 апреля пятница 

Худо, когда свой край для людей не отечество, а местожительство. Но и то нехорошо, если местный патриотизм перерождается в местечковое чудачество. В разладе со здравым смыслом благие намерения являются легким способом избегать ответственности, а критика властей становится злорадством или юродством.

20 апреля суббота 

Действительность не согласуется с принципом энтузиазма, но соотносится с принципом реальности. Если верить Гегелю, все разумное действительно, все действительное разумно. С опытом я разуверился в этом постулате. Ибо легко выдать желаемое за действительное. Иже благонамеренную глупость представить в самом лучшем виде.

21 апреля воскресенье 

День местного самоуправления. Как-то у нас с этим не очень… Система управления в геометрической прогрессии возрастает по вертикали; притом что ответственность спускается вниз, а полномочия стягиваются вверх. Переменный ток власти пульсирует между самовластием на вершине иерархии и самоуправством в ее основании.

*) (лат.) – с точки зрения вечности.

**) (от греч. hesyhia – тишина и отрешенность) – мистико-этическое учение, сформировавшееся в XIV-XV веках в глубине православия.

***) (церковнослав.) – здесь: до сего дня.

****) Контаминация расхожих выражений Ивана Тургенева и Станислава Говорухина. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям