Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 

Осадок дня

19.05.2013

13 мая 

Видимо, по непонятным нам причинам, решением неведомых нам сил календарные лимиты весны заметно урезаны. Если в марте еще была зима, то в мае уже настало лето. Кто бы обижался, а нам в радость.

Как хорош город в начале летней поры! Сколько в нем еще неизжитой природы! Прохладное пламя сирени, зачарованная метель черемухи, солнечные брызги одуванчиков. И – благоухание… благорастворение воздухов! хотя к букету ароматов непременно примешается какой-нибудь скверный запашок – будь то модернистский угар дизельного перегара, будь то тлетворный дух гниющего мусора. Но – не такова ли жизнь? Все хорошо не бывает, но есть надежда на лучшее.

День полнится изобилием солнца, и все живое в ускоренном темпе наверстывает время, пережитое в режиме ожидания. Вокруг столько разной жизни, что мир кажется избыточным. На каждой пяди по ростку, на каждой былинке по букашке, на каждой ветке по птице. В густеющей синеве майские жуки шарахаются от шустрых теней: к ночи господство в воздухе переходит от стремительных стрижей к проворным нетопырям. Над городом зависает новорожденный месяц, словно обрезок золотого ногтя какой-нибудь из античных богинь…

В такие дни как-то само собой случается в нас душевное равновесие, когда озабоченность и обнадеженность мирно делят меж собой нашу сердечную недостаточность. И кажется, что мир устроен так прочно и просто, что тревожный вопрос о спасении души отодвигается в сторону, откладывается на потом, на крайний случай, на когда-нибудь. И верится, что если даже будет конец света, все кончится благополучно.

14 мая 

Для всех день как день, а для меня он особый. Вышел в свет третий том своемерных заметок на полях календаря –

Владимир Ермаков «Осадок дня 2012»

Орел: АПЛИТ, 2013. 360 стр.

Мало сказать, я рад этой книге; я ей горд!

Все, что я умею в своем ремесле, хотелось явить в форме, максимально свободной от жанровых ограничений. Судя по истории литературы, это искушение никогда не оставляет литераторов: желание высказаться напрямую – не полагаться на посредство сюжета и персонажей или потворство ритма и рифм, а повернуться лицом к читателю.

Все, что я понимаю в этой жизни, хотелось синтезировать в едином тексте, не имеющем иного предназначения, кроме как быть сознательно и сочувственно прочитанным кем-то, для кого наш мир так же непостижим и неописуем, как и для меня.

Насколько обоснован этот амбициозный проект? Как и любой текст, претендующий на литературный статус – в той мере, в которой он может быть признан. Значение произведения зависит как от того, кто его пишет, так и от того, кто его читает. *)

Насколько мне удается соответствовать собственному замыслу? Понятия не имею. Случается, кто-либо останавливает меня на улице, чтобы сказать по случаю несколько добрых слов – и я радуюсь и теряюсь. Бывает (к счастью, редко), кто-то недовольный выскажет редакции претензии по части своемерных заметок – и тогда я расстраиваюсь и теряюсь. Но во всяком случае остаюсь при своих интересах. И – продолжаю на свой страх и риск. В надежде взрастить в словесном поле собственный смысл. Нам остаются попытки. Остальное не наше дело.**)

Не отличаясь особым умением устраивать свои дела, относительной успешностью своих литературных трудов я обязан содействию людей, поддержавших авторские претензии безвозвратным кредитом доверия. У нас не принято предварять книги словами признательности, потому не хочу напрягать своей благодарностью тех, кто каким-либо образом потворствовал моему авторству. Надеюсь, что никто из них не сожалеет о своей поддержке. А еще пуще надеюсь, что никто из тех, кто поддержит эту книгу прочтением, не пожалеет о потраченном времени.

15 мая 

Международный день семьи. С тех пор, как в Европе понятие семьи расширило значение за счет признания однополых браков с приемными детьми, этот праздник, установленный ООН с самыми серьезными намерениями, стал обретать травестийный (чтобы не сказать – фарсовый) характер. Словно гротескные персонажи разнузданного карнавала получили полную власть над реальностью… Каким идиотом должен чувствовать себя государственный служащий, вынужденный торжественно провозглашать старую ритуальную формулу, скорректированную применительно к обстоятельствам: именем государства объявляю вас мужем и мужем (женой и женой)!

Филолог и культуролог Михаил Бахтин, всемирно признанный как оригинальный мыслитель, в своей знаменитой книге ***) обосновал карнавальную стихию как практику социальной терапии: оправдание порядков этого мира через осмеяние его пороков. Поэтому в карнавальных образах так много изнанки, так много обратных лиц, так много нарочито нарушаемых пропорций. Мужчины переодеты женщинами и обратно, костюмы надеваются наизнанку, верхние части одежды надеваются вместо нижних. Та же логика изнанки и перестановок низа вместо верха проявляется в жестах и телодвижениях: движение задом наперед, сидение на лошади лицом к хвосту, хождение на голове, показывание зада. Азартная игра в мир навыворот. Разве не по тем же принципам строится мир постмодерна? Однако перманентный карнавал, тихой сапой присвоивший права на повседневность, превращается в навязчивый кошмар.

Мораль карнавала в том, что принцип реальности доказывается от обратного. Это была своеобразная игра в грех с целью наилучшим образом его изгнать. ****) Накануне Великого поста народ прельщался соблазном вседозволенности – чтобы с тем большим рвением предаться покаянию. Пусть обычный образ жизни не очень хорош, но опровержение его, явленное в показательных бесчинствах, еще хуже, поскольку без наличия конвенциальной нормы невозможно удержать злое начало в разумных пределах.

Теперь же, когда извращенное уравнивается в правах с нормативным, реальность оказывается под сомнением. Традиционные устои общественного устройства размываются темными водами бессознательного, выпущенного из отстойников разума. Когда кончится карнавальный угар, возвращаться будет некуда.

В рескрипте богословов Парижского университета «О дозволенности масленичного народного гуляния» (1444) смысл карнавальных вольностей пояснялся следующим образом: Надобно, чтобы глупость, которая является нашей второй натурой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году свободно изжить себя. Постановлением парламента Франции «Об отмене действия закона природы в сфере семейного права» (2013) вторая натура получила равные права с первой.

16 мая 

У нас это не пройдет. У нас сторонники любви особого рода народной поддержки не получат. Назвать двух влюбленных друг в друга мужиков семейной парой… язык не повернется. Хотя бы потому, что в нашем языке не предусмотрена возможность равноправного оскорбления по половому признаку.

17 мая 

Прежде чем начинать реформирование брака, следует провести расширение мата. Голубое лобби, дабы уравнять гомосексуалов с гетеросексуалами, должно добиться, чтобы Государственная Дума специальным указом узаконила в качестве нецензурного выражения риторическое утверждение, означающее, что субъект речи вступал в сексуальные отношения с отцом объекта его критического высказывания. То есть утвердить (и тут же запретить) идиому, адаптированную к новым гендерным стандартам: … твоего отца. А как иначе задеть за живое человека, у коего два отца и ни одной матери?

18 мая 

Международный день музеев. Большую часть жизни я проработал в Орловском краеведческом музее. Для человека без больших амбиций, но с разумными претензиями трудно найти лучшее место для философского отношения к жизни. Как сказал один выдающийся деятель культуры, – Уж если где-нибудь служить, то только по музейной части. *****) Вот и я для себя некогда избрал эту благую участь. Выдающимся деятелем культуры, правда, я не стал, но стал «Заслуженным работником культуры» – признаться, сверх ожиданий; свой вклад в музейное дело я оцениваю трезво… музей дал мне больше, чем я ему.

Музей – наглядная модель вечности. Глубина времени измерена резонами разума; останки истории представлены как нетленные мощи событий. Дух сомнения ищет в музейной экспозиции утешения и успокоения. Если, вдосталь наглядевшись на старый порядок вещей и вдоволь налюбовавшись образами былого, посмотреть с точки зрения истории на современность, можно увидеть (уловить, угадать… нет слова!), как сквозь бестолковую сутолоку в жизни проступает нечто непреходящее.

19 мая 

Может статься, я в чем-то не прав. Очевидно, в моих текстах есть множество сомнительных мест. Хотя бы потому, что со своей позиции о многих вещах я мог судить только по умозрению – отвлеченно, отдаленно и отрешенно. Ну что ж…

Случается, что мое мнение не находит понимания даже в референтной среде. Бывает, даже самые близкие мне люди не принимают моих утверждений. Я сожалею об этом… но, если не нахожу в спорной мысли логической слабины, стою на своем. Иначе труд ума не стоит стараний.

Я никого не пытаюсь в чем-либо убедить. И никому не стараюсь понравиться. Ни тем, кто держит бразды правления, ни тем, кто держит кукиш в кармане. (Хотя, что греха таить, хотелось бы, конечно, быть всем любезным). Пока мне удается сохранять свое независимое состояние, ни официальная точка зрения, ни общественное мнение не будут определять порядок моих суждений и способ их выражения. А когда не будет возможности нести отсебятину, почту за лучшее воздержаться от публичного высказывания, но не встраиваться в рамки господствующего дискурса.

То, что является оправданием моих своемерных заметок – не своя правота, а право на сомнение. Есть люди пафоса, и есть люди скепсиса. Деятели и мыслители. Поскольку особого проку от моих трудов не было, остается надеяться, что из моих размышлений выйдет хоть какой-нибудь толк…

Всем хорошим во мне я обязан книгам.******) Мне хотелось бы думать, что своими книгами я выплачиваю процент по ссуде ума. Долг, по которому никогда не рассчитаться.

*) Витольд Гомбрович «Дневник».

**) Томас С. Элиот «Ист Коукер».

***) Михаил Бахтин «Творчество Франсуа Рабле».

****) «Словарь средневековой культуры» (ст. «Праздники»).

*****) Александр Бенуа «Мои воспоминания».

******) Максим Горький «О книге». 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям