Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 

Осадок дня

16.06.2013

10 июня 

Из немногих свободных от насущных нужд денег жена купила фарфоровую корову. Большая такая (15 см в холке), забавная: палевая с черным, и по всему туловищу разрисована веселыми цветами… Зачем она нам? Низачем. Просто так. Теперь эта прелестная несуразность стоит на полке, опустив морду к блюдцу с леденцами, словно раздумывая над сомнительной едой… Такая ерунда! А глянешь ненароком – и чувствуешь себя чуть легкомысленнее.

Каждый раз удивляюсь безошибочной художественной интуиции моей разносторонне одаренной жены: что бы она ни делала, из всего выбирает нечто, само по себе вроде обыкновенное, – но вокруг выявленного и выделенного объекта, поставленного в нужное место, образуется эстетическое пространство, где все становится как бы лучше себя. Это и есть дизайн: утверждение внутренней идентичности через создание аутентичной внешней среды.

Модуль этой полосы, кстати, ее работа.

11 июня 

Явление красоты – откровение или сотворение? Мы обнаруживаем прекрасное, то есть в процессе созерцания постигаем нечто, присущее сути вещей, – или воображаем прекрасное, то есть в акте восприятия наделяем вещи неким новым качеством, прежде им не свойственным? Внятного ответа нет; эстетика как наука больше мистика, чем математика.

12 июня 

День России. Главный государственный праздник. Истинные россияне исполняются в этот день похвальных патриотических чувств… Я сказал: россияне – и тут же усомнился в уместности слова. Ну не любят россияне зваться россиянами! Это звание, данное нам сверху, вызывает внутреннее неприятие, ассоциируясь с кризисом идентичности, образовавшимся в нашем сборном народе после распада СССР. 

Однако и отказ от общего понятия был бы геополитической глупостью. Свое мнение мне пришлось однажды высказать в ходе заочной дискуссии по национальному вопросу. Ниже приведена часть текста, размещенного на сайте ПОЛИТ.РУ и, как мне кажется, сохраняющего актуальность.

РОССИЯНЕ – ЭТО КТО?

В ходе становления многонациональных государств неизменно возникает проблема синтеза отдельных этносов в нечто новое и целое. Скажем, в Римской империи ресурс развития обеспечивался статусом римского гражданства: национальная и конфессиональная специфика, при условии лояльности к имперским стандартам, являлись частным делом. Что-то в этом роде было в СССР. Как ни условно понятие советский человек, за ним стояла определенная реальность. В идеологической оболочке содержался смыслообразующий активный элемент – свернутый в концепт цивилизационный проект новой исторической общности людей. Не отменяя национальной специфики, образ жизни формировал на базе модернизированной русской великодержавности универсальную имперскую норму – на вырост. Закрытие того проекта еще не означает его несостоятельности. Более того, ускоренная интеграция Европы показывает перспективность такого пути.

Если мы настаиваем, что Россия не просто суверенное федеративное государство, а особая цивилизация, то необходимость интегрального идентификатора безусловна. Аналогично концептам американец и европеец сборным пунктом нового суперэтноса (термин Льва Гумилева) выступает соборное понятие россиянин.

Собственно, определение россияне ввел в оборот писатель и мыслитель Николай Карамзин, употребив его в положительном смысле в своем программном трактате «О древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях», поданном в виде доклада царю Александру I в марте 1811 года. К сожалению, скомпрометированное политическими склоками новейшего времени слово «россиянин» обросло негативными коннотациями. Да и языку оно не очень приятно: что-то в нем едкое и кислое – как слабый ток лизнуть. Но – что делать… пока ничего другого, стилистически более точного, не предложено, наш цивилизационный синтез, весьма сложный и неровный, будет проходить под этим вербальным коэффициентом общности.

Кризис внутренней идентичности в условиях высокого социально-экономического напряжения и повышенного геополитического давления проходит особенно болезненно. У Жана-Поля Сартра есть гениальное определение сходной экзистенциальной ситуации, относящееся к проблеме антисемитизма. Еврей – это человек, на которого другие люди смотрят как на еврея, и который обязан сам выбирать выход из созданной для него ситуации. В некоторой мере с такой же проблемой сталкиваются российские граждане.

Наверное, было бы намного проще, если бы Российская Федерация смогла устроиться в своем медвежьем углу по образцу Швейцарской Конфедерации: тихо и мирно, сыто и скучно… Так ведь нет! – и прежде не давали, и впредь не дадут. Поэтому мы вместе. Так можно выстоять, а иначе нет. Сплочение двунадесяти языков в некое наднациональное единство происходит явочным порядком под внешним давлением, но по внутреннему согласию на общую историческую судьбу. Россиянами становятся, принимая на себя выморочное имперское наследство.

Кто выбирает иной выход, кооптируется в европейцы или американцы, отказываясь от тождества личности и биографии. Дай Бог ушедшим счастья на чужбине. Но нам становится человечески ближе тот, кто занимает пустоту от ушедшего современника и берет на себя его тягло – русский, татарин, еврей, грузин… россиянин!

Что из этого выйдет? Бог весть… Отрефлексировать реакцию синтеза, будучи одним из ингредиентов, достаточно трудно. Для наших дней достаточно общего согласия сохранять основные параметры настоящего, чтобы на этом фундаменте заложить устойчивое будущее. Россиянин – это человек, на которого просвещенные иностранцы смотрят как на русского, вне зависимости от его родного языка, культурных и кулинарных пристрастий, – и кто не собирается оправдываться, что его неправильно поняли, что он вообще-то не местный, и сам душой пострадал от русского шовинизма…

Наша национальная идея в исторической перспективе может быть реализована лишь как общий принцип сложного процесса. А всякий принцип действует тем эффективнее, чем меньше он декларируется и утверждается как принцип. Поэтому все пафосные императивные интонации в данном рассуждении следует считать фальшивыми; автор снимает с себя ответственность за всякие окончательные мнения, случайным генератором которых может быть этот текст.

ПОСТСКРИПТУМ

Если же понятие россияне как совокупное обозначение российского суперэтноса все же не приживется, в нашем словарном запасе есть другое слово: россы. Оно столь же исторично, но более звучно. Оно удобнее в обиходе, и притом не обременено недобрыми воспоминаниями. Гражданин Российской Федерации: росс. Россия – страна россов. Эта тавтология – короткое замыкание смысла – закругляет затянувшуюся дискуссию. Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс! *) Триумфальные фанфары и праздничные литавры, отчетливо различимые в патриотической лирике Гаврилы Державина, как бы утверждают этим честным словом торжественное согласие народов на общую историческую судьбу.

13 июня 

Открытие обыкновенного в ракурсе красоты вносит в жизнь больше гармонии, чем развращение окружающей среды фарисейством красивости. Нет ничего противнее хорошему вкусу, чем нарочитая претенциозность. Повседневные вещи, зараженные гламурными стразами, вызывают брезгливую жалость. Истинная красота таится в смысле вещей.

В своих прогулках по городу, по окольным дорожкам вокруг центра, я взял в привычку, обнаруживая под ногами камни преткновения, подбирать некоторые из них, наиболее приглянувшиеся, и выкладывать вразброс на своем балконе. Почему бы и нет? У кого на балконах цветники, а у меня – сад камней.

Идея не моя. Японская культура выработала эстетическую систему, в которой работа художника является не столько мастерством, сколько умением проникать в суть вещей. Одним из чудес Страны восходящего солнца стал сад камней при дзэнском монастыре Рёандзи: по ровному пространству разбросаны пятнадцать камней разной величины. Больше ничего. Гениальная инсталляция, на века опередившая современное искусство, стимулирует воображение и стабилизирует сознание.

14 июня 

Идея аскетической эстетики давно запала мне в душу. Видение сада камней хранилось в памяти как тайное убежище от вездесущей пошлости, отравляющей окружающую среду. Моим умозрительным идеалом стал образ дзэнского монаха, философа и поэта. Лунной ночью, когда в серебристой мгле мир кажется пустым и призрачным, нет ничего лучше, чем в чистоте одиночества сочинять хайку об обманчивой прелести этой жизни…

15 июня 

Камень, который отвергли строители, перемещенный из эмпирического плана в эстетический, сделался главою угла; все, что обыденно, когда увидено заново, с философской точки зрения – дивно в очах наших. **) Не скажу, что приближаюсь к просветлению, проникаясь скрытой красотой простых вещей, а все же любовное созерцание естественного порядка как-то успокаивает поверхностное волнение обыденного разума.

16 июня 

День медицинского работника. Дай Бог здоровья тем, кто лечит других! Нет в жизни призвания выше, чем служение жизни. Лучшие из врачей – лучшие из людей. А худшие… это ж не врачи, а рвачи! такие исстари не в чести –

Здесь доктор погребен

врачебныя науки.

Великой был он врач,

а врачевать не знал.

С пустою головой имел он

полны руки.

За то, что много врал. ***)

Однако о влиянии личности лекаря на ход лечения не следует судить скоропалительно. Не случайно же слова врать и врачевать имеют общее родословие. Знахарь, изгоняя зловредных духов из страждущего тела, укреплял дух больного, обнадеживая его сверх вероятия. Кто верил тому вдохновенному вранью, тот выздоравливал.

Если в традиционном врачевании предметом был человек; то в системе здравоохранения человек стал предметом. Современная медицина полагает, что большая часть наших болезней имеет психосоматическое происхождение, однако на душевное отношение к пациенту отлаженный процесс лечения не рассчитан. В гарантийных мастерских здравоохранения ремонтируют организмы, до судеб людей нашим узким специалистам дела нет: в итоговой отчетности эта графа не предусмотрена.

Страшно болеть… и страшно лечиться.

*) Гаврила Державин «Хор для кадрили».

**) Псалтирь: 117; 22-23.

***) Александр Сумароков «Эпитафия».

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям