Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

06.01.2013

 24 июня 

Надо же! Год уже к середине. А на полу, в щели под плинтусом, затаилась сухая иголка с новогодней хвойной ветки. Кажется, только что год был новеньким, как с иголочки – и вот… Как незаметно проходит наше время! И куда оно уходит – бог весть.

Как говорят неторопливые фаталисты, когда Бог создавал время, он создал его достаточно. Это интуитивное убеждение согласуется с утверждениями науки. Физики предполагают, что возраст Вселенной исчисляется в 20 миллиардов лет. Отсчет идет от сотворения мира: от момента Большого Взрыва. Казалось бы – такая прорва времени! Но любознательности нашей и этого мало. Сразу напрашивается следующий вопрос: а что было до того? Ничего. Потому что не было никакого до того. Пока не было бытия, не было никакого времени. Исток мира – цельное нечто, названное сингулярностью: некий абсолют, который не соответствует ничему из того, что можно представить. Пространство, свернутое в ноль, и время, замершее на нуле. Все и ничего – в одной точке.

Папа Римский Иоанн Павел II, созвавший в Ватикане в 1981 году космологическую конференцию, усмотрел в теории расширяющейся Вселенной подтверждение христианского учения о сотворении. Обладая редким среди богословов чувством юмора, он попросил ученых об одном – не посягать на последнюю тайну, заключенную в сингулярности: эволюцию Вселенной изучать можно, но не следует вторгаться в сам Большой Взрыв, потому что это момент Сотворения и, следовательно, Божественный акт. **) Видимо, не подвластное воображению общее понятие сингулярности как нельзя лучше подходит для изначального бытия Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. *) Непостижимо – и неопровержимо. В этом вопросе мнения теологов и космологов чудесным образом сходны.

Исходя из принципа симметричности, физики выдвинули гипотезу Большого Хлопка, когда Вселенная в конце времени вернется в исходное состояние. В эпистемологическом плане эта концепция защищает чистый разум от развращающего влияния дурной бесконечности. В эсхатологическом плане предположение о конце всех вещей совпадает с предвидением светопреставления. Не знаю, как вам, но мне от этого как-то легче жить. Неотвратимость конца вселенной снимает с каждого из нас личную ответственность за судьбу бытия.

25 июня 

Античность ограничивала мироздание умопостигаемыми пределами. Как сказал, следуя классической традиции, один мыслитель, плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное. ***) Наши суждения о пространстве и времени соразмерны нашему разуму. Как полагал Платон, время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно. ****) Но разум, не терпящий пустоты, не может осознать ничто – не может его осмыслить. Как сетовал Цицерон, в сознании не вмещается, что было какое-то время, когда никакого времени не было. *****)

Вопрос о том, что было до начала времени, оставшись нерешенным, оборачивается к разуму другой стороной: что будет после его конца? Теологи отвечают: вечность; но что это такое, никто объяснить не берется. Космологи неохотно допускают вероятность обращения времени. Возможно, это опять одно и то же.

26 июня 

Время вселенной разнородно; темпоральные характеристики материальных объектов различаются в зависимости от скорости их движения. Если верить Эйнштейну. (А ему приходится верить, потому что понять его невозможно.) Но и на банальном уровне тихо бытийствующего субъекта время морочит обыденное сознание.

Время – игра сознания с бытием. При удачном раскладе событий можно выиграть время. Но обыграть его, увы, невозможно. Коварство времени никогда не открывается уму так явно, как в темпоральном заторе. Например, в очереди к врачу. Когда мы убиваем время, на самом деле мы убиваем себя, а от него нимало не убывает.

Хронологическое время как основополагающая категория бытия это нечто совершенно иное, чем физическое время как четвертое измерение мира. Скорее, оно единосущно биологическому времени, явленного в судьбе всего живого.

Это самое важное для живущего – субъективное время, непосредственно прилежащее его душе: возраст. Странное слово! По смыслу его выходит, что человек возрастает в той мере, как убывает его срок на земле. Возрастное состояние определяется прежде всего эргономическим принципом экзистенциальных расходов. Молодость – интенсивное и экстенсивное развитие сферы деятельности за счет кредитов под залог всех резервов организма, рассчитанных по оптимистическому варианту. Зрелость – умение соизмерять затраты на жизнь с реальным физиологическим потенциалом. Старость – переход на энергосберегающий режим эксплуатации изношенных систем, когда организм работает (с перебоями) на сэкономленных жизненных ресурсах.

27 июня 

День молодежи в России. В календаре есть и другие дни, выделенные под праздники молодым. Да, собственно, все дни календаря им, так или иначе, в кассу: если не на потребу, так на потеху…

Молодые не понимают, что их преимущество во времени всего лишь временное преимущество. И хорошо, что не понимают. Молодые, зараженные преждевременным благоразумием, не лучше, чем старые, соблазненные запоздалым безрассудством. Кто в юности не отважится вообразить, что его жизнь каким-то образом нужна и важна в метафизическом масштабе, проживет ненужную и неважную жизнь.

28 июня 

Театр «Свободное пространство» закрыл театральный сезон спектаклем «Продавец дождя», приурочив к этому событию официальные (и неофициальные) торжества в честь пятидесятилетия ведущего артиста театра Валерия Лагоши.

В умозрительном срезе орловского культурного ландшафта, если представить картину времени в виде оперативной карты сражения за духовную независимость нашей малой родины, Валерий Лагоша как творческая личность удерживает важную высоту. Своим талантом он поддерживает стратегическую установку главного режиссера Александра Михайлова: чтобы попасть в недостижимую цель искусства, прицел на современность берется без поправки на провинциальность. Свидетельство успешности этой стратегии – признание зрителей и коллег. Так на недавнем международном фестивале LUDY (Орел, 2013) все три представленные театром спектакля награждены призами, включая Гран-при за «Непорочный брак» (реж. Г. Мрувчиньски). А в репертуаре театра нет роли, в которой Лагоша не показал бы мастер-класс игры – в широком спектре от лирики до гротеска.

Лагоша – артист на вырост; каждый спектакль для него – опыт, поставленный на себе. Удачное сочетание природного дара и наработанного мастерства обеспечило за ним видное место на авансцене нашего театра. Он неповторим: мрачное обаяние трагического клоуна и сумрачная харизма героя утраченного времени, составляющие его ауру, гарантируют ему особый статус в труппе. Его парадоксальная цельность странным образом рождается из противоречий – брутальной фактуры и рафинированной натуры, романтической страстности и эмпирической критичности, философической основательности и артистической легкости. Когда характер роли строится на фундаменте неординарной личности, возникает устойчивая иллюзия воплощения: художественное слово обретает плоть, а сценическое действие – плотность.

В период кризиса Орловского драматического академического театра творческая жизнь в «Свободном пространстве» обретает особый резонанс. Эхо наших нынешних оваций рождает отзвук в открытой перспективе новых театральных сезонов, поддерживая нашу надежду на непрерывность культуры.

29 июня 

Как мне кажется, самая богатая на личности человеческая среда – техническая и творческая интеллигенция. Люди искусства – отдельная тема. Художники и артисты по роду своего призвания отличаются некоторой человеческой особостью.

А уж актеры и подавно особые люди. Настолько особенные, что злые языки высказывают сомнение: люди ли они вообще? Ладно, если бы это утверждали режиссеры! Понятно, что каждый Карабас-Барабас видит в актерах лишь своих марионеток, лишенных собственной сущности. Но даже серьезный философ, близко знавший театральную среду, определяет артистов как людей особого склада. Различая в плане прикладной метафизики три типа человеческой души – мещанскую, мистическую и артистическую, Федор Степун видит в последней некий удивительный феномен, свойственный немногим из людей.

Артистическая душа всегда душа грешная и святая, слепая и пророческая, страстно всему отдающаяся и холодно наблюдающая себя со стороны, в священном страхе строящаяся свою жизнь и с горькой иронией провоцирующая свое строительство. Душа, наполненная сама к себе предельной любви и непонятной вражды. Душа, своими теплыми стопами, быть может, слишком верная земле, своими же холодными глазами, быть может, преждевременно отданная небу. Душа, хотя и раненая вечностью, но не спасенная в ней. Странная, призрачная, химерическая душа, по отношению к которой всегда возможен внезапный вопрос: да существует ли она вообще или ее в сущности нет, так как нет в ней подлинного духовного бытия? ******)

Ни фига себе! Хотя последнее предположение оставлено под вопросом, но общий смысл высказывания напоминает о том, что во многих культурах к представителям этого священного ремесла относились с энтузиазмом… но хоронили отдельно от всех.

30 июня 

По жизни мне везло быть в общении со многими интересными людьми – хорошими и разными. Что я вывел из своего опыта – масштаб личности не зависит от параметров среды. Я впадал в пессимизм, обнаруживая мелких людей в особо важных персонах, но обнадеживался заново, находя великое достоинство в простых людях. Когда на рынке личностей (понятие, принятое в социальной психологии) нет паритета между спекулятивной стоимостью и действительной ценностью, наступает упадок. Там, где конъюнктуру определяет спрос на гламурные стразы, а необработанные алмазы идут за бесценок, судить о будущем смешно, а о прошлом совестно.

Владимир Ермаков

*) Евангелие от Иоанна: 1; 3.

**) Стивен Хокинг «Краткая история времени»: 8.

***) Козьма Прутков «Плоды раздумья»: 104.

****) Платон «Тимей»: 37b.

*****) Марк Туллий Цицерон «О природе богов».

******) Федор Степун «Природа актерской души».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям