Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Осадок дня

07.08.2013

 22 июля 

Как много, если приглядеться, вокруг нелепого и нелогичного! В супермаркете кассирша отказывается продать спички вполне половозрелому пацану, требуя предъявить паспорт. (Я понял, что такое переходный возраст – это когда презервативы покупать уже можно, а спички еще нельзя.) Униженный и обиженный тинейджер хочет обжаловать отказ. Давай, не откладывай! – злорадно говорит кассирша, – кто запретил, тем и жалуйся. Она права: протестовать бестолку.

Решения власти можно критиковать, можно игнорировать, но нельзя оспорить. Административная деятельность в стране не поверяется реальностью. Резоны здравого смысла, на которых зиждется обыкновенная жизнь, имеют мало общего с высшими соображениями, которыми руководствуется законодательная власть.

Ни одно административное усердие не может быть остановлено и опротестовано иначе чем другим административным усердием – столь же целесообразным, но уже с противоположным вектором. На том стояла, стоит и стоять будет умонепостижимая громада российской бюрократии. Наш особый русский путь вымощен благими намерениями властей предержащих.

23 июля 

В это лето я завел на своем балконе сад камней. Из собранных по городу булыжников я сотворил инсталляцию, смысл которой не очевиден; не россыпь камней, но хорошо организованный беспорядок. Внимательный соглядатай сказал бы, что в этом хаосе есть своя система. Это своего рода медитативный тренажер, инструмент отрешения. Если вглядываться, но не вдумываться, возникает некое странное чувство…

Над моим жилищем в доме еще три этажа; кто-то из верхних жильцов завел обыкновение лузгать на своем балконе семечки, поплевывая свысока… Когда я выхожу в свой сад размышлять о бренности этого мира и обнаруживаю среди камней залетевшие сверху неряшливые скорлупки, вместо умиротворения испытываю понятное раздражение. Однако представив, что надо выявлять виновных и выяснять отношения, расхолаживаюсь.

Не люблю скандалов, и по мере возможности избегаю конфликтов; в оправдание уклончивости полагаю даосский принцип у-вэй (недеяние). В воображении возникает видение просветленного монаха, подметающего сад после осеннего вихря… Я вспоминаю основной принцип японской эстетики моно-но аварэ (грустное очарование преходящего) и перевожу житейскую досаду в элегический регистр:

Как лепестки сакуры

или скорлупки семечек –

 так летят наши дни…

24 июля 

Иммануил Кант отформатировал в моральный постулат философскую идею, которую можно назвать антропологической парадигмой: человек есть цель, а не средство.

Есть три внутренних измерения человеческого достоинства, и они таковы: крепость духа, дерзость разума и цельность души. А еще есть веселость сердца, – но этот счастливый дар мало кому дается.

Античность, впервые обналичившая философскими понятиями открытый кредит разума, была озадачена феноменом существования; оптимизация жизни стала главной заботой моральной философии. Люди учились быть людьми. Ораторы – владеть речью. Философы – властвовать собой. Политики – управлять другими. Гражданское право связывало воедино общественное благо и личное достоинство. Римская империя была первой попыткой разумного устройства мирового порядка.

Наивная надежда, что человека можно образумить, не выдержала испытания историей. Античность исчерпала себя, сменившись средневековьем, одержимым безумной идеей, что человека можно освятить. То есть преобразить его природу и тем спасти от самого себя. Философский стоицизм уступил историю религиозному экстремизму. Христианская вера, вызревшая во тьме катакомб, вышла на свет божий…

Последние римляне собирались в сумерках на опустевшем форуме, чтобы проявить мужество и сохранить достоинство. Безработные сенаторы и безлошадные всадники слонялись вдоль мраморных колоннад, ностальгически цитируя Горация и Вергилия. Под сандалиями шуршали скорлупки фисташек, оставленные варварами, захватившими вечный город и наплевавшими на его величие.

25 июля 

Порою от умственной усталости я впадаю в духовный оптимизм. И мне верится, что в некоем умозрительном пространстве непостижимым образом существует все, что исчезло. Deus conservat omnia. *)

Все, что становится лучше,

чем суждено по жизни,

исчезает из этого мира;

все, что стремится к совершенству,

Бог себе забирает…

26 июля 

Каждый, кто понимает, что он не каждый, пребывает в печали – как ангел, разжалованный в люди.

Каждый, значит, потерянный среди людей – как ангел, утративший память.

27 июля 

Агностицизм есть своего рода метафизическая амнезия. Сознание сознает в себе зияние: пустое место, где должно быть нечто иное… а ничего нет.

28 июля 

День PR-специалиста. Понятное дело, что публичных мероприятий в этот день не устраивается: политические технологии у нас засекречены надежнее всех прочих. Никто, кроме допущенных к государственным тайнам, не знает, как в выборной кампании 1996 года Борису Ельцину удалось за три месяца поднять рейтинг от плинтуса до потолка. Кто сотворил сие чудо? Бог весть. Профессиональные пиарщики, как и кадровые разведчики, пребывают в тени событий. Имиджмейкеры получают известность только с отставкой.

Английское слово image, прочно вошедшее в нашу жизнь, в оригинале многозначно: это, прежде всего, изображение, а также подобие, облик, образ, метафора, но еще – идол и даже икона. В общем – имидж. Вот еще интересное пояснение к этимологии термина. Французское слово image восходит к древнеримскому похоронному обряду. Оно первоначально обозначало голову покойного; ее отрезали после смерти, высушивали в очаге и насаживали на палку, а затем водружали на крышу; затем это слово стало обозначать снятую с лица восковую маску, затем восковую живопись, изображающую черты усопшего на пеленах мумифицированной головы. **) Как-то жутковато…

Как порождается имидж? Путям спекуляции священными вещами. Классический пример: в системе римских верований особое место занимали лары – обожествленные персоны предков; Октавиан Август установил правило почитать гений императора наряду с ларами, – чтобы часть магического престижа великих мужей древности переводилась на личный счет императора.

Чтобы вызвать воодушевление, политтехнологи занимают воображение: в общественное сознание внедряется харизматический образ вождя. Государство от первого лица заявляет свои претензии на величие, однако это величие достигается за счет умаления каждого в масштабе целого. По мере того, как римские императоры исполнялись божественного достоинства, римские граждане впадали в человеческое ничтожество. Все исторические ресурсы уходили на то, чтобы поддерживать имидж высшей власти.

Претензии государства и желания людей не совпадают в реальной политике: издержки официоза оплачиваются за счет социальных фондов. Общественное согласие достигается в державном мираже путем уничтожения отдельных иллюзий. Главное, чем занимаются политтехнологи – организуют общественное мнение. Мнение – от мнить (см. М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка»). Мнить по Далю означает думать, полагать или предполагать. Далее у Даля идут уточнения: мнимый – на одном только мнении основанный, неистинный, неподлинный, призрачный и воображаемый, видимый и обманчивый. (Мастера пиара на каждом уточнении потирают ловкие ручки…). Характерен пример словоупотребления, приведенный Далем: Он себе мнится всех умнее. Да уж… устойчивое самомнение – основное состояние всякого авторитета.

Конечным продуктом PR-работы является рейтинг проекта. Рейтинг политика показывает степень электорального доверия к созданному имиджу. Информационное пространство создает огромные возможности целенаправленной обработки массового сознания. Стоит развесить уши, как на них навешают лапши. Метафорой пиара может служить присказка французских рестораторов: под хорошим соусом дохлую кошку скормить можно. Однако все доверие исчезает, как только начнешь проверять его реальностью: мир по мнению и мир по истине не совпадают во времени и пространстве. Виртуальный мир есть не что иное как продуманная система мнимостей.

Наглядный пример употребления пиар-технологий для успешной карьеры можно найти в сказке Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Добрая фея, будучи не в силах превратить злого уродца в умного красавца, решила помочь ему иначе – отныне все его подлости выглядели в глазах окружающих наилучшим образом, а все его глупости списывались на других. Но если дочитать историю до морали, ничего хорошего из этого PR-проекта не вышло. Как сказал наш классик, осел останется ослом, хотя осыпь его звездами. ***) Можно на какое-то время извратить реальность, но нельзя ее превозмочь.

Преданья старины глубокой в значительной степени есть ментальные останки древних политтехнологий. Деяния князей в писаниях книжников толковались в нужном смысле. Вот во времена удельных междоусобиц один из князей, изгнанный из Новгорода, обратил в пепел Торжок и ограбил окрестности. Сей князь, имев сильное войско союзное, не дерзнул вступить в битву, довольный разорением многих селений, и через два года умер, хвалимый в летописях за его добродетель, бескорыстие и любовь к дружине. ****) Имя князя значения не имеет; мало ли таких деятелей было в нашей истории на горе гражданам? Вот еще пример из тех же лет. В очередной распре, задолго до татар, свои же князья захватывают стольный град Киев. Победители, к стыду своему, забыли, что они россияне: в течение трех дней грабили, не только жителей и домы, но и монастыри, церкви… – и добродушный летописец, желая извинить грабителей, сказывает нам, что киевляне были тем наказаны за грехи их и за ложные церковные учения… ****) Вот ведь, шельма, как ловко истолковал!

В другие времена ангажированные книжники с таким же благонамеренным старанием аргументируют закономерность пролетарской революции, обоснованность сталинских репрессий и целесообразность ельцинской приватизации.

Черт бы побрал харизматических вождей иже с ними добродушных летописцев…

Владимир Ермаков

*) (лат.) – Бог сохраняет все.

**) Паскаль Киньяр «Тайная жизнь».

***) Гаврила Державин «Вельможа».

****) Николай Карамзин «История государства Российского»: II, гл. XVII.

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям